Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Образование.kg: платная услуга или общественное благо?

25.01.2015

Автор:

Теги:
Образование.kg: платная услуга или общественное благо? - Н.Ганыева

Многие студенты признаются, что нередко идут на учебу без энтузиазма, а лишь потому, что нужно закончить вуз и получить долгожданный диплом. Да и сессия не вызывает особых волнений. "А чего переживать, ведь можно "развести" ее на 10-15 тысяч сомов, и дело в шляпе", - рассуждают они.

В современном обществе идея "рыночных отношений" становится доминирующей, проникая во все виды человеческой деятельности. Практически все рассматривается сегодня как товар или услуга, а любой человек – как их производитель или потребитель. Касается это и вузов.

Правила диктует заказчик

Все чаще в публикациях специалистов говорится об образовании как о комплексе платных услуг. Такого мнения придерживаются и зарубежные специалисты. "Важно то, что мы рассматриваем данную сферу, да и научную работу в качестве услуги. Не как великую миссию (хотя "сеять разумное, доброе, вечное" всегда будет первейшим предназначением вузов), а как практическое реальное дело, нацеленное на удовлетворение потребностей заказчика – самого студента и его будущего работодателя. Пришло время делать акцент на прагматические вещи. Ведь наше дело – предоставлять, продавать то, что требует рынок, что необходимо для экономического роста, что нужно, наконец, самому массовому потребителю. А это уже новая философия. И во многих вузах это понимают", - утверждает кандидат социологических наук Владимир Качалов.

Молодое поколение не отрицает тот факт, что часто слышат подобные суждения и от самих преподавателей.

Период застоя

А вот доцент кафедры психологии и педагогики Бишкекского гуманитарного университета Гульнара Нурмамбетова не совсем согласна с подобной формулировкой. "У меня двоякое мнение на этот счет. С одной стороны, это услуга, и поэтому у всех есть доступ, каждый имеет право на обучение, даже если не прошел конкурсный отбор. Но есть вторая сторона медали: падает качество знаний. Студенты считают, что раз они платят, то мы должны "вдалбливать" в их головы знания и автоматически ставить оценки. На самом деле надобно еще и правильно принимать знания. Здесь большую роль играет самообразование. Поэтому, мне кажется, образование должно быть общественным благом. Человеку нужно прививать с детства, что для достижения определенных результатов в жизни и работе необходимо учиться. Если бы каждый родитель с младенчества уделял каждый день своему ребенку хотя бы полчаса времени на обучение! Как говорится, все начинается с семьи", - поясняет Гульнара Нурмамбетова.

В Национальном институте стратегических исследований КР в исследовании результатов реформы образования отмечают, что она проводилась в силу необходимости, как следствие влияния извне. Эксперты отмечают, что коммерческие отношения снижают качество обучения. Потому что студенты могут заплатить за оценку, за курсовые работы и нередко - за дипломы. Это очень огорчает. Сейчас у многих наблюдается апатия, инфантилизм, нет стремления к знаниям. При этом получить "корочки" и устроиться на работу хотят все. Ведь в любую структуру и компанию требуется образованный человек, специалист, а тот, кто плохо учился, даже собеседование провалит. Однако есть прогнозы, что уже через 2-3 года начнется тенденция к повышению качества обучения. Сегодняшнюю же картину в целом можно охарактеризовать лишь как период застоя.

Анонимно и беспристрастно

Как рассказала ИА "24.kg" научный сотрудник Национального института стратегических исследований Бермет Иманалиева, на сегодня данная сфера находится на начальном этапе реформирования. "Есть много прогрессивных идей, соответствующих мировым тенденциям и учитывающих политическую и экономическую ситуацию в стране. Например, политика реорганизации государственных учебных заведений, перевод их на полное самофинансирование. Также обсуждаются вопросы подушевого финансирования", - утверждает она.

Заведующий отделом высшего профессионального образования Министерства образования и науки Абдыманап Жолдошов отмечает, что введение двухуровневой, так называемой болонской системы обучения, является положительным моментом. "Она подразумевает под собой кредитную систему оценок. Студент может самостоятельно выбирать профильные предметы и преподавателей. Выпускникам присваиваются академические степени бакалавра и магистра. Такое нововведение очень удобно, так как после 4 лет учебы студенты получают дипломы и как молодые специалисты могут трудоустроиться на работу, за исключением преподавания в вузе. А если хотят дальше продолжать развиваться в научной сфере, то поступают в магистратуру", - поясняет Абдыманап Жолдошов.

"В связи с переходом на болонскую систему за последние годы наблюдается положительная тенденция, повышение уровня знаний. Так как сейчас проверка осуществляется через анонимное тестирование, преподаватель не видит ни имени, ни фамилии, не знает, чьи ответы перед ним, - двоечника или отличника, а только шифр. Зная это, студенты стараются учиться лучше, многие подтянулись, уже видны результаты", - говорит Гульнара Нурмамбетова.

Первый учитель

"Я учусь на медфаке Кыргызско-Российского Славянского университета, у нас хороший уровень преподавания, профессора дают нам необходимые знания. Однако существуют другие проблемы, это условия учебы, оснащенность оборудованием, нехватка учебной базы. Кроме того, нет подобающих зданий и помещений, вот и приходится учиться, откровенно говоря, в подвалах. Все-таки мы будущие врачи, и хотелось бы лучших условий", - рассказывает студентка вуза Мадина Келехсаева.

Словно в повести Чингиза Айтматова "Первый учитель", когда детям приходилось "грызть гранит науки" в сарае, сегодня многие студенты вынуждены писать на коленях. Не хватает столов, стульев, занятия проводятся в неприспособленных для этого помещениях, в которых зимой отсутствует отопление.

Такая обстановка не только в данном вузе, это лишь один из десятков примеров. При этом обучение год от года стоит все дороже.

Тонкая грань

По словам доцента кафедры истории БГУ Токтобека Рыскулова, образование является одним из основных базовых факторов развития государства, и в эпоху информации от образования зависит практически все.

"Пока я немного опасаюсь реформ в данной сфере. Да, безусловно, нужно опираться на зарубежный опыт, но при этом нельзя забывать и традиции. В 30-е годы японцы и американцы взяли для себя на вооружение советскую систему обучения, ведь это неспроста. Такие вещи нужно сохранять. Раз это связано с национальной безопасностью, значит, определенная часть образования должна быть бюджетной, без этого государство не выживет и не вытянет. Сейчас появилось довольно много и частных, и смешанных региональных учебных заведений, которые не имеют достаточно качественной базы", - поясняет Токтобек Рыскулов. Он отмечает, что данная сфера требует определенного финансового вливания и стратегии развития. И ответственность за это лежит на руководстве страны.

Еще не так давно считалось, что бесплатное (на всех уровнях) образование – великое достижение и необходимое условие развития страны, а теперь, по сути, происходит почти полный разворот в общественном сознании. Где же истина? Чем же должно быть образование: индивидуально предоставляемой человеку частной платной услугой или бесплатным для всех членов общества благом? Ответа на этот вопрос пока нет.

Нуржамал ГАНЫЕВА

Источник - 24.kg


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение