Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Анатолий Башмаков: «Я называю Казахстан «духовной Меккой человеческой цивилизации»

22.01.2015

Автор:

Теги:

В Казахстане 2015 год указом Президента Нурсултана Назарбаева объявлен Годом Ассамблеи народа Казахстана. Таким образом республика отметит 20-летний юбилей АНК. Об эволюции уникального института гармонизации межэтнических отношений, который за период своей деятельности стал полноправным субъектом политической системы страны, в интервью нашему корреспонденту рассказал заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий кафедрой АНК Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Анатолий Башмаков.

 

 

- Анатолий Афанасьевич, применительно к Ассамблее народа Казахстана нередко употребляется эпитет «уникальный». Ее называют уникальным институтом гармонизации межэтнических отношений, уникальным инструментом народной дипломатии и т.д. Насколько реальны подобные оценки?

- Я думаю, уникальность Ассамблеи народа Казахстана подтверждается многими фактами эволюции этой структуры – от идеи создания, до того статуса, которым АНК наделена сегодня в политической системе страны.

Начнем с того, что сама идея создания Ассамблеи принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Впервые она была озвучена Главой государства в 1992 году, на Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости, а спустя три года, 1 марта 1995, вышел указ Президента Казахстана об образовании Ассамблеи народа Казахстана первоначально в статусе консультативно-совещательного органа при Президенте РК. Однако в новом тысячелетии роль и общественно-политическая значимость Ассамблеи как важного инструмента обеспечения мира и согласия в полиэтничном и поликонфессиональном государстве обусловили необходимость придания ей нового «качества». В результате проведенной в Казахстане в 2007 году конституционной реформы АНК обрела конституционный статус и право делегировать своих представителей Мажилис – нижнюю палату Парламента РК, а еще год спустя, после вступления в действие не имеющего аналогов в мире Закона Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», стала полноправным субъектом политической системы страны.

Все эти факты по сути своей уникальны, как и то, что инициатором всех эволюционных преобразований в отношении Ассамблеи всегда был Президент  Нурсултан Назарбаев. Это яркое свидетельство того, что вопрос обеспечения единства, мира и согласия в стране с первых дней обретения независимости Казахстаном является важнейшим приоритетом внутренней политики страны, неотъемлемой частью политической культуры казахстанцев, своеобразным идеологическим базисом стабильного развития. 

С учетом всех этих фактов, считаю, закономерным и справедливым то, что Первому Президенту Казахстана принадлежит право пожизненно возглавлять Ассамблею народа Казахстана.

В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 394 члена с учетом региональных представительств. Это активисты этнокультурных и иных общественных объединений, представители государственных органов и люди, пользующиеся в обществе особым авторитетом. 

Вся деятельность Ассамблеи, как уже было отмечено, направлена на обеспечение межэтнического согласия в республике, на формирование казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.

В реализации этих целей АНК тесно взаимодействует с государственными органами, институтами гражданского общества по вопросам межэтнических отношений, создания благоприятных условий для укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе, укрепления единства народа. А также оказывает содействие госорганам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. 

Важнейшей и уникальной особенностью Ассамблеи является гарантированное представительство в высшем законодательном органе страны. В Мажилисе девять депутатов от АНК представляют интересы всех этносов страны. 

За годы существования Ассамблея накопила солидный консолидирующий опыт и интеллектуальный потенциал. Без преувеличения можно констатировать, что этот уникальный институт народной дипломатии, объединяющий представителей более 100 этносов нашей страны, сыграл огромную роль в сохранении стабильности и поступательном развитии республики. Во многом благодаря работе Ассамблеи в республике сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, когда каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией.

 

- Однако эволюция продолжается… Не так давно Ассамблея обрела, если так можно выразиться, новую «форму институализации» – в республике на базе ведущих вузов начали открываться специализированные кафедры АНК. Первая из них, которую вы возглавляете – в Евразийском национальном университете…

- Наша кафедра была открыта в июне 2013 года, но вообще идея о создании кафедр Ассамблеи народа Казахстана возникла значительно раньше. Кафедра – своего рода, трибуна и рупор Ассамблеи. Решение об открытии таковой на базе Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева неслучайно. Великий русский тюрколог Гумилев в своей теории этногенеза обосновал собственный взгляд на комплиментарность тюрков и славян, на их гармоничную похожесть в правилах жизни, на их этническую толерантность.

Это послужило базовой основой создания кафедры АНК именно здесь. Побудительным мотивом стала также идея объявления 2015 года – Годом Ассамблеи народа Казахстана, для организации и проведения которого создана специальная Государственная комиссия.

Тематический год подразумевает комплекс мероприятий. Но их вряд ли можно назвать развлекательными. Это будет год решений, год важных экономических, социальных и правовых мер. Если говорить концептуально: это должен быть год духовного «воспроизводства» казахстанского общества, год укрепления единства народа, его сплоченности. И в этом, как ожидается, будет велика роль наших кафедр. Говорю во множественном числе, поскольку их уже в Казахстане – 13. Они существуют в Кокшетау, Кызыл-Орде, Петропавловске, Уральске, Атырау и других городах. 

 

- Что есть такое кафедра АНК в идейном замысле и как этот идейный замысел реализуется на практике? Можно ли расценивать создание кафедр АНК в качестве базовых структур подготовки специалистов в межэтнической сфере? 

- Кафедра АНК – междисциплинарная, она отличается от типовых кафедр и имеет триединую задачу: воспитательную, учебно-образовательную и задачу научного обеспечения. Наша цель – не подготовка специалистов в области этнополитики, а формирование у студенческой и учащейся молодежи основ этнической культуры и толерантности. Это важно всем, независимо от профессии будущего специалиста и обладателя диплома университета. Сегодня мир богат, к сожалению, фактами и примерами этнического разлома. Порой приходишь к мысли: «А не прав ли Хантингтон, обосновавший в середине прошлого столетия теорию конфликта цивилизаций»? Ведь то, что мы видим сегодня в Европе, в частности в Германии, Франции, Англии, в Ираке, Ливии и других государствах, заставляет задуматься и с беспокойством относиться к перспективам человеческой цивилизации.

Но Казахстан со своей уникальной моделью Назарбаева, вопреки учению Хантингтона, вопреки трагическим цивилизационным противостояниям, в реальности утверждает идею гармоничного сосуществования и развития культур.

 

- На каких принципах и дисциплинах строится учебная программа кафедр? Помимо теоретических занятий предполагает ли курс обучения развитие практических навыков развития толерантности, полиэтнической культуры? 

- Перефразируя научные выводы Гумилева и добавив в них собственных эмоций, скажу: Казахстан – это алмазная россыпь, пожалуй, единственное в мире диво, которым не перестаешь наслаждаться и любоваться. Любоваться и гордиться, прежде всего, людьми – настоящими пассионариями, толерантными, добрыми и гостеприимными. 

А ландшафт Казахстана? Разве это не радует глаз? А сама Астана? Это не просто чудо-город. Это город толерантной этнокультуры.

Здесь есть все, что отражает многоликость зодчества и мировой архитектуры.

Вы можете пройтись по Парижскому и Миланскому кварталам, полюбоваться архитектурой Английского квартала, здесь же Пекин-палас, красивейшее здание на манер китайской пагоды, захотите отдохнуть и насладиться грузинской кухней – пожалуйста, есть ресторан «Багратиони», соскучитесь по Москве? Зайдите в жилой комплекс «Московской высотки»!

Впрочем, от лирики – к теме. Учебная программа на кафедре не громоздка, но достаточна для тогго, чтобы у молодых людей закладывать основы толерантности. Мы не хотим замыкаться только на открытии таких кафедр при университетах. Мы не хотим превращать эту работу в фарс и кампанейщину. Нет, ни в коем случае! Тут важно не терять чувство меры. Но уже сейчас мы создаем  Центры этнической культуры при колледжах. Думаем расширять подобные центры и в школах. Кафедры и центры этнической культуры должны стать опорными пунктами воспитания высоких нравственных норм у молодежи. Школа, учебные заведения – это национально образующие, формирующие идентичность структуры. Сегодня не идеологи (либеральные, неолиберальные) определяют прогресс и будущее любого общества, а идентичность. События в Париже, во Франции этот вывод подтверждают.

 

- Возможно ли, в принципе, воспитать в молодых людях навыки толерантности, если мир изобилует свидетельствами очень жестких межкультурных, межцивилизационных противостояний, ареал распространения которых постоянно ширится? 

- Думаю, не просто возможно, а мы это обязаны сделать! Казахстан это уже доказал. Для традиционного общества важнейшим фактом его укрепления является сохранение исторической памяти. Нельзя допустить даже малейшего проявления сублимации, подмены понятий. Наш Президент является не только гарантом Конституции, но и гарантом исторической и духовной преемственности. Его недавние размышления у подножия горы Улы Тау и предложенная им гуманистическая концепция «Мәңгілік Ел» - это духовный камертон в укреплении единства казахстанского общества.

У нас в стране недопустимы любые проявления неуважительного отношения  представителей одной культуры в адрес представителей других. Тем более – факты кощунственного глумления, оскорбляющие достоинство верующих.

 

- В советские времена Казахстан называли «лабораторией дружбы народов». В современную эпоху республику также нередко именуют «островком стабильности» в бушующем конфликтами мире. По вашему мнению, отражают ли подобные оценки реальную ситуацию в межэтнической сфере в стране? 

- Я с гордостью называю нашу страну «духовной Меккой земной цивилизации». 

Свидетелями адекватности этой оценки мы станем в мае 2015 года, когда в Астане соберется очередной V Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Добавлю только одно: для Нурсултана Назарбаева вопрос укрепления экономики был и остается очевидно первостепенным. Тем более сейчас, когда вызовы глобализации становятся все более серьезными и жесткими. 

Но для нашего Президента экономика – это инструмент. А человек, его душа – цель.



Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение