Back in Astana: возвращение «нормандского формата»?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В этих условиях для Казахстана и России, при их действиях по принципу одной команды, важно добиться для начала полного прекращения огня и выполнения других ключевых положений Минского соглашения по Украине противостоящими друг другу на ее территории сторонами. Необходимо создать пространство для диалога, не теша себя иллюзиями и завышенными ожиданиями. «Заговорить» конфликт вряд ли удастся, но продвинуться в сближении позиций «нормандско-астанинский формат» все же позволит.
Back in Astana: возвращение «нормандского формата»?
Возобновление Киевом активных военных действий на Донбассе,окончательно деноминировало действие минских соглашений. И уже сам Порошенко,столкнувшись с тем, что контрнаступление украинских войск и бои за донецкийаэропорт не увенчались быстрым и очевидным успехом, заговорил о необходимостисрочной встречи «нормандской четверки» в Астане. «Мирные призывы» Порошенко,прозвучавшие много позже вполне конкретных предложений Владимира Путина о планеотвода подразделений украинской армии и войск ополченцев, стоит рассматриватькак риторику, в очередной раз рассчитанную на обеспечение возможности дляперегруппировки сил. Однако сам факт возвращения к «нормандскому формата»,безусловно позитивный момент, позволяющий продолжить поиски выхода изгеополитического тупика. Причем участие Казахстана в данном процессе становитсявостребованным практически всеми заинтересованными сторонами. Визит ФрансуаОлланда в Астану и Москву, последующие поездки Назарбаева в Киев, Москву иБерлин и его телефонные разговоры с президентами России и Украины во второйполовине декабря 2014 – первой половине января 2015 гг. демонстрируют активнуювовлеченность Казахстана в процесс урегулирования украинского кризиса. Эта рольособенно важна для России. Очевидно, что в контексте украинского кризиса Казахстан иРоссия имеют собственные интересы и позиции, этими интересами обусловленные. Исполняяискусственно навязанную роль стороны геополитического конфликта вокруг Украины,Россия вынуждена так или иначе придерживаться жесткой линии, отстаивая своипозиции перед Западом. Казахстан же, благодаря своей многовекторной внешнейполитике и личному авторитету Нурсултана Назарбаева за рубежом, способенразрядить остроту, проявляющуюся в переговорных процессах по разрешениюукраинского кризиса. Безусловно,  возможности Казахстана для влияния на ЕС иотдельные европейские страны сильно ограничены. В этой связи он способенвыступать в качестве посредника больше между Россией и Украиной, чем вотношениях между первой из них с Западом. С другой стороны, поддержка Москвоймиротворческих усилий Астаны способствует повышению авторитета последней зарубежом. Абсолютно очевидно, что  процесс урегулирования кризисной ситуации вУкраине способен затянуться на неопределенное время. Последняя встреча глав МИДЕС показала, что западные страны намерены продолжить давление на экономикуРоссии через режим санкций. В этих условиях для Казахстана и России, при ихдействиях по принципу одной команды, важно добиться для начала полногопрекращения огня и выполнения других ключевых положений Минского соглашения поУкраине противостоящими друг другу на ее территории сторонами. Необходимосоздать пространство для диалога, не теша себя иллюзиями и завышеннымиожиданиями. «Заговорить» конфликт вряд ли удастся, но продвинуться в сближениипозиций «нормандско-астанинский формат» все же позволит.  Сергей Малышев

Поделиться: