Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ЕАЭС-2015: вступают в действие новеллы...

15.01.2015

Автор:

Теги:

С 1 января 2015 года мы живем в новой реальности, название которой –  Евразийский экономический союз. О том, какие нововведения привнес факт создания нового субъекта международного права, шел разговор на состоявшейся в ИТАР-ТАСС пресс-конференции с участием члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Сулейменова, представителей бизнес-сообщества и законодательной власти Казахстана.

Актуальность темы пресс-конференции подтверждается фактом: несмотря на широкое освещение и обилие дискуссий в экспертных кругах, в общественном сознании пока еще нет четкого содержательного понимания того, какие блага сулит гражданам государств-участников создание международной организации региональной интеграции. 

Нормативно-правовая база этих «благ» достаточно объемна: Договор о создании ЕАЭС – «документ-фолиант» прямого действия, включающий в себя положения порядка 250 международных договоров и соглашений, состоящий из 28 разделов и дополненный 33 приложениями. Осилить такой объем новелл не каждому под силу, поэтому, открывая встречу с представителями СМИ, Тимур Сулейменов акцентировал внимание на главных и наиболее важных аспектах. 

В первую очередь было отмечено, что договор обеспечивает «четыре свободы» - передвижения по территории союза товаров услуг, капиталов и рабочей силы. 

Здесь следует заметить, что свободное движение товаров, за исключением некоторых изъятий, осуществляется на пространстве Таможенного союза с 2011 года. Новый договор гарантирует полноценное воплощение трех остальных свобод. 

В сфере услуг, в частности, предусматривается возможность их оказания на всем пространстве ЕАЭС без необходимости регистрировать юридическое лицо в каждой из стран-участниц союза. То есть, имея регистрацию в одной из стран ЕАЭС, услугодатель может работать в других странах-партнерах, минуя былые и необходимые в прошлом бюрократические процедуры. 

Кроме того, в документе зафиксирована норма о взаимном признании лицензий и иных юридических документов. Как известно, государственное регулирование различных сфер деятельности в разных странах существенно разнится. Плюс ко всему – это, как правило, еще и достаточно громоздкая, разветвленная система. Теперь, лицензии, выданные в одном государстве, будут признаваться в других государствах союза, что избавит предпринимателей от необходимости проходить повторно лицензионные и квалификационные процедуры. По словам министра, в договоре заложен «четкий алгоритм достижения результата». 

В части свободы передвижения рабочей силы определенные преференции также существовали уже в формате Единого экономического пространства. В частности, было исключено требование по получению лицензии на привлечение иностранной рабочей силы, отсутствовали меры по защите внутреннего рынка труда. 

Новеллой в этом контексте является норма о взаимном признании дипломов практически по всем профессиям, за исключением четырех видов деятельности: медицинской, юридической, педагогической и фармацевтической. По всем остальным специальностям обеспечено прямое юридическое признание дипломов об образовании. Этот шаг Т. Сулейменов назвал «существенным плюсом и привилегией в рамках союза».  

Не менее важная преференция – вопрос налогообложения. 

- С первого дня работы по контракту граждане, работающие на территории другого союзного государства, будут облагаться налогом на доходы по резидентской ставке, - констатировал министр. 

К слову, ранее ставки налогообложения для физических лиц-резидентов и нерезидентов существенно различались не в пользу иностранцев. Поэтому факт их выравнивания весьма оптимистичен, так же как и норма о равном доступе граждан государств-участников ЕАЭС к социальным благам (медицинское обслуживание, образование и т.д.), независимо от статуса их пребывания на территории той или иной страны союза. 

Более долгосрочный эффект предполагается в отношении свободного движения капитала и единого финансового рынка – создать его в одночасье невозможно. Но и в этом сегменте сделан серьезный задел. 

- Мы прописали контуры и заложили институциональные основы создания и регулирования такого рынка: к 2025 году на основе гармонизированного законодательства будет создан единый регулятор финансового рынка в Алматы, - констатировал Т. Сулейменов. 

Депутат Мажилиса Парламента Казахстана, партийный куратор по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства» Айгуль Соловьева 

проинформировала о том, в каких приоритетных направлениях реализовывался законотворческий процесс в период подготовки к вступлению силу Договора о создании ЕАЭС. 

- По кардинальным мерам внесены изменения в 95 законов и в 11 кодексов. 

Многие барьеры были сняты, в сфере поддержки бизнеса мы переходим от разрешительных процедур к уведомительному характеру, - подчеркнула депутат. 

По ее словам, законодательные новеллы, обусловленные углублением процесса интеграции, созвучны задачам, сформулированным Президентом Казахстана 

Нурсултаном Назарбаевым в Послании «Нурлы жол», которое является своеобразным ответом на вызовы современности.  

В соответствии с положениями программного документа из Национального фонда республики выделены средства на развитие семи приоритетных направлений, а законодатели уже приняли ряд документов, направленных на стимулирование развития бизнеса и привлечение инвестиций в реальный сектор экономики страны. На очереди – законы о госзакупках, об ограничении государственного регулирования предпринимательской деятельности. 

В свою очередь заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахим Ошакбаев констатировал растущую активность бизнес-сообществ государств-участников ЕАЭС в процессе формулирования и совершенствования нормативно-правовой базы союза.

Национальная палата предпринимателей Казахстана – пример воплощения континентальной модели организации бизнес-сообществ, согласно которой каждый субъект бизнеса считается ее членом. Сама же НПП законодательно наделена эксклюзивным правом представлять позицию бизнеса в диалоге с правительством и госорганами. Одна из функций казахстанской палаты – представлять позицию бизнеса еще и в процессе евразийской экономической интеграции. 

- Благодаря этому, бизнес-сообщество Казахстана активно проявило себя в разработке Договора о создании ЕАЭС. Мы участвовали в заседаниях практически всех рабочих групп, представили более 120 предложений, 90% из которых нашли отражение в договоре, - сказал Р. Ошакбаев. 

По его мнению, нормативно-правовая база ЕАЭС существенно превосходит по качеству нормативно-правовую базу Таможенного союза. Впрочем, и она в настоящее время активно развивается. В краткосрочной перспективе предусматривается принятие 126 документов, которые существенно улучшат многие действующие нормы. 

Главный акцент в работе на текущий момент - разработка Таможенного кодекса ЕАЭС. Его проект, в разработке которого активно участвуют предприниматели всех государств-участников союза, уже направлен на внутригосударственное согласование. 

- Таможенный кодекс Таможенного союза – одна из серьезных проблемных точек интеграционного объединения. По нашей оценке, он существенно уступает национальному Таможенному кодексу Республики Казахстан до создания ТС и отягощает таможенное администрирование во всех государствах союза. Поэтому и у нас, и у наших коллег в Российской Федерации и в Беларуси очень большие ожидания от нового документа. В нем присутствуют концептуальные вещи, которые существенно упростят многие таможенные формальности и будут соответствовать лучшей мировой практике, - резюмировал представитель НПП.  

Также в ходе пресс-конференции председатель оргкомитета Евразийского бизнес-форума Куаныш Даутов представил промежуточные итоги подготовки к очередному форуму, который состоится в апреле в Алматы, и пригласил к участию в нем российских коллег.

 
Ольга Казанцева 

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение