Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Владимир Сунгоркин: «Разговор об информационной безопасности Казахстана – промысел коммерческий»

14.01.2015

Автор:

Теги:

Один из наиболеевлиятельных  медиаменеджеров России, главный редактор «Комсомольской правды» ВладимирСунгоркин, что называется – нарасхват. Но даже в вырванные из цейтнота полчасаон успевает рассказать о многом. Рассказать в свойственной ему манере – не серои не скучно…   

 

Вдухе Салтыкова-Щедрина: «История одного ЕАЭСа»

 

-Представляет ли информационный интерес для газеты, которая позиционирует себя«не серой и не скучной», тема евразийской интеграции? Сегодня нередко экспертывысказывают мнение о том, что информационное сопровождение этого межгосударственного проектапровалено… На ваш взгляд, какие креативные решения возможны в этой сфере?

-Первое: я действительно считаю, что на эту минуту все информационноесопровождение провалено. Но: провалено – и провалено! У нас еще столько всегопровалено, что это не самое большое горе.

Вотнедавно, 16-17 декабря, в стране был очень серьезный кризисный момент,  когда через соцсети была распространенаинформация, вернее направленная дезинформация (сейчас этим занимается ФСБ), отом, что  ночью отключатся платежныекарты, будет деноминация, будет «ужас, ужас, ужас!». В принципе, нас Господьуберег, потому что в эти два дня из банков выгребли гигантское количестводенег. Их возили самолетами, грузовиками, лишь бы удержать. И в этот период ниодна собака высокопоставленная, не обратилась к народу с какой-либоинформацией. Все банки закрылись, но никто ничего не сообщал. Денежные-тохранилища выдержали, но могла рухнуть сеть, которая обеспечивает операции,платежная система, могли не выдержать компьютеры, электронные коммуникации. Иесли бы они рухнули, возникла бы ситуация: деньги есть, но людям невозможнообъяснить, что им их не дают, потому что не работают компьютеры.

Нафоне этого, ну, подумаешь, чего-то мы не дорассказали про ЕАЭС…

Ядумаю, информационная кампания провалена чисто технологически. Почему? Вот вамизвестна фамилия человека, отвечающего за информацию в этой организации? Мне –не известна! Надо с этого начинать, это первая причина: почему «пушки нестреляли» - не было снарядов. Но есть еще пятнадцать причин. Так и тут,информационные пушки не стреляют, потому что нет пушкаря, для начала. Вообще-то,я не исключаю, что он есть. Просто он настолько законспирирован, что никому неговорит, такое тоже бывает…

Второе:есть ли сама тема? Тема есть. Но когда говорят: «Киргизия присоединилась,Армения вошла, Казахстан – здесь, Россия – тут…», - возникает большоеколичество вопросов, самых примитивных: как это повлияет на возможностирядового человека – по товарной массе, по услугам, по поездке к родственникамили знакомым на Иссык-Куль? Это там что теперь будет?

Дальше– поведение субъектов экономики. Допустим, разговор с «Трансаэро»: «Вы в связис этим будете ли увеличивать количество рейсов на Бишкек? Возникли лидополнительные варианты в Астану? Возможность удешевить билеты»? Аналогично–  с РЖД и так далее. То есть если быбыла нормальная информационная политика, если бы был человек, он бы задалсявопросом: а по каким «точкам» мы можем рассказывать про это объединение?

Иточки такие есть, чтобы зритель, гуляя по каналам, сказал: «Опа, че там? Ну-кадавай, мать, послушаем»!

Людейведь цепляет не то, что «ЕАЭС создан… Комитет провел двадцать пятоезаседание…»! Ну, провел и провел… У нас своя жизнь – у вас своя! Но черезсамолеты, через магазины, через товары, через какие-то национальные интересныештучки, - другой разговор!

Знаете,есть какие-то ключевые слова, «крючочки», на которые человек «бровь поднимает»:«озеро Севан», «озеро Иссык-Куль – песок золотистый, горячий!», «дешево»,«гастарбайтер» – на это, как в поисковике в Интернете, откликается психологиялюдей. Вот такие слова, которые интересуют обывателя, мы вытаскиваем наобложку, а к ним уже пришпандориваем слово «ЕАЭС», и – пошла телега! Пошлоцитирование, пошли вопросы-ответы, какие-то встречи, заявления.

Новедь ничего этого сегодня нет! Можно? Можно! Но нет…

Чтобывает на самом деле в таких бюрократических конторах? Я наблюдаю, как строитсясейчас государственная, вернее межгосударственная система, и могу вамрассказать. В информационном поле применяется, как правило, два метода.

Первыйя для себя назвал бы условно «Дурочка с переулочка». Это когда появляетсякакая-то молоденькая девочка, ну, неплохая, в целом, которая ничего и ни в чемне понимает. Но у ней – надменный вид, она чья-то полюбовница или дочка, и ейговорят: «Ты – молодость мира, наше будущее! Ты будешь начальником СМИ»! И онана это ведется. Ей дают 150 штатных ставок, и они начинают «креативить», что-тосоздавать, тратить бюджет и потом их всех выгоняют… Но выгоняют через полгода,когда все уже украдено.

Иони размещают свое «размещалово», условно говоря, в газете «Ведомости» илисоздают «Вестник ЕАЭС», тиражом не важно каким. Причем этот «Вестник» обычното-о-лстый такой, на мелованной бумаге и стоит два миллиона. Не читает егоникто, он валяется где-то по кабинетам. На первой странице там – портретХристенко, на второй – президент Киргизии, на третьей – президент Армении, начетвертой снова Христенко, в конце – снова Христенко и жена его Христенко, онаже Голикова, - ну, вот эдак, на десерт! Все довольны! Деньги растрачены…

Второйвариант. Его я называю «Заслуженный барбос» – это такой важный, толстый,чиновник, который прошел все политические испытания и который знает: надопомалкивать! Задача его в том, чтобы про ЕАЭС никто ничего не узнал…Он, когдаему звонишь, говорит, мол, это вопрос серьезный, мы будем согласовывать…

Дальшеего проверенные службы из отставных полковников всех видов войн начинают писатьпресс-релизы. Пресс-релизы будут рассылать в космос куда-то, где их, не читая,будут сбрасывать в корзину. Вот, собственно, такие перспективы.

Втретьей части, если уже совсем будет туго, меня пригласят в администрацию искажут: «Володя, помоги, пожалуйста»! И мы там у них немного денег отщипнем ипопробуем из этой мертвечины что-то сделать. Но будет уже 2016 год…

Воттакая, примерно, в духе Салтыкова-Щедрина история: «История одного ЕАЭСа»…

 

Коммерческийпромысел «спасения»

 

- ВКазахстане после украинских событий некоторые медийщики и политикиобеспокоились информационной безопасностью. Действительно ли нам стоитопасаться российских СМИ?

-Если я скажу банальную вещь - нет, не стоит опасаться, -  вам это не понравится. В принципе, все игрына информационной безопасности – это, в моем понимании, игры, связанные сперераспределением материальных потоков. Это очень приятное занятие – зайтиозабоченно, сказать, что у нас нет информационной безопасности и обнаружить,что есть очень много желающих поддержать тебя в этом, но таким абсолютноприкладным способом: дай-ка и я оторву кусок рекламного рынка, кусок аудитории,у той же России, например. Мы сейчас их отрежем, и мой канал, «Хабар», кпримеру, сможет поднять свою долю на 3%. Плюс рекламные деньги, плюс то да се…

Приятноезанятие? Более чем! Более чем!

Дальше:а нам чтобы конкурировать с российскими каналами, нужны деньги. У нас бюджет500 миллионов, а у «этих» – три миллиарда! Причем, не важно, что у «этих»,возможно, нет трех миллиардов. Никто не вникает, все засекречено! И  понеслось: «Да, да, товарищи»! Президентозабочен, премьер – озабочен, фигак, и уже строка появилась – «спасениеинформационной невинности Казахстана», деньги пошли…

Дальше:а вот радио-то у нас слабенькое, газеты-то у нас слабенькие, а вот русские они– ой-ой-ой! Скоро власть начнут отбирать! Надо бы еще больше укрепиться!

Этоочень увлекательное занятие для «прохильдяев». Глядишь – они  уже переоделись, и костюмы у них «побохаче»,аппарат, секретарши. Мы все это в России уже прошли.

Этои есть борьба за информационную безопасность. Но при нынешних каналах никакойинформационной безопасности вы реально не обеспечите. В час «X», в день, когдавозникает конфликт, вся эта информационная безопасность рассыпается.

Всяболтовня об информационной безопасности – это промысел коммерческий.

 

Соцсети– страшная сила!

- Акак вы относитесь к соцсетям?

- Ксоцсетям я отношусь с большим интересом. Соцсети - это реально главное СМИ насегодня. У нас очень много народу работает на соцсетях. Мы бросаем в соцсетиинформацию, соцсети приходят к нам через ссылку на сайт, часть идет на печатку,часть – на радио. Соцсети – страшная сила! Но многие мои коллеги недооцениваютэту тайну. Далеко ходить за примерами не надо: Павел Гусев,  главный редактор «Московского комсомольца».Вы его пригласите, и он вам скажет: «Интернет – это не СМИ»! Он говорит так ужедвадцать лет. Все смеются: «Все хорошо, Павел Николаевич, не сбивайся!», –именины сердца!

Онговорит: «Интернет – это меню, как в ресторане». В общем, у него это какая-тоочень стройная теория. Я ее уже окончательно не понимаю, но мне нравится ходего мыслей!

 Нежалейте заварки!


-Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать журналист?

-Очень важное качество и, как ни странно, оно очень неразвито: человек долженудерживать внимание своей аудитории, заинтересовывать ее. Это такая банальнаявещь, которая в 70% случаев журналистам неведома. Они работают на кого угодно:пишет заметку – пытается понравиться редактору или вообще об этом не думает. Ночеловек, который думает о том, чтобы в этой заметке было что-то интересное,цепляющее, неведомое для его читателя, он становится журналистом, как толькоэто осознает. У некоторых это получается сразу, у некоторых – потом. Ноогромное количество журналистов никак не могут это осознать. Они становятсязаслуженными работниками культуры, деканами и преподавателями, а вот этой«страшной» тайны не знают. На самом деле, это очень смешная тайна: сыпьтебольше заварки…

  

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение