Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Александр Гронский: Беларусь в интеграционных взаимодействиях: политические и идеологические проблемы

12.01.2015

Автор:

Теги:


Александр Гронский: Беларусь в интеграционных взаимодействиях:  политические и идеологические проблемы
  

 

Отношения внутри евразийского пространства строятся не на полном доверии, а кое-где и на недоверии. В первую очередь, это касается российско-белорусских отношений.

 Эволюция интеграционных идей

После распада СССР Россия и Белоруссия оставались вместе. Буквально через несколько месяцев после Беловежских соглашений и роспуска Горбачевым Советского Союза, белорусское правительство начало говорить об интеграции, что находило широкую поддержку среди белорусского населения.

Со второй половины 1990-х годов интеграция стала проходить более активно: были подписаны соглашения в 1996 и 1997 годах, в 1999 году был подписан договор о Союзном государстве. Но примерно с 2002-2003 года об интеграции стали больше говорить, чем делать что-то реальное. Документы по-прежнему подписывались, но это уже были больше формальности: о Конституции Союзного государства забыли, правительство и парламент СГ имеются, но это не действующие органы, и т.д.

Последние годы разговор идет о евразийской интеграции. В перспективе это интеграционное образование рассматривается как восстановление экономического единства в рамках бывшего Советского Союза.

Российско-белорусские отношения должны были быть здесь на первом плане по причине того, что интеграционная база, о которой можно говорить с 1996 года, имеется очень серьезная. Но, как раньше, так и сейчас в этой области наблюдается ряд проблем, отражающих реальную действенность интеграционных процессов. Эти проблемы интеграции между двумя странами можно разделить на две части – экономико-политическая и духовно-ментальная или гуманитаристика.

Экономические интересы у Белоруссии широкие – это политика т.н. «многовекторности», вслед за украинской «разновекторностью». Иметь экономические контакты можно даже с противником, если это выгодно обеим сторонам, поэтому экономика вряд ли поможет осуществлению полноценной интеграции. Точки соприкосновения нужно искать в гуманитарной сфере, в то время как сегодня в Белоруссии происходит поиск «точек разъединения», что бы ни говорили по поводу дружбы народов с больших трибун.

Гуманитаристика

тесно связана с политикой и идеологией. Как и в других странах бывшего СССР, независимость Белоруссии строилась на отрицании России. Для того чтобы показать значимость современного суверенитета, было необходимо доказать, что этот суверенитет в прошлом почему-то отсуствовал. Нужно было найти виновника такого положения. Здесь возникала проблема Российской империи и Советского Союза, в состав которых Белоруссия входила, поэтому белорусская независимость строилась на отрицании исторически существовавшего единства. В то же время широкой поддержки среди белорусского общества такая позиция не нашла.

Когда Лукашенко стал президентом страны в 1994 году, он начал говорить о союзничестве с Россией. И подавляющая масса белорусов очень быстро поддержала эти начинания. В Белоруссии подавляющее большинство граждан русскоязычны. Даже по данным американских опросов, 92% населения Белоруссии думает по-русски. Именно поэтому идею Лукашенко сделать русский язык вторым государственным языком поддержало подавляющее большинство населения. То же касается союзных отношений.

Таким образом, у населения складывалось впечатление, что мы с Россией – братья навеки. По большому счету, так оно и было. До 2008 года. После этого начались трения – 2009, особенно 2010 год – тогда случились жесткие перепалки между российским и белорусским руководством. В конце 2010 года эти трения сошли на нет, но, как оказалось, обиды не забылись. И та, и другая сторона при случае не упускает возможности поддеть оппонента напоминанием о том, что что-то когда-то было.

Формирование негативного образа России

Примерно с этого же времени в Белоруссии началась интересная тенденция – постепенно начинает формироваться негативный образ России. Для оппозиции так было всегда. Только к ельцинской России она относилась более-менее хорошо – никуда не лезет, сама по себе живет и газ с нефтью поставляет. Но в дальнейшем оппозиция раскололась на две части: первая часть, страстно не любившая Лукашенко, стала более позитивно относится к России, чтобы та сдерживала президента. Другая часть решила, что Россия поддерживает Лукашенко, и нужно сделать все, чтобы он каким-то образом отстранился от России. Последние два-три года эти споры шли активно, но в итоге сошли на нет. Сегодня белорусская оппозиция малозаметна – она до сих пор не могут договориться о едином кандидате на пост президента. Это свидетельствует о том, что если белорусская оппозиция если и имеет влияние, то лишь на ограниченный круг людей.

В то же время эти, скажем, условно оппозиционные взгляды постепенно начали перенимать государственные чиновники. Почему условно оппозиционные? Дело в том, что в школьных и вузовских учебниках Россия так или иначе критикуется. С чем связана эта критика?

ВКЛ и Речь Посполитая

В свое время Белоруссия существовала в составе Великого Княжества Литовского, которое имело не совсем дружественные отношения с Москвой. ВКЛ боролось за право собирать русские земли, были приграничные конфликты, которые сегодня в Белоруссии преподносятся как этнические. Попытки уладить эти противоречия были, но, тем не менее, решить их не удавалось.

Затем ВКЛ, частью которого была Белоруссия, вошла в Речь Посполитую, иными словами в состав Польши. Но в Белоруссии государство, существовавшее в XVIII веке, предпочитают не называть Польшей. Связано это с тем, что когда мы говорим о Польше, то Белоруссия предстает как часть подчиненная, а когда мы говорим о Речи Посполитой, то теряется этническая принадлежность основного народа. Следовательно, мы можем говорить о Речи Посполитой как государстве в том числе и белорусов, что в принципе делалось и кое-где сохраняется.

Период нахождения в составе Российской империи и Советского Союза

Период Российской империи в разных подачах воспринимается, начиная от оккупации и заканчивая тем, что Россия спасла Белоруссию от «ополячивания», но, тем не менее, принципиально не давала белорусам самоопределиться. Тот факт, что в то время люди не мыслили категориями «белорус»-«небелорус», в учебниках замалчивается, и его стараются не поднимать.

Затем была попытка создания Белорусской народной республики в 1918 году в условиях немецкой оккупации в годы первой мировой войны. После ухода немецких войск она была заменена Белорусской Советской республикой, которую сначала урезали, потом укрупняли и т.д. И несмотря на то что БССР обладала автономностью в рамках СССР, Советский Союз со столицей в Москве, в России, представляется как ограничитель суверенитета. Таким образом, все негативные моменты белорусской истории связываются с Москвой и Петербургом, т.е. с Россией. А страницы истории, которые рассматриваются как свои, т.е. белорусское национальное государство (ВКЛ, Речь Посполитая), – оцениваются как достижение суверенитета. Более того, сегодня термин «Великое Княжество Литовское» могут заменять термином «Белоруссия», а определение «белоурсс» может применяться чуть ли не к древнерусскому периоду. Хотя само понятие «белорус» появилось не раньше XVI века и только на небольшой территории [1]. Даже в отношении Польши до XVIII века иногда используется понятие «Белоруссия».

То же касается истории войн. Например, термина «Отечественная война 1812 года» в Белоруссии официально нет – в учебниках, публикациях и т.д. Вместо этого употребляются термины либо «Война 1812 года», либо «Русско-французская война 1812 года». Мотив следующий. Для белорусов это была война гражданская: часть белорусов пошла за Наполеоном, часть за Александром I [2].

ВОв

Подобные попытки наблюдаются и в интерпретации Великой Отечественной войны. Но здесь оппозиции мешает близкая историческая память, т.к. еще живы ветераны и свидетели войны: немцев и коллаборационистов не удается выставить в качестве союзников белорусского народа. Тем мне менее оппозиция нашла выход и из этой ситуации. Теперь она признает, что эта война была народной, ею нужно гордиться, но происходит это через ее национализирование, причем делает это не только оппозиция, но и официальные структуры. Так, в передачах по телевизору можно услышать, что Брестскую крепость защищали белорусские солдаты, а также что белорусские партизаны воевали за свою, белорусскую независимость.

Автору в 2008 году довелось рецензировать работы старших школьников и учащихся ПТУ на конкурс, посвященный Великой Отечественной войне. Как воспринимали войну минские учащиеся? Гитлер напал не на Советский Союз, а на Белоруссию. Основные действия шли именно на территории Белоруссии, все остальные регионы просто сидели в оккупации и ничего не делали, партизанское движение было только в Белоруссии. Можно встретить утверждение, что в операции по освобождению Белоруссии в 1944 году участвовали исключительно белорусы. Другим показательным моментом является разделение «нашего», белорусского партизанского командования и советского командования, т.е. командование союзное, как Великобритания и США. Автору неизвестно, кто повлиял на учащихся больше – учебники или учителя.

Интересна ситуация и с фронтами. Как известно, во время ВОв существовали Украинские фронты и Белорусские: первый, второй и т.д. Сначала автор услышал от украинских коллег, что Украинские фронты назывались таким образом, потому что там воевали исключительно украинцы, т.е. это была собственно украинская армия. А потом то же самое он услышал и про Белоруссию – все четыре Белорусских фронта составляли белорусы. А так как Российских фронтов нет, то, получается, русские вообще не воевали. Самое интересное, что люди, которые это говорят, не показывают вида или не понимают, что это нелогично и абсурдно.

На таком уровне формируется представление о том, что белорусы полностью отделены от русских, от России, и ничего общего, как минимум в культурно-историческом плане, мы не имеем, разве что существовали какое-то время на одной территории.

Литвины

В последнее время у нас появились т.н. литвины. Это очень интересное явление. Смысл «литвинства» в следующем: русские и белорусы изначально разные народы. Русские – это помесь татар, финно-угров и кого-нибудь еще, а белорусы – это балто-славяне. Автору даже довелось однажды услышать, что русский и белорусский языки настолько непохожи, что носитель русского языка белорусский язык не воспринимает, и наоборот, т.к. русский язык – это финно-угорский язык, который совершенно не похож на «балто-славянский».

Литвины начинают выступать против понятия «белорусы» вообще. Причина – это оккупационное название: Россия захватила Литву и навязала литвинам название «белорус». В Белоруссии всего около ста тысяч литвинов на 9,5 млн. человек населения, но у них есть выходы в средства массовой информации, и они пишут достаточно много псевдоисторических книг, книг-сенсаций. И эти идеи постепенно начинают внедряться в человеческие умы, но опять же – происходит это очень медленно. 

Таким образом, поколение, которое обучалось в школах и вузах с начала независимости Белоруссии, получило дозу легкой антироссийской риторики. Причем у большинства людей это забывается, но те, кто выбрал интеллектуальную стезю, эти вещи поддерживают. Поэтому антироссийский след в Белоруссии можно найти практически везде.

Украинская проекция на внутриполитическую ситуацию

Летом текущего года автору довелось много поездить по республике. И везде – в автобусах, в магазинах и т.д. – он слышал слова в поддержку ополченцев и ни одного слова в защиту Киева. Но белорусская оппозиция, естественно, выступала в защиту новой киевской власти. Он не может назвать точного процента, но подавляющее большинство населения смотрит на современную Украину как на государство фашистского или полуфашистского типа, т.е. негативно.

Белорусские власти в этих условиях попали в очень интересное положение. Когда президент Белоруссии встречался тогда еще с исполняющим обязанности президента Украины Турчиновым, как минимум в Минске практически у всех это вызвало недоумение, судя по разговорам в общественных местах. Люди не понимали, зачем с ним встречаться, если он негативно оценивает ту же Великую Отечественную войну и другие памятные вещи. То есть власть и оппозиция частично совпали в своем отношении к событиям на Украине, а с другой стороны осталась основанная масса населения, которая недоуменно смотрит на эти дела. Таким образом, существует определенная пустота между властью и  основной массой населения.

Также внезапно в этом году начали говорить о том, что в Белоруссии нет национальной идеи, хотя до этого утверждалось, что она есть. Видимо, решили, что старая идея то ли не работает, то ли была сумбурной, в общем, начали говорить о новой идее.

И сейчас в Белоруссии начали наблюдаться показательные вещи. 

"Вышиваночная" русофобия

 

Как сказал один исследователь, в Белоруссии начала появляться "вышиваночная" русофобия. Вдруг люди, в основном интеллигенция оппозиционного плана, стали интересоваться белорусскими орнаментами. В Минске всегда продавались льняные рубашки и полотенца с белорусским орнаментом, но к этому относились, как к какой-то местной экзотике, товарам для туристов. Но сегодня на этом начали акцентировать внимание: что это наши орнаменты и что это, оказывается, вышиванки. 

 

1.png

 

 

 

Это слово в Белоруссии ходило и раньше, но только по отношению к украинским вышивкам, а свои узоры называли орнаментом. Теперь же орнамент называют только вышиванкой.

Производители западных легковых машин начинают окрашивать капоты в орнамент. 

021.png

Такие машины теперь можно встретить не только на улицах "незалежной", но и в союзной Белоруссии

03.png

Объявление в Интернет-магазине о покраске автомобилей в вышиванки в Минске

Центральную елку на Октябрьской площади, как выразились журналисты, «одели в вышиванку». Масса людей к этому относится негативно по причине того, что вышиванка связана с Майданом – никому не хочется резких изменений ситуации. Пока поэтому все держится в рамках приличий.

 

 

 

051.png

А полторы недели назад, 13 декабря во Дворце искусств прошел «День вышиванки» [3] - выставка белорусских вышиванок, где продавали традиционную символику, изображения городов и т.д. [4] И в числе прочего попался и портрет Витушко [5]. Витушко – это белорусский аналог Шухевича. Это коллаборационист, который занимался терактами против Советской власти вплоть до 1950-х годов. То есть это был человек, который сделал ставку на нацистов. По причине того, что он воевал против Советской власти, Витушко воспринимается как национальный герой. Изображение портрета этого человека на фоне вышиванок говорит о многом.

06.png

Изображения "белорусского Шухевича" Витушко свободно распространялись на "Дне вышиванки" в Минске в декабре 2014 года

 

 

 

Прошло только мероприятие, пока никто никого никуда не призывает, и пока все спокойно. Кажущееся это спокойствие или на самом деле люди настолько устали или не хотят потрясений и никуда не пойдут, - здесь сложно сказать однозначно.

Георгиевские ленточки

Другим моментом является отказ властей от использования георгиевской ленточки в мае этого года. Например, молодёжная проправительственная организация издала такое распоряжение: «при проведении мероприятий, акций, приуроченных к 9 Мая, необходимо использовать ТОЛЬКО КРАСНО-ЗЕЛЁНЫЕ ЛЕНТЫ!!! Никаких георгиевских лент быть НЕ ДОЛЖНО!!!» Причиной назвали стремление не раздражать соседей в связи с использованием ленточки в Новороссии. Но в обществе это вызвало протест, и в этом году ленточка на одежде людей встречалась намного чаще, чем это было в предыдущие годы. Георгиевская ленточка была практически на всех машинах. Украинская же символика встречается крайне редко, обычно на машинах с украинскими номерами. Таким образом, между властями и народом появляется определенный зазор в отношении к ситуации на Украине.

Некоторой альтернативой георгиевской ленточке оппозиция предлагает, это делалось и на «Дне вышиванки», временные, смывающиеся тату, в числе которых есть и свастики (ФОТО). Это не нацистская свастика, а свастики славянских орнаментов, которые иногда используют неонацисты. Получается, что от георгиевской ленты отказываются как от зла, а свастику продвигают как якобы нечто старое и не имеющее негативной нагрузки. И здесь у населения также возникают вопросы, но проблема пока не стоит ребром. Вряд ли это пойдет куда-то далеко: либо прикроют власти, либо все само собой затухнет, т.к. любителей вышиванки в Белоруссии очень ограниченное количество. 

07.png

Своеобразной альтернативой "георгиевской ленточке" в Минске становится славянская свастика

08.png

Все желающие могли получить такие славянские свастики на свою руку на "Дне вышиванки" в Минске

 

 

 

Таким образом, в области гуманитаристики в Белоруссии существует большая проблема. И власть, и оппозиция по некоторым показателям выступают единым фронтом. Их цель – дистанцироваться от общих с Россией традиций, от общей исторической памяти. Но говорить о конечном успехе этого направления сложно по причине слишком тесной общей истории. Хотя заинтересованные в отрицании единства лица активно стараются. Именно поэтому работа в области гуманитарной сферы должна быть основной в рамках евразийской интеграции.

 

 

 

Александр Гронский, кандидат исторических наук, доцент

 

 

 

из Минска

 

* * *

 

 

 

Дополнение эксперта ЭК «Урал-Евразия» Вадима Рудакова

 

 

 

Описанная ситуация не уникальна. Подобное положение дел наблюдается во всех постсоветских республиках без исключения, включая другого активного участника интеграции – Казахстан. Схема во всех этих случаях идентична, т.к. ситуация после развала СССР у всех была одинаковой – в условиях, когда в марте 1991 года советское население подавляющим большинством проголосовало за сохранение СССР, властям уже независимых республик было необходимо доказать, что выход из состава СССР был неизбежен. И способ доказать это все выбрали один – убедить людей в том, что вся общая с Россией история была черной и кровавой, а обретенная независимость – это результат многовековой борьбы с Москвой за свободу от ее негативного влияния. Более того, анти-интеграционная оппозиция этих стран базирует свои идеи на тех же самых основаниях, что и официальная историография независимых республик.

 

В связи с этим возникает противоречие в идеологическом обосновании происходящей сегодня интеграции – более двух десятилетий населению наших стран внушали, что Россия ничего хорошего им не принесла и что с ней невозможно иметь нормальные отношения. Но теперь оказывается, что нынешняя интеграция с Россией – это благо. Поэтому проблема, обозначенная Александром Гронским, на самом деле может и должна быть распространена на все участвующие страны.

 

 

 

Это противоречие между «независимыми», антироссийскими в своей сущности идеологиями и идеей интеграции должно быть разрешено, в ином случае оно всегда будет подрывать доверие между нашими странами и народами, а в худшем случае может оборвать интеграционные процессы, т.к. эти идеи взаимно исключают друг друга, находясь в постоянном противостоянии. И при определенных обстоятельствах победителем в этом противоборстве может  оказаться идеология разъединения.

 


 

 

 

[1] 1569 год – Люблинская уния, согласно которой ВКЛ и Королевство Польское объединяются в Речь Посполитую.

[2] У автора есть статья на эту тему: http://valerytishkov.ru/engine/documents/document1966.docx

[3] В числе организаторов оказалось и американское «Радио Свобода».

[4] "Особенностью «Дня вышиванки» стало обилие не только различных предметов, богато украшенных орнаментами, но также символики прозападной оппозиции в Белоруссии. В частности, на различных предметах было представлено изображение литовского герба «Погоня» — герба постсоветской Литвы, а до этого — правителей Великого княжества Литовского; данный герб также использовался белорусскими национал-коллаборационистами как «национальный» в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной войны.

Также предлагалась бело-красно-белая символика — флаг из полос в таком сочетании был придуман в 1917 году и активно использовался коллаборационистскими формированиями во время обеих мировых войн XX века, а ныне этот символ активно используется прозападной оппозицией в Белоруссии. Т.к. льняные сорочки с ручной вышивкой стоили весьма недёшево, то более «бюджетным» предложением стали «вышимайки» — произведение польских дизайнеров, совмещающее классическую майку-футболку с нанесённой на неё «принтом» узора народного орнамента.

Данное мероприятие — второе в нынешнем году: 5 октября «Арт Сядзіба» и Ассамблея НГО провели аналогичный, но менее масштабный «День вышиванки». До этого народный орнамент как символ противопоставления себя всему русскому активно использовался в соседней постсоветской республике — Украине. Особое внимание украинские неонацисты уделяли, наряду с орнаментом, борьбе с русским языком (в любых проявлениях), а также популяризации лидера «Организации украинских националистов» (ОУН) Степана Бандеры и его сподвижников из «Украинской повстанческой армии» (УПА)". Источник: Усадьба Урсы

 

[5] "Витушко – это такой себе белорусский Шухевич. В отличие от последнего, Витушке повезло, и он умер, по словам его сына, в 2006 году в ФРГ. В годы Великой Отечественной войны, когда Родина обливалась кровью под гитлеровским сапогом, Витушко перебежал к гитлеровцам. В 1944-м он возглавил антисоветскую националистическую организацию «Черный кот». Позже члены организации влились в сформированный фашистами десантный батальон «Дальвитц». Витушко и его каратели убивали красноармейцев из-за угла почти до 1950-х гг., терроризировали местное население, пока не были разгромлены отрядами НКВД". Источник: http://www.segodnia.ru/content/153745


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение