ЦГИ «Берлек-Единство»: Евразийская интеграция, США и Афганистан

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вкупе с тем, что в России заработал Национальный центр управления обороной, который рассчитан на работу и в формате Организации договора о коллективной безопасности, можно сказать о безусловном наличии достаточного ресурса для отстаивания национальных интересов стран евразийской интеграции. Представляется, что на фоне проводимой США агрессивной политики, странам постсоветского пространства необходимо консолидировать общие усилия, что лишь ускорит становление вновь создаваемого мирового центра силы.
ЦГИ «Берлек-Единство»: Евразийская интеграция, США и Афганистан
ЦГИ «Берлек-Единство»: Евразийская интеграция, Геополитическая ситуация в евразийском пространстве постепенно усложняется. Свидетельствуют тому различные факты и заявления высокопоставленных лиц крупнейших государств. Бесспорно, отправной точкой «накала страстей» является украинский кризис, обостривший отношения западных представителей и Москвы. Причем рост влияния России, охарактеризованный многими экспертами-геополитиками как возврат РФ в большую игру, открывает мировому сообществу новые перспективы развития, в обход исключительно западного вектора.Все же, среди факторов осложнения геополитической обстановки на мировой арене, немалое значение имеет афганский вопрос, а вернее роль и интересы США в дестабилизации государства. Начавшаяся в 2001 году операция «Несокрушимая свобода», проводимая войсками Международных сил содействия безопасности (МССБ) сейчас подходит к завершению. В СМИ, как американских, так и других, заголовки преимущественно говорят о согласованном выводе войск коалиции из республики. Однако не учитываются силы частных военных компаний, которые не подпадают под межправительственные соглашения Вашингтона и Кабула. Логичен вопрос, для чего им оставаться в стране, если западные официальные лица утверждают, что правительство Афганистана уже располагает достаточными силами, чтобы самостоятельно стабилизировать ситуацию в стране? Инструктаж и консультирование?Согласно заявлениям Б. Обамы, в 2015 году в Исламской Республике Афганистан (ИРА) должно остаться чуть меньше 10 тысяч американских военнослужащих и до 5 тысяч военных инструкторов союзнических государств. Кстати, в 2013 году на 1 военнослужащего США приходилось 1,6 контрактника – это к слову о частных военных компаниях. Даже некоторые американские аналитики заявляют о дискредитации самой идеи «вывода войск», которая, судя по всему, произойдет в основном на бумаге.На территориях же, перешедших под ответственность афганских силовиков, выросла активность боевиков, что привело к потере контроля Кабулом над отдаленными провинциями ИРА. Об этом пишется в кратком докладе Международной кризисной группы (The International Crisis Group) – независимой, неправительственной, некоммерческой организации, целью которой является предотвращение и разрешение опасных конфликтов. Ко всему прочему, в начале осени этого года информационное агентство «ToloNews» процитировало Министра внутренних дел Афганистана У. Дадзая, который назвал текущий год самым кровавым для афганских силовиков – более полутора тысяч убитых и более двух с половиной тысяч раненых. Вышеозначенное, как не трудно догадаться, свидетельствует о неготовности афганских силовиков в одиночку противостоять опасному сопернику.Столь же бесконтрольна и обстановка в вопросе наркоконтроля, а точнее его отсутствия. В ИРА производится ориентировочно 90% всего героина, причем, четверть идет по «северному маршруту» в Центральную Азию и далее в Россию и Европу. Для США, в свою очередь, актуальна иная, «кокаиновая» угроза из Мексики и Колумбии. Борьба с ней проводится продуктивно, путем распыления над наркопосевами дефолиантов (веществ, вызывающих опадение листьев растений). В Афганистане же Вашингтон предпочитает бороться с наркотрафиком, что априори не так перспективно, как устранение первопричины – наркопосевов. В этой связи, ошибочным представляется исключать связь многократного роста наркобизнеса в Афганистане с интересами Вашингтона.Б. Обама на саммите лидеров G20 в ноябре заявил: «…США будут твердо придерживаться ключевых международных принципов, один из которых состоит в том, что нельзя совершать вторжения в другие страны». Очередное спорное заявление лидера государства если учитывать то, что согласно данным журнала «The News» с 1900 года демократоносцы вторгались или наносили удары по другим странам 98 раз, а с 1990 года подобные акции, а их было 22, проводились исключительно за пределами Северной и Южной Америк. В этой связи Министр обороны РФ С. Шойгу заявляет следующее: «… Сегодня в мире нет ни одного очага напряженности, где бы ни присутствовали американские военные… После завершения «миссий по продвижению демократии» такие регионы ввергаются в настоящий кровавый хаос. Примеры известны: Ирак, Ливия, Афганистан и теперь Сирия… Даже в трагических событиях на Украине не обошлось без открытого наставничества представителей оперативной группы центрального командования США».Впрочем, Б. Обама не единственный кто делает неоднозначные заявления. В своем выступлении на Совете по международным отношениям США, прошедшем в конце сентября этого года, Заместитель министра обороны США Р. Уорк заявил, что Москва и Пекин стремятся переделать «мировой порядок, существующий на протяжении 70-ти лет». Странно, почему высокопоставленный американский чиновник будто бы забыл о существовании СССР? Именно после распада СССР, серьезнейшего геополитического события 2-ой половины XX в., Вашингтон встал во главе однополярного мира, который, из-за эгоизма отдельных сил и государств в целом, себя изжил. Кроме того, судя по интервью Р. Уорка Совету по международным отношениям (The Council on Foreign Relations) от 30 сентября 2014 года, Пентагон готов применить силу в отношении «неугодных», в лице Москвы и Пекина, а к 2020 году намерен дислоцировать 60% ВМС и ВВС в Азиатско-тихоокеанском регионе.В сложившейся обстановке, тем более учитывая вышеозначенные заявления компетентных на то лиц, нельзя исключать вероятность военной агрессии со стороны штатов. Проводимые в евразийском пространстве интеграционные процессы, на фоне кризисных явлений, требуют от государств их участников адекватных мер реагирования. Россия, как общепризнанный гарант безопасности постсоветского пространства, уже предпринимает такие меры. Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии О. Бочкарев в интервью ТАСС заявил следующее: «… Президент (В.В. Путин – прим. авт.) четко обозначил, что расходы на «оборонку» не будут меняться, независимо от условий экономики». Также О. Бочкарев обозначил, что объем гособоронзаказа по сравнению с текущим годом вырастет в 2015 году на 20%, а к 2017 году более чем на 40%. Примечательно, что увеличение объемов в 2013 году по сравнению с 2012 годом составляет 30%. С. Шойгу, в свою очередь, сообщил о росте количества вооружения и техники, поставляемых в войска, на 65%. Вкупе с тем, что в России заработал Национальный центр управления обороной, который рассчитан на работу и в формате Организации договора о коллективной безопасности, можно сказать о безусловном наличии достаточного ресурса для отстаивания национальных интересов стран евразийской интеграции. Представляется, что на фоне проводимой США агрессивной политики, странам постсоветского пространства необходимо консолидировать общие усилия, что лишь ускорит становление вновь создаваемого мирового центра силы.Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться: