Студентам к экзаменам: Как живется русским в странах Центральной Азии?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Анализируя национальный состав так называемых «русских общин» нынешних государств Центральной Азии, следует отметить, что в данном случае правильнее говорить не о русских в узком смысле этого слова, а о русскоязычных, живших в советскую эпоху в среднеазиатских республиках, но не принадлежащих ни к одной из местных «титульных» национальностей. Получается довольно широкий спектр этнической принадлежности – не только славяне (русские, белорусы, украинцы), но также и татары, и немцы, и армяне, и проживающие в Казахстане представители чеченской диаспоры...
Студентам к экзаменам: Как живется русским в странах Центральной Азии?
Виктория Панфилова На постсоветском пространстве существуют два полюса неблагополучия с точки зрения положения русского населения – страны Балтии и часть Центральной Азии. Но если притеснения русских в Прибалтике носят институциональный характер (статус «неграждан» и т.п.), то в таких странах Центральной Азии, как Туркмения, права и свободы русского населения ограничиваются параллельно с ограничением прав коренного населения.Анализируя национальный состав так называемых «русских общин» нынешних государств Центральной Азии, следует отметить, что в данном случае правильнее говорить не о русских в узком смысле этого слова, а о русскоязычных, живших в советскую эпоху в среднеазиатских республиках, но не принадлежащих ни к одной из местных «титульных» национальностей. Получается довольно широкий спектр этнической принадлежности – не только славяне (русские, белорусы, украинцы), но также и татары, и немцы, и армяне, и проживающие в Казахстане представители чеченской диаспоры...В советскую эпоху для многих соотечественников переезд на юг означал, пожалуй, всего лишь смену места жительства. Но с 1991 года русскоязычные жители Центральной Азии оказались на положении этнического меньшинства в странах, которые стали для них культурно, религиозно и социально чуждыми. И многие до сих пор не могут смириться с этой мыслью. Хотя и понимают, что здесь их уже не воспринимают и не будут воспринимать как равных, равно как их детей и внуков.Пик исхода русскоязычного населения из этого региона пришелся на 90-е годы. Свою роль тут сыграли и межэтнические трения, из-за которых многие русские в поисках лучшей жизни отправились в другие места. К настоящему времени из почти 10 млн. русскоязычных, проживавших в Центральной Азии на момент распада СССР, осталось менее 5,5 млн.В 2002 г. президент России Владимир Путин сказал, что все кто хотел, уехали, имелось ввиду - из стран СНГ в Россию. Остальные мол, сделали свой выбор. Больше к теме репатриации министерство иностранных дел России не возвращалось. Проблем от этого меньше не стало. А русскоязычные, осознав, что историческая родина их больше не ждет, пытались обустроить свою жизнь в новых независимых государствах. И вот теперь, опять же устами своего Президента, Россия объявила о программе возвращения соотечественников. Как же в настоящий момент обстоят дела с потенциальными россиянами в странах Средней Азии?Казахстан Казахстан занимает территорию в 2,7 млн. кв. км и являлся второй по величине (после РСФСР) советской республикой. Долгое время здесь успешно уживались представители более 100 национальностей. Именно Казахстан считался тем местом, где в жизнь была воплощена идея «единства советского народа».Между тем именно миграция сыграла решающую роль в становлении государственности Казахстана — учитывая географическое положение и кочевой характер хозяйства населявших его народов. Миграция русских в эти степные края началась примерно с середины 18-го века. Основной пик массового переселения пришелся на советский период, когда в Казахстан из России и других союзных республик приехали 6,2 млн. человек.Однако уже в конце 1980-х - начале 1990-х гг. начался обратный процесс: из республики начали массово выезжать сначала немцы и греки, а потом и представители славянских народов. И это, с учетом их доли в национальном составе республики (более половины по последней всесоюзной переписи 1989 г.), могло поставить Казахстан на грань катастрофы. Однако правительство Казахстана вовремя обратило внимание на «русский фактор» и не довело ситуацию до кризиса. Вместе с тем, говорить о том, что «неказахам» в этой стране живется вольготно, тоже не приходится. Дискриминация стала скрытой — в виде целенаправленного выдавливания русского языка из системы госуправления и замены его на казахский язык, административного сокращения культурного влияния России на Казахстан. В связи с этим эмиграция русских из Казахстана продолжается, хотя темпы ее и снизились. В 2005 г. число желающих покинуть республику не превысило 32 тысячи, что в два раза меньше, чем в 2004 г. В эти же годы в Казахстан вернулось около 20 тысяч человек. Правда, если репатриантам-казахам правительство предоставляет подъемные, то для русских «возвращенцев» такой льготы нет.Русская община считает, что для улучшения положения соотечественников в этой стране необходимо добиться равноправия между казахским и русским языками, обеспечить культурное покровительство России над русской диаспорой, восстановить распространение российской прессы и телевидения в полном объеме.Впрочем, причины массовой эмиграции казахстанскими специалистами оцениваются неоднозначно. С одной стороны, они (социолог А. Перуашев, работники аппарата Кабинета министров Б. Аяганов, А. Кувандыков, С. Баймагамбетов, ученый К. Кушербаев) поддерживают официальную точку зрения: дескать, основная причина эмиграции заключается в экономических трудностях и в «желании возвратиться на свою историческую родину». С другой стороны, российские и зарубежные наблюдатели, а также часть казахстанских экспертов, к примеру, широко известный политолог Нурбулат Масанов, полагают, что основная причина эмиграции – политическая, что государство проводит целенаправленную политику «выдавливания» русскоязычного населения. Истина, можно предположить, где-то посередине: масштабный выезд из Казахстана людей некоренной национальности не является на 100 % добровольным, а причины, вынуждающие людей покидать страну, имеют как политический, так и социально-экономический характер.На сегодня русскоязычные в Казахстане составляет 35% от общей численности населения республики. Это самый высокий показатель в ЦАР. Несмотря на то, что официальным языком в стране является казахский, на русском в Казахстане тоже говорят практически всюду. В северных регионах Казахстана русских настолько много, что они незаметно сливаются с населением юга Сибири, да и бывшая столица Алма-Ата тоже во многом сохраняет свою русскость.В Казахстане существует несколько организаций и общественных движений, занимающихся защитой прав русскоязычного населения. Наиболее значительные из них — движение «Лад», Казачество Казахстана и Русская община Казахстана. Движение «Лад», созданное в 1992 г., насчитывает в своих рядах около 30 тыс. человек, имеет региональные организации в большинстве областей республики. Основное направление деятельности – сфера межнациональных отношений. Находясь под пристальным вниманием властей, движение, тем не менее, стремится защитить и сохранить самобытность культуры, языка и духовного наследия не только русских, но и других славян Казахстана.Русская община Казахстана – единственная русская организация, допущенная в Ассамблею народов Казахстана. Движение «Лад», Русская община Казахстана и казачьи организации прилагают усилия для координации действий и создания единого оппозиционного фронта. Однако их попытки наталкиваются на жесткое противодействие властей.Казачество представлено несколькими организациями разной численности, степени политизации и активности. За свою деятельность казачество периодически подвергается преследованиям со стороны властей. Официальные структуры пока отказываются от серьезного диалога с казаками; противостояние сторон порой принимает достаточно жесткие формы и временами перерастает в конфликты, самые значительные из которых, пожалуй, можно отнести к ноябрю и декабрю 1994 г., осень 1996 г., весна 1997 г. Следует отметить, что уже с 2001 года давление на русские и казачьи организации в Казахстане пошло на убыль. Власти не стали препятствовать проведению третьей конференции Ассоциации русских, славянских и казачьих общественных объединений Казахстана 12 мая 2001 года в Алма-Ате. И отныне они собираются регулярно. Без осложнений проходят Большой и Малый круги казачьих организаций. Казаков перестали привлекать к суду за ношение форменной одежды. Более того, президент РК Нурсултан Назарбаев наградил главу Русской общины РК Юрия Бунакова орденом «Достык» — «за активную работу по укреплению межнационального согласия».В Казахстане - большинство школ смешанные, где ведется преподавание на русском и казахском языках , но есть также и так называемые русские школы. Кроме Российско-Казахского Славянского Университета, в Казахстане представлены филиалы многих российских университетов, в том числе и МГУ. Широко представлена в Казахстане и русская культура. В театрах идут спектакли российской классики, а российские артисты охотно едут на гастроли в эту страну. Оттока этнических русских, тем более массового, в связи с провозглашённой в России госпрограммой в Казахстане не ожидают. «Эта проблема существовала в 90-е годы, когда из-за переселения в другие страны, в том числе и в Россию, население республики сократилось более чем на 1 млн. человек. Одна из главных причин — неустроенность, отсутствие работы, низкий уровень жизни. Сейчас Казахстан другой, это страна с динамично развивающейся экономикой. Повысился и уровень жизни населения. Наблюдается обратный процесс: те, кто уехал, возвращаются», — сказал «НГ» пресс-секретарь МИД Казахстана Ильяс Омаров.Потенциальным участником российской госпрограммы называет себя казахстанский политолог, главный редактор международного журнала «Мир Евразии» Эдуард Полетаев. «Однако в настоящее время воспользоваться ею не готов. Для этого нужны объективные причины, например, нестабильность политическая или экономическая, либо прецеденты, связанные с тем, что кто-то из моих родственников и друзей, воспользовавшись программой, получил какие-то дивиденды для себя. По сути, в краткосрочной перспективе казахстанские русские отождествляют себя с жительством в Казахстане. В долгосрочной же перспективе, если во власти у нас произойдет крен в сторону национализма, или возникнут языковые вопросы (то есть, если существующий баланс будет нарушен), русские, конечно, могут уехать», — сказал он «НГ».Киргизия Первые переселения русских в Киргизию начались еще до революции (1867 – 1897 гг.). Главной задачей царизма являлось военно-политическое закрепление присоединенных вновь территорий, одним из средств чего служило привлечение в край состоятельных русских крестьян на льготных условиях. Всплеск волны переселений пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда в Киргизию эвакуировался ряд промышленных предприятий из России и Украины. После 1945 г. многие работавшие на них остались в республике. Поток переселенцев из Российской Федерации возрастал в первые послевоенные десятилетия. К примеру, в 50-е гг. немалый приток мигрантов в города и промышленные районы был инициирован индивидуальным жилищным строительством, организованным набором рабочей силы на вновь создаваемые производства. Приезжали в основном из российских сельских районов (Поволжья, Центральной России, Западной Сибири).В эпоху существования СССР структура социально-профессиональной деятельности русских существенно отличалась от структуры занятости представителей коренной национальности. Русские традиционно сосредотачивались в сферах промышленности, транспорта, строительства, связи. Среди интеллигенции – это, прежде всего, специалисты в области техники и точных наук. Киргизы же «обгоняли» русских по абсолютному количеству занятых в легкой и пищевой промышленности в 1,2 раза.Те отрасли, в которых русским принадлежала ведущая роль (машиностроение, металлообработка, военно-промышленный комплекс, наукоемкие производства, научные организации технического профиля), прежде всего, испытали на себе пресс хозяйственной дестабилизации в результате распада Советского Союза. Кроме того, введение киргизского языка в качестве государственного серьезно затронуло интересы людей промышленного и интеллектуального труда. Русские попали в неблагоприятную для них социально-конкурсную ситуацию, и выход из создавшегося положения многие из них усматривают в миграции.В 1988 – 1990 гг. в республике началась дискуссия о государственном языке. В октябре 1988 г. в постановлениях ЦК Коммунистической партии Киргизии заявлялось о необходимости принятия закона о языках. Уже в самом названии «Закона о государственном языке» подразумевалась идея о том, что государственным языком в республике станет лишь один киргизский язык. Несмотря на многочисленные протесты русскоязычного населения республики, 23 сентября 1989 г. закон был принят, и киргизский язык получил статус государственного языка, русский же был объявлен языком межнационального общения.По мнению ряда исследователей (Ю. Хаски, а также киргизского исследователя Г. Пядухова), дискуссия о государственном языке и принятие соответствующего закона способствовали подъему киргизского национализма, отчуждению и последовавшему отъезду значительной части некиргизского населения.По данным Международной организации по миграции, начиная с 1991 г. в республике наблюдается самое большое сокращение доли русскоязычного населения по сравнению со всеми государствами Центральной Азии, за исключением Таджикистана.Анализируя основные события политической жизни Киргизии последних десяти лет, как и в случае с Казахстаном, представляется возможным выделить несколько этапов становления этнократии. Первый из них длился с 1989 г. по декабрь 1991 г. и отмечен следующими событиями: принятием закона о государственном языке; появлением множества общественно-политических организаций, построенных по национальному признаку; тенденциозным освещением кровавых погромов турок-месхетинцев в узбекской части Ферганской долины; киргизско-узбекским конфликтом в Ошской области; агрессивным разогревом националистических настроений, в том числе антирусских и антироссийских, в связи с 75-летием восстания 1916 года; распадом СССР. На этом этапе происходит грубая ломка ценностных ориентаций людей, стереотипов мышления и норм поведения. Искаженно трактуются многие исторические события, вспоминаются прошлые «национальные обиды», возникают межнациональная напряженность и отчуждение, грозящие перейти в открытый затяжной конфликт. Большой размах получают обвинение России в имперских замашках, наклеивание ярлыков на некоренное население («колонисты», «мигранты» и т.п.).Второй этап – с декабря 1991 г. по июнь 1994 г. Важнейшие его вехи: провозглашение независимости Киргизии и образование СНГ; принятие конституции республики; массированная пропаганда тезиса о приоритете интересов титульной нации и разгул бытового национализма; создание преференций для национального предпринимательства и киргизской молодежи; «коренизация» органов власти и управления; административно-волевое разрушение крупных промышленных предприятий, на которых работало в основном русскоязычное население; введение национальной валюты – сома.Для русскоязычного населения эти годы – время глубоких потрясений, связанных с необходимостью адаптации к жизни в новом независимом государстве. Оно осознает себя в роли национального меньшинства, нередко дискриминируемого, оказывается перед необходимостью выбрать гражданство и отечество. Быстро формируется особая разновидность субкультуры и психологии потенциальных мигрантов, воспринимающих окружающую среду исключительно как недоброжелательную, попирающую права и достоинство человека.Третий этап – более длительный - начался с июня 1994 г. и длился до революции 2005 г. На этом этапе правящая национальная элита осознает, что эмиграция русскоязычных не только наносит ущерб экономике, но и чревата серьезными политическими последствиями: вымывается население, тесное взаимодействие с которым могло бы компенсировать относительную малочисленность титульного народа, его политическую слабость, сделать его менее уязвимым. Приходит также понимание того, что без такого взаимодействия нельзя ожидать лояльного отношения России к Киргизии, ее помощи в преодолении республикой экономического кризиса, отражении внутренних и внешних угроз ее национальной безопасности. К пророссийской ориентации подталкивает и разочарование масштабами помощи других стран. Все это приводит к известной «либерализации» этнократической политики.Решающее влияние на такой поворот оказал усиливавшийся отъезд «русскоязычного» населения из республики. Вершиной этого процесса стал 1995 г., в течение которого Киргизию покинуло 100 тыс. человек – больше, чем за четыре предшествующих года. Власть начала предпринимать попытки придать политике государства правовую обоснованность. Выдвигается лозунг «Кыргызстан – наш общий дом», появляется указ президента Аскара Акаева «О мерах по регулированию миграционных процессов в Киргизской Республике». Таким образом Акаев сумел добиться того, что любой, ранее уехавший, который пожелает вернуться в Киргизию, автоматически приобретает киргизское гражданство. И уже с 2000 г. стал наблюдаться некоторый спад миграционной активности. «Однако после событий марта 2005 года число желающих выехать на постоянное место жительства в Россию резко увеличилось», – отмечает посол РФ в Киргизии Евгений Шмагин. Снова все чаще слышны националистические лозунги, делопроизводство опять переводится на киргизский, пересматривается официальный статус русского языка. Только в прошлом году из Киргизии выехало около 25 тысяч граждан. Как отмечает глава представительства российской миграционной службы Юрий Ермолаев, Киргизию продолжают покидать, прежде всего, дипломированные специалисты: «Примерно 7-8 процентов эмигрантов – это пенсионеры. Остальные – молодежь, специалисты с высшим и средним образованием в разных отраслях». По некоторым оценкам, русских в Киргизии осталось менее полумиллиона. И основной массовый отъезд прогнозируется на начало лета 2006 г., когда школьники и студенты закончат учебный год. В республике действуют несколько общественных объединений русского населения, в том числе «Славянский фонд», «Славянская диаспора», «Согласие», «Содружество», образовано Общество дружбы «Киргизия – Россия».В сентябре 1993 г. в Бишкеке был открыт Киргизско-российский (славянский) университет. Созданный в 1993 г. решением правительств двух государств, он стал первым серьезным примером того, что правящая элита постепенно начала осознавать необходимость учета интересов нетитульного населения. К настоящему времени университет превратился в один из ведущих вузов и культурных центров республики.До 2005 г. в республике проводились дни русской культуры, на которые приезжали художественные коллективы, писатели из России. Однако после смены власти в республике резко ухудшилась политическая и экономическая ситуация и подобные мероприятия сошли на нет. Пресс-секретарь президента Киргизии Клара Кабилова считает, что кто хотел уехать, те уже уехали. Сейчас из Киргизии выезжают те люди, у которых переезд давно значился в планах, и указ президента России Путина ни как не повлиял на ситуацию с выездом российских соотечественников. Всплеск выезда был сразу после мартовской революции. Сегодня массового оттока из Киргизии не наблюдается.Политолог Нур Омаров: «Несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию этот указ вряд ли стимулирует выезд русского и русскоязычного населения из Киргизии. Уже имеется негативный опыт, когда люди выезжали под обещания властей и сталкивались с непреодолимыми трудностями. Не всегда указы имеют под собой определенную финансовую и политическую базу. Что же касается оттока киргизской элиты, то для нее более предпочтительны страны Запада, нежели Россия». http://www.apn.kz/publications/article4480.htm 

Поделиться: