Студентам к экзаменам: Государственная идеология Кыргызстана: проблемный путь развития

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Кыргызстане эта тема весьма актуальна и широко обсуждаема. Еще во времена правления Акаева, с обретением суверенитета, к которому страна была не совсем готова, попытки внедрения таких идеологических установок, как «Манас Великодушный», «Кыргызстан – наш общий дом», «островок демократии», «Кыргызстан – азиатская Швейцария», не увенчались успехом в силу «размытости» программ политической элиты.
Студентам к экзаменам: Государственная идеология Кыргызстана: проблемный путь развития
Государственная идеология Кыргызстана: проблемный путь развития          Алиева Айзана В начале 90-х годов в силу различных объективных и субъективных причин во всех странах постсоветского пространства образовался идеологический вакуум, который, в свою очередь, на протяжении всей истории новых независимых государств активно заполняется самыми различными идеями. К сожалению, пока ни одна из них не получила эффекта реализации.В Кыргызстане эта тема весьма актуальна и широко обсуждаема. Еще во времена правления Акаева, с обретением суверенитета, к которому страна была не совсем готова, попытки внедрения таких идеологических установок, как «Манас Великодушный», «Кыргызстан – наш общий дом», «островок демократии», «Кыргызстан – азиатская Швейцария», не увенчались успехом в силу «размытости» программ политической элиты.Если подробнее рассмотреть идеологический слоган «Кыргызстан– азиатская Швейцария», то не совсем понятно, что имели ввиду эксперты, ответственные в то время за идеологическое строительство. Основу этой идеологии составил ряд сходств этих двух государств, в частности:– и Кыргызстан и Швейцария – относительно небольшие горные страны, обладающие прекрасной горной природой. Швейцария считается страной международного горного туризма, и Кыргызстан в этой области также имеет большой потенциал. Но, к сожалению, туризм в нашей стране не получил должного толчка для развития;– Швейцария считается мировой «сберегательной кассой», страной банков, и Кыргызстан тоже мог бы стать страной банковских вкладов для Центральной Азии. Но и этому не суждено было осуществиться, так как в 90-е годы в Кыргызстане множество банков свернули свою деятельность, не успев открыться, а бизнес-сообщество центральноазиатского региона не рискнуло размещать свой капитал в «азиатской» Швейцарии.В итоге, первая попытка власти страны придумать государственную идеологию не увенчалась успехом.Во второй половине 90-х годов появились такие идеологические слоганы, как; «Кыргызстан – наш общий дом», «Чистый Кыргызстан». Но и они, не имея под собой серьезного фундамента, исчезли из официальных выступлений, речей и с экранов телевизоров.Во времена Бакиева тему идеологии неоднократно поднимал бывший в то время государственным секретарем Адахан Мадумаров, утверждая, что Кыргызстану нужна национальная идея. Была разработана программа под названием «Наследие кыргызов и будущее», где параллельно с задачей открытия новых перспектив для изучения культурного наследия и определения национальной идентичности основной целью являлось «формирование гражданской политической нации». Предшественник А. Мадумарова Дастан Сарыгулов активно продвигал идею «тенгрианства», которая также не прижилась в кыргызском обществе (тенгрианство – языческая доисламская религия кочевников евразийских степей, в основе которой лежит культ Вечного Синего Неба – Кок-Тенгри).После апрельских событий 2010 года «новая» политическая элита решила реанимировать пропаганду нравственных ценностей эпоса «Манас». По мнению председателя партии «Патриоты Кыргызстана» Алмаза Орозбакова, эта идеология не прижилась по той причине, что один эпос не может обеспечить идеологические интересы всех этносов, составляющих народ Кыргызстана. А идеология должна быть общей для всех наций и представителей различных конфессий, только тогда она будет успешной.Схожего мнения придерживается директор независимого аналитического центра «Религия. Политика. Право» Кадыр Маликов, утверждая, что Манас не может быть взят за основу в построении государственной идеологии. На это, отмечает он, существует ряд причин: во-первых, кыргызы в большинстве своем мусульмане, а у мусульман своя идеология, а во-вторых, в Кыргызстане проживают представители разных национальностей и разного вероисповедания и, в частности, Русская православная церковь не воспримет идеологию Манасаi.По мнению профессора Эгемберди Маанаева, в нашей стране необходима разработка не национальной, а государственной идеологии. Учитывая, что у нас очень ярко выражена родоплеменная идентификация и большой социальный разрыв между богатыми и бедными и, соответственно, идейные позиции разных слоев населения различны, говорить о национальной идеологии нецелесообразноii.Несмотря на то, что на официальном уровне, в средствах массовой информации и в сфере образования велась активная пропаганда с участием ученых, политических и общественных деятелей, создавалось ощущение, что они сами имеют смутное представление о том, какой должна быть эта идеология. Тем не менее в необходимости ее формирования нет никаких сомнений, так как она играет довольно значимую роль в развитии социума, совершенствует миропонимание как отдельных индивидов, так и общества в целом.Государственная идеология – это то, что способно объединить представителей всех этносов, слоев и профессий, регионов и конфессий в единое сообщество – народ. То, что может вызвать стимулирование позитивных изменений как в массовом общественном сознании, так и в сознании каждого гражданина.В современном мире сложно найти страну с мононациональным составом, в большинстве своем они полиэтничны. Влюбой многонациональной стране государственная идеология должна быть объединяющим фактором, должна развивать идеи равенства и братства народов, укрепления межэтнического взаимодействия, сохранения разнообразных национальных ценностей внутри страны, а за ее пределами развивать взаимовыгодные торговые, культурные и экономические отношения.В этой связи, учитывая, что Кыргызская Республика уже определилась с внешнеполитическим вектором развития и фактически приняла решение о вхождении в Таможенный союз, среди известных вариантов государственной идеологии, способной сплотить народ, наиболее верной для нашего государства представляется идея евразийства. Она как нельзя кстати подходит не только для поликультурного, многонационального Кыргызстана, но также для всех стран постсоветского пространства.Объективными признаками того, что мы называем евразийской общностью народов, являются: единое географическое пространство; экономические связи, сохранившиеся между бывшими союзными республиками; их тесное культурное взаимодействие, а самое главное, то, что, несмотря на периодически вспыхивающие межнациональные конфликты, народы, населяющие постсоветское пространство, в большинстве своем обладают религиозной и межнациональной терпимостью.Территорию Евразии издавна заселяют различные этносы, и в ходе истории их национальная самобытность не исчезла, а наоборот, развиваясь, стала всё более сочетаться с евразийской идентичностью. Евразийская идеология рассматривает национальные культуры как нечто значимое, уникальное, неповторимое, как то, что может обогатить не только евразийскую, но и мировую цивилизацию с присущими ей ценностями и особенностями.Единство исторических судеб народов Евразии противостоит продвижению какой-либо одной национальной идеи, а также предполагает формирование двойной идентичности – национальной и общеевразийской. При этом национальная идея должна не перерастать в сепаратизм, а сливаться с общеевразийским национализмом (под национализмом здесь подразумевается понятие патриотизма).По своей сути евразийская идеология толерантна, она признает и уважает традиции народов Кыргызстана, относится лояльно к различным религиозным течениям, включая ислам, христианство и др. Она категорически не приемлет насилие, давление и агрессию в отношении других культур и идеологий. Именно идеология евразийства могла бы интегрировать население Кыргызстана не только внутри государства, но и за его пределами, стать основой для генерирования далеко идущих планов страны, направленных на различные сферы общественной жизни, а также послужить ключом для поиска своего собственного места в системе разделения труда в рамках Таможенного союза. На сегодняшний день ясно одно: более адекватной, органичной и всеобъемлющей идеологии для Кыргызстана не существует.http://easttime.ru

Поделиться: