Студентам к экзаменам: По обе стороны Днестра. Краткая история и причины конфликта

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как минимум, в самоопределившейся, но до сих пор не признанной мировым сообществом республике многонациональное население выступает не только за сохранение, но и увеличение военного российского присутствия. Игнорировать мнение сотен тысяч людей Россия не может.
Студентам к экзаменам: По обе стороны Днестра. Краткая история и причины конфликта
    Lenty.ru: Валютный "майдан" для Путина REGNUM: Украина готовится к полномасштабной войне с Россией Актуальность урегулирования приднестровского конфликта по-прежнему остается высокой для Российской Федерации: во-первых, народ Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), сформировавшейся в процессе развала Советского Союза и последующего вооруженного противостояния с Республикой Молдавия, неоднократно и недвусмысленно изъявлял свое желание идти в сторону наиболее тесного союза с РФ.Как минимум, в самоопределившейся, но до сих пор не признанной мировым сообществом республике многонациональное население выступает не только за сохранение, но и увеличение военного российского присутствия. Игнорировать мнение сотен тысяч людей Россия не может.Кроме того, не будем забывать, что только благодаря существованию Приднестровской Молдавской Республики на важном геостратегическом юго-западном направлении на левом берегу Днестра сохраняется российское военное присутствие. Дальше - только Балканы, где наше влияние в конце девяностых было сведено к минимуму усилиями Североатлантического альянса.До последнего времени сам конфликт и вопросы его справедливого для всех заинтересованных сторон разрешения в российских СМИ и, зачастую, в самом российском обществе оценивались весьма формально. Чего, например, нельзя сказать об Украине, власти которой откровенно и неоднократно заявляли о своих стратегических интересах в этом регионе. Более того, украинские власти активно реализуют здесь свои интересы.Говоря о приднестровско-молдавском конфликте, не следует забывать, что исторически земли днестровского Левобережья никогда ни принадлежали не только Румынии, но и не входили в Молдавское княжество. В 1792 г. великий русский полководец граф Александр Суворов основал русский город Тирасполь - крепость на левом берегу Днестра, которая была противовесом турецкой крепости Бендеры.По итогам гражданской войны по реке Днестр прошла пограничная линия между образовавшимся на территории Российской империи Советским Союзом и Румынией. В 1924 г. левобережное Приднестровье было оформлено в качестве Молдавской АССР в составе Украинской ССР. После присоединения Бессарабии к Советскому Союзу в 1940 г. была создана новая союзная республика - Молдавская ССР, к ней советская власть и присоединила приднестровское Левобережье.Летом 1990 г. политические события в республике Молдавия были весьма схожи с тем, что происходило на территории Грузинской ССР. Парламент республики объявил о ликвидации Молдавской ССР. Кишинев объявил своей стратегической задачей воссоединение с Румынией. В ответ народ, населяющий территорию левее Днестра, объявил о своем нежелании выходить из состава Советского Союза. Избранные всеобщим голосованием представители многих национальностей Левобережья в начале сентября 1990 г. провозгласили Приднестровскую Молдавскую Республику. Конфликт вступил в свою решающую фазу.Краткая история приднестровского конфликтаУже к концу 80-х гг. в Молдавии стремительно растут прорумынские настроения и появляются призывы к "историческому объединению" с этой страной, тем более, что расстрел без суда и следствия в 1989 г. Николае и Елены Чаушеску поставил точку в истории коммунистической диктатуры в Румынии.На XIII сессии Верховного Совета МССР принимается Закон "О функционировании языков", в котором без учета интересов и гражданских прав немолдавского населения была введена латинское написание.Политика Кишинева не остается без ответа: наиболее значительны протесты среди гагаузов на юге республики и в Приднестровье. Там для защиты прав населения на предприятиях создаются Советы трудовых коллективов. Прошел I съезд Объединенного Совета трудовых коллективов (ОСТК).Июнь 1990 г. - в с.Парканы состоялся I съезд народных депутатов Приднестровья всех уровней, на котором была высказана идея создания независимого государства. Однако 5 июня 1990 г. молдавские власти объявили съезд незаконным.В это время союзные власти занимают (как и с Грузией) отстраненную позицию. Перестроечная пресса одобрительно называет молдавскую власть демократической, а приднестровцев именует не иначе как "коммунистами", причем, самого ортодоксального толка. Таким образом, общество было дезориентировано. Нарастающий конфликт подавался как борьба передовых демократических воззрений с отжившей свое коммунистической идеологией.На II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья принимается Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Республики. В качестве правового обоснования Декларации заявляется, что в момент образования Молдавской ССР в 1940 г. на территории Левобережья существовала Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР, образованная 12 октября 1924 года.Осень 1990 г. - начало вооруженного противостояния между Молдавией и ПМР. Уже 2 ноября силы молдавского ОПОНа (отряд полиции особого назначения) предпринимают попытку.ликвидации местных органов власти в г.Дубоссары. По информации приднестровской стороны в вооруженных акциях на стороне Молдавии принимали участие молдавские и румынские националисты с ведома и под руководством кишиневских силовых ведомств.В ПМР через год после дубоссарских событий образована Республиканская гвардия и создан Комитет по Обороне и безопасности. Еще через год, 8 сентября 1992 г. правительство ПМР определило структуру и сроки формирования вооруженных сил провозглашенной республики. Исполняющим обязанности министра обороны 23 сентября 1992 г. назначен полковник С.Хажеев.Март-июль 1992 г. - основные и наиболее кровавые события в молдавско-приднестровском конфликте, когда противоборствующие стороны вели активные боевые действия. В районах Бендер и Дубоссар шли полномасштабные бои с применением танков и артиллерии. Только жесткая позиция командования 14-й армии, лично командарма Александра Лебедя и офицеров российского Генштаба, занявших недвусмысленную позицию "военного нейтралитета", предотвратила дальнейшее развитие вооруженного конфликта.По официальным данным властей Приднестровской Молдавской Республики в ходе вооруженного конфликта погибли 284 военнослужащих (с учетом умерших от ранений — 364) и более 600 мирных жителей Левобережья.Приднестровская Молдавская РеспубликаОбщие сведенияВ настоящее время на территории, подконтрольной властям ПМР, проживает 31% молдаван, 29% русских, 26% украинцев. В национальной политике республики главенствует принцип равноправия всех наций. На левом берегу Днестра отсутствует понятие "государственный язык", приднестровское законодательство определяет три официальных языка: русский, молдавский и украинский.Внутриполитическая ситуацияКак отмечают наблюдатели, политическое и государственное устройство ПМР сохранило много элементов советского образца. Изменить это государственное устройство в условиях военного противостояния и мощного внешнеполитического давления в ПМР было невозможно. Советская система очень подходила для того, чтобы "существовать во вражеском окружении многие годы".ПМР как суверенное государство могло сохраниться на протяжении 10 лет только при высокой централизации власти и государственном контроле за многими сферами общественной жизни. Впрочем, по всеем формальным признакам ПМР — демократическое государство с парламентом, Конституцией и сильной президентской властью.Эксперты отмечают отсутствие на ее территории каких-либо значительных политических разногласий, явно выраженной и сильной оппозиции в Приднестровье просто нет. Руководство и политическая элита республики объединены "военным прошлым" и ориентированы на Россию.ЭкономикаПМР имеет собственную банковскую систему и выпускает собственную валюту - рубль. Серьезный удар по приднестровской экономике нанес российский дефолт 1998 г., поскольку значительная часть финансовых средств Приднестровья была размещена в ГКО РФ. В настоящее время основные финансовые потоки идут через украинские банки-корреспонденты.Основными экспортными предприятия ПМР, приносящими доход в бюджет, являются металлургический комбинат (ММЗ) в г. Рыбница и коньячный завод "Квинт". ММЗ - это вполне современное предприятие европейского уровня, проводящее самостоятельную экономическую политику.Приднестровье полностью обеспечивает себя электроэнергией от Дубоссарской ГРЭС, которая работает на газе, получаемом из России.Левый берег Днестра – это еще и сельскохозяйственный регион. Благоприятные климатические условия (по два урожая в год многих видов овощей и фруктов) и хорошая аграрная культура в потенциале позволяет экспортировать большие объемы продукции садоводчества и виноградарства. Государство ежегодно выделяет дотации для сельского хозяйства. Однако основные рынки сбыта были потеряны, а их восстановлению мешает сложное экономическое положение и неопределенность международного статуса ПМР.Переговорный процессВ июле 1995 г. подписано Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций, которое стало первым международным документом и было одобрено на саммите ОБСЕ.8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", определивший основные принципы во взаимоотношениях Приднестровской Молдавской Республики и Республикой Молдова.Этим документом был закреплен ряд достигнутых ранее договоренностей и предоставлено право ПМР самостоятельно устанавливать и развивать экономические, научно-технические и культурные связи с другими государствами.Меморандум закрепил новый подход сторон к проблеме урегулирования, обязав cтороны к взаимосогласованному рассмотрению проблем.В ходе переговорного процесса стороны, на основании двустороннего обращения, выразили пожелание превратить посредников в гарантов выполнения достигнутых договоренностей.Российская Федерация и Украина стали гарантами выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ, отказавшись от участия в переговорном процессе в качестве гаранта, сохранила за собой статус посредника.В результате этого в Меморандуме "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" появились следующие статьи:- стороны переговорного процесса являются взаимными гарантами;- Российская Федерация и Украина гарантируют выполнение соглашений, достигнутых сторонами в ходе переговорного процесса.24 мая 1997 г. руководства Республики Молдова и Приднестровья, исходя из необходимости скорейшей реализации Меморандума от 8 мая 1997 г., подтвердили вступление в силу всех статей Меморандума и договорились приступить к разработке механизмов реализации положений этого документа.МЕМОРАНДУМ об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и ПриднестровьемРуководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые в дальнейшем сторонами,исходя из необходимости скорейшего и полного урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем исключительно мирными, политическими средствами;подтверждая приверженность принципам ООН, ОБСЕ и общепризнанным нормам международного права, а также договоренностям, ранее достигнутым между Республикой Молдова и Приднестровьем;сознавая ответственность за обеспечение гражданского мира, межнационального согласия, укрепление стабильности и безопасности в данном регионе Европы; придавая первостепенное значение реализации основных прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и иных различий;считая, что объединение их духовных и материальных ресурсов ускорит решение общих экономических и социальных проблем и откроет перспективу построения совместными усилиями современного процветающего общества; при посредничестве Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ, договорились о нижеследующем:1. Стороны подтверждают свои обязательства не прибегать во взаимных отношениях к применению силы или угрозы силой. Любые разногласия будут решаться исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций при содействии и посредничестве Российской Федерации и Украины, как стран-гарантов выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ и при содействии СНГ.2. Стороны будут продолжать становление между ними государственно-правовых отношений. Документ, определяющий эти отношения, статус Приднестровья, будет основываться на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий. К разработке данного документа стороны приступят сразу же после подписания настоящего Меморандума с учетом всех ранее достигнутых принципиальных договоренностей, в том числе достигнутых 17 июня 1996 года.3. Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон.4. Стороны обращаются к Российской Федерации, Украине и ОБСЕ с просьбой о продолжении их посреднических усилий в достижении прочной и всеобъемлющей нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.5. Республика Молдова и Приднестровье становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними.6. Стороны приветствуют заявление Российской Федерации и Украины об их готовности стать государствами-гарантами соблюдения положений определенного соответствующими документами статуса Приднестровья и договоренностей, зафиксированных в настоящем Меморандуме.7. Стороны обращаются к ОБСЕ с просьбой продолжить содействие соблюдению договоренностей между ними.8. Стороны заявляют о необходимости выработки механизма гарантий всеми участниками переговорного процесса.9. Стороны подтверждают, что действия по поддержанию мира, осуществляемые Совместными миротворческими силами в зоне безопасности в соответствии с соглашением между президентами Республики Молдова и Российской Федерации от 21 июля 1992 года "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", будут продолжены.10. В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны вправе обратиться к гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации ситуации.11. Стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 года.   Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2006/03/06/527768.shtml

Поделиться: