Общие ценности как инструмент устранения «разделительных линий» между евразийскими народами

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Страны и народы евразийского пространства также объединяет приверженность традициям, которые составляют их передающееся от поколения к поколению социальное и национально-культурное наследие. В данном случае речь идет о всевозможных многочисленных социальных установках, нормах поведения, практических навыках, обычаях, обрядах, праздниках и т.д. В традициях аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражаются историческая память, коллективный дух и разум народа.
Общие ценности  как инструмент устранения «разделительных линий» между евразийскими народами
 Предлагаем вниманию читателей сайта продолжение аналитического доклада "Духовно-ценностные ориентиры новой Евразии: содержательные основы". Презентация доклада состоялась 18 декабря в г. Астана на площадке ЦАИ "Евразийский мониторинг" IV. Приверженность традициям Страны и народы евразийского пространства также объединяетприверженность традициям, которыесоставляют их передающееся от поколения к поколению социальное и национально-культурноенаследие. В данном случае речь идет о всевозможных многочисленных социальных установках,нормах поведения, практических навыках, обычаях, обрядах, праздниках и т.д. Втрадициях аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражаются историческаяпамять, коллективный дух и разум народа. Серьезное испытание на прочность традиции разных народов прошли в периодсуществования Союза ССР, когда многие из них были официально названы «пережиткамипрошлого», а их приверженцы подвергались преследованиям в той или иной форме. Хотя,с другой стороны, были созданы другие традиции, которые имеют свое практическоепроявление до сих пор (например, проведение субботников, сдача спортивных нормативовГТО, шефство различных предприятий и организаций над детскими садами иучреждениями образования и т.д.). В любом случае белорусам, казахам, русским и представителям другихнародов бывшего Союза ССР удалось сохранить свою этнокультурную самобытность. Данноеобстоятельство следует рассматривать как восстановление историческойпреемственности. Сохранение традиций способствует росту национальногосамосознания государствообразующих этносов. Тогда как другие народы получаютвозможность лучше понять их менталитет, историю и культуру. С момента обретения постсоветскими странами государственнойнезависимости, старта процесса в них политической трансформации и выхода намеждународную арену в качестве самостоятельных акторов возникли новыеиспытания, связанные с поиском оптимального соотношения традиций и инноваций врамках государственногостроительства, развития экономики, культурноговозрождения и т.д.Очевидно, что разработанная на Западе классическая теория модернизации сее  антитрадиционалистской ориентацией и недооценкойкультурно-цивилизационных факторов того или иного общества странам и народамевразийского пространства не подходит. Поэтому ставка делается на максимальноэволюционный формат общественно-политических изменений с сохранением традиций,а также использованием положительных элементов прежнего опыта социальногоразвития.   В связи с этим еще в 1996 году Президент Казахстана в своем произведении«На пороге XXI века» выдвинул концепцию «адаптированной модернизации»,учитывающей национально-государственную специфику, историю, этнокультурныеособенности Казахстана и его реальное положение в геополитических,геоэкономических и геокультурных структурах. И такой подход в развитииреспублики сохраняется до сих пор. Так, 5 декабря этого года, принимая прибывшего в Астану с официальнымвизитом Президента Франции Франсуа Олланда, Назарбаев, в частности, заявил: «У нас есть своя история, культура итрадиции, и мы не намерены от них отказываться. Уважая имеющиеся в миредемократические стандарты и продвигаясь к ним, мы не хотим потерять собственнуюидентичность. Если все страны будут учитывать особенности друг друга,взаимопонимание  стало бы лучше» [16].В аналогичном духе часто выступает и Президент Российской ФедерацииВладимир Путин. В частности, 25 марта этого года на церемонии вручения премиймолодым деятелям культуры он заявил следующее: «В российском общественеобходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые быопирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения,способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности длясоздания нового, современного пространства культуры, в котором живет и развиваетсячеловек, реализует свой потенциал» [17].Таким образом, в настоящее время важно использовать созидательныйпотенциал всего многообразия сложившихся и сохраняющих свою значимость традицийв интересах устойчивого функционирования и поступательного развития современногопостсоветского общества. V. Культура межэтнического взаимодействияБудучи уникальным общественно-территориальным образованием,расположенным между Востоком и Западом, Евразия постоянно испытывалавоздействие различных культур и духовных традиций, синтезируя в себе ценностиразличных народов и цивилизаций. В частности, народы, ведущие кочевой образжизни, периодически пересекались с представителями других этносов. Развитиедипломатических и торговых связей между разными государствами и народами, в томчисле через один из первых в истории евразийских транснациональных коридоров –Великий Шелковый путь, способствовало интенсивному взаимодействию ивзаимообогащению различных культур.В рамках такого диалога цивилизаций тесно переплелись славянские,тюркские, финно-угорские, монгольские, кавказские этнокультурные, а такжехристианские, мусульманские, буддистские и иные конфессиональные мотивы. Своюпозитивную роль в этом играли также такие качества и традиции ряда народовевразийского пространства, как открытость, коммуникабельность, дружелюбие игостеприимство. В итоге все это способствовало формированию атмосферы икультуры добрососедства, толерантности и взаимоуважения между разными этносамии народностями.Все это, с одной стороны, позитивно влияло на этногенез народов,положивших основу современным постсоветским государствам. А, с другой стороны, способствовалоформированию в них полиэтнической общности. В результате в России сегодняпроживают представители более 190 этносов и народностей, в Беларуси иКазахстане – более 130, Кыргызстане – более 100 и т.д. В свою очередь, этообусловило проведение в данных странах государственной политики по обеспечению единстваи согласия представителей всех проживающих здесь национальностей. Указанная политика осуществляется на основе следующих ключевыхдокументов: ·Российская Федерация: Стратегия государственной национальной политикиРоссийской Федерации на период до 2025 года.·Республика Беларусь: Программаразвития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества ссоотечественниками за рубежом на 2011-2015 годы.·Республика Казахстан: Доктрина национального единства Казахстана и Концепцияразвития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года).· КыргызскаяРеспублика: Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений вКыргызской Республике. В казахстанской модели межэтнического взаимодействия, в частности, заложенконсолидирующий принцип «Единство -через многообразие» [18]. Это предполагает уважение этноязыковойпринадлежности всех граждан республики, оказание государством целевой поддержкипо созданию необходимых условий для развития этносами республики своих языка,традиций и культуры, недопущение использование этнических вопросов вполитических целях, осуществление представительства и политической реализацииинтересов казахстанских этносов на высшем государственном уровне через руководимуюнепосредственно главой государства Ассамблею народа Казахстана (АНК).В России основной акцент делается не только на сохранение и развитиеэтнокультурного многообразия и гармонизацию межэтнических отношений, но и на упрочение,в том числе благодаря этому, общероссийского гражданского самосознания идуховной общности многонационального народа страны, олицетворяющего собой российскую нацию [19]. Политику обеспечениянационального единства и формирования общегражданской идентичности присохранении этнокультурного многообразия развития и совершенствованиимежэтнических отношений проводят и в Кыргызстане. Во многом успешной реализации государственной политики в сферемежэтнических отношений в отмеченных странах способствует активное участие вэтом процессе этнокультурных общественных объединений и других заинтересованныхинститутов гражданского общества. В качестве позитивного примера такого участияможно, в частности, отметить создание и деятельность этнокультурного комплекса«Национальная деревня» в Оренбургской и Саратовской областях РФ, знакомящего с особенностямижизненного уклада и традициями проживающих на территории данных субъектовфедерации этносов. При всем этом нужно признать, что под влиянием ряда внутренних и внешнихфакторов в постсоветских странах часто имеют место различные негативные моментыв сфере межэтнических отношений, включая проявления межэтнической нетерпимости,негативных стереотипов в отношении определенных этносов, ксенофобии, этническогои религиозного экстремизма, дискриминации граждан по этноязыковым признакам ит.д. В определенной степени это связано с недостаточной воспитательной ипросветительской работой среди детей, подростков и представителей молодежи повнедрению у них культуры межэтнического общения.Таким образом, у определенной категории граждан необходимо развиватьценности и навыки конструктивного взаимодействия с другими людьми,независимо от их этноязыковой принадлежности,проявления к представителям других этносов не просто терпимости, а уважения к их национально-культурной самобытности, а также потребности к культурному взаимообогащению, изучениюистории и традиций других народов. Заключение Сущность и значимость рассмотренных в настоящем докладе явленийобщеизвестна. Однако сегодня, когда в условиях сложных и неоднозначных процессоввнутри и вокруг Евразии имеют место всевозможные политические и ценностные«разломы» как среди населения соответствующих государств, так и вмежгосударственных отношениях, именно они наиболее способны выступать вкачестве объединительных факторов. Общие для всех жителей, народов и государств евразийского пространстваценности семьи и рода, Отечества, человеческого потенциала, традиций и культурымежэтнического взаимодействия востребованы сегодня для устранения всех«разделительных линий» между ними и последующего сближения и выстраивания конструктивныхвзаимоотношений в интересах достижения общих целей. Данные ценности могут и должны стать основой для широкого обсуждения наразличных экспертных и медийных площадках, проведения лекционных и семинарскихзанятий в различных учебных заведениях, а главное – учтены в процессе выработкии принятия решений внутриполитического и межгосударственного характера. Благодарясвоей универсальности и позитивной направленности, они способны сформироватькачественно новую повестку для взаимоотношений на евразийскомпространстве.   Использованныеисточники: 1. Договор о Европейском Союзе // Интернет-портал «Право ЕвропейскогоСоюза» (http://eulaw.ru/treaties/teu).2. Назарбаев Н. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего //Известия. – 2011. – 25 октября.3. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы измененийценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. - 2004. -№ 5. – С. 65.4. Концепция развития и укрепления института семьи в Забайкальском краена 2011-2015 гг. // Официальный сайт Министерства труда и социальной защитыЗабайкальского края (http://минсоц.забайкальскийкрай.рф/programmy.html). 5. Основные направления государственной семейной политики РеспубликиБеларусь (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г.№ 46) // Информационный правовой портал Беларуси (http://www.busel.org/texts/cat4xw/id5twhfuj.htm).6. Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016годы (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 годаN 1677) // Информационно-правовая система «Әдилет» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/U050001677_#z67).7. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации напериод до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р) // Российская газета. – 2014. – 29августа (http://www.rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html).8. Немцев М. Род и родовые отношения: о затруднениях с определением // 60параллель. – 2010. – № 2. – С. 11.9. О шежире // Интернет-портал «Единое Шежире Казахов» (http://www.elim.kz/article/51/).10. Традиции армян: Семья. Исторический очерк // Интернет-портал «HayAdat.ru»(http://hayadat.ru/3/10/37). 11. Тихомиров Л. Что такое Отечество? // Интернет-портал «Библиотекадумающего о России» (http://www.patriotica.ru/religion/tikh_rodina.html).12. Национальные интересы // Интернет-портал «Война и мир в терминах иопределениях – военно-политическийсловарь» (http://voina-i-mir.ru/article/12). 13. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на ХІІсессии Ассамблеи народов Казахстана (Астана, 24 октября 2006 года) // Интернет-портал«Zakon.kz» (http://www.zakon.kz/77635-vystuplenie-prezidenta-respubliki.html).14. Основы идеологии белорусского государства / под. ред. С.Н. Князева,С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,2004. – С. 18, 19. 15. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современномтрансформационном процессе // Общественные науки и современность. - 2005. - №3. - С. 10.16. Совместная пресс-конференция по итогам переговоров президентовРеспублики Казахстан и Французской Республики (5.12.2014 г.) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан (http://www.akorda.kz/ru/page/page_218608_sovmestnaya-press-konferentsiya-po-itogam-peregovorov-prezi.... В Кремле вручены премии деятелям культуры и премии за произведениядля детей (25.03.2014 г.) // Официальноеинтернет-представительство Президента России (http://www.kremlin.ru/news/20638).18. Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года) (УтвержденаУказом Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2013 года № 552) // Информационно-правоваясистема «Әдилет» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000552).19.  Стратегия государственнойнациональной политики Российской Федерации на период до 2025 года (УтвержденаУказом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666) // Официальноеинтернет-представительство Президента России (http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=70284810&linkType=65537)

Поделиться: