Духовно-ценностные ориентиры новой Евразии. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С учетом изложенного выше представляется, что духовно-ценностную основу для дальнейшего развития евразийского пространства составляют такие базовые ценности, как:· Семья и род · Отечество · Человеческий потенциал· Приверженность традициям · Культура межэтнического взаимодействия.
Духовно-ценностные ориентиры новой Евразии. Ч.1
  Предлагаем вниманию читателей сайта аналитический доклад"Духовно-ценностныеориентиры новой Евразии: содержательные основы". Презентация докладапроходит 18 декабря в г. Астана на площадке ЦАИ "Евразийскиймониторинг" ВведениеИнтенсивное развитие интеграционных процессов на постсоветскомпространстве, включая создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС),обуславливает необходимость формирования и продвижения качественно новыхценностно-смысловых основ этих процессов. Ведь, несмотря на преобладаниеэкономической составляющей, успешность евразийской интеграции во многом зависитот характера и уровня ее восприятия среди населения участвующих в этом процессегосударств.Ключевым, можно даже сказать кодовым словом в данной ценностно-смысловойсистеме естественно выступает такое понятие, как «Евразия». В данном случае речь идет об исторически сформировавшейсятерритории особой цивилизации, существенно отличающейся по своим природным,геополитическим, демографическим и социокультурным особенностям от остальнойчасти Европы и Азии. Евразия представляет собой уникальное общественно-территориальноеобразование, синтезирующее в себе все многообразие культур, религий и традицийнаселяющих соответствующее пространство народов, благодаря их постоянномувзаимодействию и взаимообогащению. В настоящее время в условиях растущейглобализации и тех вызовов, которые она несет, в том числе для национальной идентичностицелых стран и народов, важно сохранить и приумножить эту уникальность. Поэтому сегодня целесообразно говорить о развитии новой Евразии. При этом данный процесс следует понимать с точкизрения не замены сложившегося жизненного уклада составляющих евразийскуюцивилизацию стран и народов на нечто другое, а сохранения в нем всегопозитивного духовного и материального наследия, с одной стороны, и наполненияэтого наследия качественно новыми смыслами с учетом современных реалий, сдругой стороны. Новая Евразия также представляется как полноценное современное сообществопри всем многообразии составляющих его народов и культур.Немало политиков и экспертов приводят в пример европейскую интеграцию,прошедшую путь от Европейского объединения угля и стали до Европейского Союза, которыйобъединил 28 стран. На их взгляд, такой интеграции во многом способствовалиобщие европейские ценности, признанные и разделяемые гражданами практическивсех стран Европы. Как следует из статьи 2 Договора о Европейском Союзе: «Союз основан на ценностях уважениячеловеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правовогогосударства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих кменьшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамкахобщества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью,справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин» [1]. Очевидно, что соответствующие ценности существенно подкрепляют экономическийпрагматизм, на котором строится евроинтеграция. Данный подход вполне приемлем идля евразийского пространства. Показательным в этом отношении, например,являются представления Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева о формированииевразийского сообщества с учетом духовно-ценностной составляющей этогопроцесса. Всвоей статье «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего», опубликованной воктябре 2011 года в газете «Известия», он утверждает следующее: «Сегодня наши народы все более ощущают себя частью формирующейсяевразийской идентичности с ее культурным, религиозным и языковым многообразием,но с общим стремлением к плодотворному экономическому взаимодействию идобрососедству. Мы все являемся свидетелями рождения нового уникальногоевразийского сообщества наций, у которого не только богатый опыт совместногопрошлого, но и неделимая общая история будущего» [2].  Немаловажно, что большинство стран Европы пришли к своему объединению,будучи длительное время разделенными между собой. Тогда как народы евразийскогопространства веками сосуществовали вместе в рамках общих государственныхобразований (Золотая Орда, Российская империя, Союз ССР и т.д.). Несмотря нанеоднозначные процессы и события в истории этих государственных образований, данныенароды в течение веков смогли создать и приумножить солидный социальный, политический,экономический и духовно-культурный потенциал.Следует также отметить, что европейские ценности ставят во главу углаотдельно взятого человека, его права, свободы, потребности и интересы.Нисколько не умаляя ценность человеческой личности, нужно объективно признать,что для представителей евразийской цивилизации гораздо предпочтительнее общее(коллективное), нежели частное (индивидуальное). Именно в разных социальныхобщностях, начиная с семьи и заканчивая страной, происходит становлениеличности, раскрытие и проявление всех ее качеств. И от того, насколько теснойявляется связь человека с соответствующей общностью, настолько успешной выглядитего собственная жизнедеятельность.   С учетом изложенного выше представляется, что духовно-ценностную основудля дальнейшего развития евразийского пространства составляют такие базовые ценности, как:· Семья ирод ·Отечество ·  Человеческий потенциал· Приверженностьтрадициям · Культурамежэтнического взаимодействия.  Эти базовые ценности не нужно придумывать с чистого листа, так как ониуже сложились за все многовековое совместное существование стран и народовевразийского пространства. При этом каждая из них имеет свои собственные ценностно-смысловыесоставляющие, которые в совокупности формируют духовно-моральный облик граждансоответствующих государств и ориентируют их жизнедеятельность в созидательноерусло.   I. Семья и родБезусловно, что для каждого человека, независимо от его гражданства,социального статуса, этнической, конфессиональной и иной принадлежности, самойпервой и главной жизненной ценностью и одновременно естественной средой, гдепроисходят его рождение, физическое, психологическое, интеллектуальное идуховно-нравственное развитие, личностное становление, является его семья. Семья также была и остаетсяпервоосновой любого общества.Ключевыми функциями любой семьи являются:а)  репродуктивная, связанная сдеторождением  и биологическимвоспроизводством, таким образом, человеческого рода;б) воспитательная, призванная обеспечить постоянный контакт родителей сдетьми и самореализацию ими родительских чувств, с одной стороны, и постепеннаяподготовка детей к будущей самостоятельной жизни по достижению совершеннолетия,формирование их личности, передача им накопленного родителями жизненного опыта,с другой стороны; в) эмоциональная, заключающаяся в удовлетворении потребности людей влюбви, симпатии, уважении, признании, получении психологической защиты,эмоциональной поддержки членами семьи друг друга; г) духовного общения, ориентированная на духовно-моральное развитие людей,усвоение ими определенных нравственных ценностей, взаимное духовное обогащениечленов семьи.В свою очередь, полноценная семья создается на основе такогосвойственного людям глубокого чувства и одновременно высшей жизненной ценности,как любовь. Союз двух любящих людей, мужчины и женщины, скрепляется узами супружества,дальнейшей совместной жизни. Появление детей приводит не просто к расширениюсемьи, а выходу семейных взаимоотношений на качественно новый уровень. Такимобразом, созданная на основе любви, семья далее сама воспроизводит любовьвнутри себя.Семья всегда ассоциируется сперва с родительским, затем с собственным домом. В свою очередь, дом представляетсобой не просто жилище, обеспечивающее крышу над головой, а жизненноепространство, дающее людям тепло, уют, спокойствие, заботу со стороны близких ит.д. Одновременно это микромодель общества, отражающая его состояние и уклад. Именно семья является самым первым субъектом, кто формирует у людей ихмировоззрение на основе собственных ценностей и традиций. К числу такихценностей и одновременно качеств членов семьи относятся любовь, уважение, взаимопонимание,доброжелательность, искренность, доверие, единодушие, ответственность, взаимопомощь,готовность выслушать и помочь и т.д. Вместе с тем жизнь показывает, что все это проходит испытание временем.И, к сожалению, далеко не все семьи выдерживают это испытание. Очевидно, чтокризисные и конфликтные ситуации в семьях вплоть до их распада во многомвызваны дисбалансом отмеченных выше ценностей и личностных качеств. В связи сэтим любовь и уважение, в частности, должны быть дополнены ответственностью иготовностью каждого человека уделить время и внимание другим членам своейсемьи. Взаимная забота супругов друг о друге, индивидуальный вклад каждого изних в сохранение и развитие семьи, ответственность родителей за воспитаниедетей, забота совершеннолетних детей о нетрудоспособных и пожилых родителяхявляются важными составляющими семейных отношений. Важную роль также играют семейныетрадиции, передающиеся из поколения в поколение и олицетворяющие собой преемственностьмежду прошлым, настоящим и будущим каждой семьи. Данные традиции, как правило,составляют нормы и манеры поведения, статусные характеристики и внутрисемейныеобязанности членов семьи, определенные семейные реликвии, праздники, совместныезанятия, связанные с трудом и досугом, приверженность определенным верованиям ит.д. В частности, для стран и народов евразийского пространства характерногармоничное сочетание в семьях равенства полов и дружбы поколений, с однойстороны, и элементов традиционного патриархального уклада, основанного напризнании главенствующей роли мужчин. Кроме того, нужно отметить формирование удетей уважительного отношения как к собственным родителям, так и к представителям старшего поколения в целом.  Осознание важности и поддержания института семьи, семейных ценностей итрадиций особенно актуально в настоящее время, когда в условиях интенсивного инеоднозначного развития человеческой цивилизации проявляются серьезныеизменения в отношениях многих людей к ним. Так, в развитых странах Запада ссередины 1960-х гг., а в других странах Европы - с конца 1980-х - начала 1990-хгг. наблюдаются уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числанерегистрируемых браков, падение рождаемости, преобладание малодетных семей,увеличение числа внебрачных детей, распространение добровольной бездетности и т.д., что обусловлено растущимив западном обществе тенденциями индивидуализма и рационализма [3]. В постсоветских странах критическое состояние института семьи во многомобусловлено негативным влиянием последствий фактически незавершенного политическоготранзита, включая расслоение общества по уровню доходов, снижение уровнясоциальной защищенности граждан со стороны государства, отсутствие действенных социальныхлифтов для молодежи и т.д. В  силу рядаобъективных и субъективных факторов, в частности, наблюдается неблагоприятноефинансово-экономическое положение многих семей, особенно молодых, многодетных ивозглавляемых одинокими матерями. В свою очередь, это негативно отражается насоциальном самочувствии членов семей и внутрисемейном климате. В этих условиях характерными для постсоветских государств проблемамисовременной семьи являются уменьшение численности семьи, обусловленноесознательным ограничением количества детей, и снижение ценности семьи и брака умолодого поколения, увеличение числа разводов и уходов из семьи, увеличениечисла детей, рожденных вне брака, и матерей-одиночек, рост числа социальнодезорганизованных семей, для которых характерны наличие внутрисемейныхконфликтов и социальная неадаптированность родителей, хаотичность воспитаниядетей и подростков и, как следствие, их девиантное поведение [4].  Поэтому не случайно, что в рамках евразийского пространства вопросамиукрепления института семьи озаботилось государство. В результате семейная политика выступает неотъемлемымкомпонентом государственной деятельности в соответствующих странах.Показательными в этом отношении являются нижеследующие официальные подходы:·Республика Беларусь: «Основными целямигосударственной семейной политики являются: обеспечение улучшениясоциально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения еюрепродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственныхоснов семьи и повышение ее престижа в обществе» [5]. ·Республика Казахстан: «Укреплениеинститута семьи и семейно-брачных отношений, повышение престижа семьи,пропаганда ценностей брака и семьи, достижение гендерного равенства в семейныхотношениях, обеспечивающих социальную и культурную преемственность поколений иявляющихся фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества.Формирование новых моделей эгалитарной семьи, ориентированных на принципыгендерного равенства. Вовлечение мужчин в сферу домашнего труда и процессвоспитания детей» [6].·Российская Федерация: «Приоритетамигосударственной семейной политики на современном этапе являются утверждениетрадиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение исохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейномвоспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия,ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществеи поддержания социальной устойчивости каждой семьи» [7].Таким образом, в указанных странах провозглашается и реализуется деятельностьпо обеспечению необходимых условий для укрепления и развития семьи как социальногоинститута, реализации ею своих функций, а также повышению качества жизни семьи.При этом основной акцент делается на духовно-ценностные моменты. Еще более высокой в социальной иерархии ступенью являются родовые отношения, в которыхзадействовано гораздо большее количество людей, связанных прямым и/или непрямымкровным родством и имеющих общих предков. Как правило, соответствующиеродственные связи идут через много поколений. Семья в этой связи выступает элементомсистемы родовых связей.При этом род воспринимаетсямногими людьми и целыми народами как нечто сакральное. Так, считается, чтомужчины являются продолжателями, с точки зрения продолжения семейно-родовойлинии, дела и носителями духа своих отцов, дедов, прадедов и т.д. Женщины же,вступившие в семейно-брачные отношения, обогащают своих мужей и потомство духомсвоего рода. Род также часто сравнивают с деревом в контексте его корней,которые дают людям жизненную силу и энергию. Находясь же вне родовых отношений,человек не имеет совсем либо имеет слабые основания для укоренения и формированиясвязей с другими людьми, превращаясь в одиночку, «массового человека» [8].Высокую культуру родовых связей демонстрируют казахи, татары, башкиры идругие тюркские народы. Их многовековой кочевой образ жизни обуславливалнеобходимость сплочения и поддержания родоплеменного единства. Безпринадлежности к тому или иному роду человек фактически был выкинут из жизниобщества. У казахского народа, в частности, развит институт шежире – родословной, отражающей именаи биографии предков по прямой мужской линии. Принято, чтобы каждый обязательнознал своих предков до седьмого колена. По словам исследователя Хакима Омара, «Шежире это Ваш генеалогический паспорт!Документ, зафиксировавший генезис Вашего рода, наличие которого позволит Вамзанять почетное место в человеческом обществе. Ибо Вы имеете свою Историю» [9].Для традиционного быта армян были характерны большие патриархальныесемейные общины - гердастан, объединявшие до 50 и более родственниковнескольких поколений с четко выраженной половозрастной регламентацией прав иобязанностей их членов. В больших семейных общинах вместе жили родители ивзрослые сыновья, в свою очередь имевшие своих детей и даже внуков. Разросшаясясемейная община делилась на малые и большие дочерние семьи, которые, ставсамостоятельными, продолжали сохранять определенные хозяйственные,территориальные и духовные связи [10]. В целом, тесное родственное единство,привязанность друг к другу и постоянная взаимопомощь считаются лучшими семейно-родовымитрадициями армянского народа. Исходя из всего этого, всестороннее укрепление института семьи, сохранениеи приумножение семейно-родовых связей и ценностей представляются в современныхусловиях первоочередными и, что важно, общими задачами стран и народовевразийского пространства.II. Отечество Для любогочеловека следующей за семьей и родом, по уровню значимости, ключевой ценностнойкатегорией, имеющей как конкретные физические – территориальные, так и духовные– смысловые очертания, является его Родина, Отечество, Отчизна. Отечество – это место, земля, страна, где люди рождаются, откуда берутначало их родовые корни, произошли их отцы и предки, к чьей судьбе они ощущаютсвою духовную сопричастность. Известный русский общественный деятель имыслитель дореволюционной эпохи Лев Тихомиров раскрыл это понятие следующимобразом:«Единство жизничеловека и общества, единство жизни преемственных поколений - та тесная связьлюдей между собою, которая дает людям нравственное единение и составляет сферуразвития нашего нравственного чувства, - все это реально проявляется исовершается только в Отечестве. Его существование в виде факта совершеннообъективного проявляется как внутренне, психологически, так и внешне, в видеизвестного исторического процесса… в Отечестве мы живем в единственно реальной,даже неизбежной для нас общественной организации и что именно только вОтечестве развиваем свои общественные чувства и разум. В Отечестве мы научаемсяпонимать общество, научаемся ценить и любить его, научаемся законам егосуществования, научаемся искусству пользоваться этими законами. В Отечестве мытолько и познаем человечество и чувства, выработанные жизнью отечествен ной,переносим по аналогии на все человечество… Отечество вполне оправдывает смыслслова, которым мы его именуем. В нем вечно рождается общественность каждогоотдельного поколения из одной общей преемственной общественности. Эго есть фактисторический и социальный» [11].Отечество также совокупно содержит в себе и раскрывает следующие важныекатегории, представляющие ценность для общества и отдельно взятого индивида. Это, во-первых, национальная самобытность,раскрывающая качественные характеристикиотдельной личности и целых народов, этносов, которые присущи только им в силуопределенного своеобразия, оригинальности, неповторимости. Она складывается изобычаев, традиций, родного языка, всей палитры культурного наследия,обусловленных географическими, историческими, этносоциальными и инымифакторами. Например, казахов и армян отличает гостеприимство, русских – большаяоткрытость по отношению к другим народам и заимствование их достижений, абелорусы, в частности, акцентируют на своем огромном трудолюбии.Во-вторых, сувереннаягосударственность, представляющаясобой высшее состояние развития определенных народов, наций, которые смогли создать собственное государство и его основныеатрибуты, а в определенных случаях - восстановить данные институты, утраченные ранее в силуразличных обстоятельств.Для стран и народов евразийского пространства обретение своейнезависимости и суверенитета стало главным фактором для реального выражениясвоего национального самоопределения и самостоятельного выбора пути дальнейшегоразвития. Это позволило им создать собственную систему государственной власти иуправления, проводить свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя изнациональных интересов и приоритетов, создать все необходимые условия длявозрождения и сохранения своей национальной культуры и идентичности. Все этоактуально и сегодня, когда в условиях растущей глобализации сувереннаягосударственность позволяет данным странам и народам сохранить себя при всейсвоей уникальности на мировой арене. В-третьих, национальные интересы, представляющие собой весь комплекс  духовно-нравственных, политических,социальных, экономических, других потребностей определенной нации, имеющихприоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Они исходят изпредставлений о целях (миссии) нации и ее духовно-нравственных ценностей [12]. В идеале речь здесь идет о совокупности сбалансированныхинтересов личности, общества и государства. Содной стороны, национальные интересы связаны с условиями жизни и потребностямиотдельных граждан и всего общества. С другой стороны, в практическом плане они формулируютсяи реализуются государством в сфере его внутренней и внешней политики. Такимобразом, национальные интересы являются социальными по своей природе игосударственными по предназначению. Наконец, в-четвертых, патриотизм, выражающийся в искренних чувствахлюдей – любви к своему народу и Отечеству, ответственности за их настоящее ибудущее, гордости за их успехи и достижения, готовности отстаиватьнезависимость и национальные интересы своей страны. Так, в своем выступлении на ХІІ-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, прошедшей24 октября 2006 года, Президент РК Нурсултан Назарбаев назвал казахстанский патриотизмсоставляющим успеха нации и охарактеризовал его следующим образом: «Это любовь к своей Родине и земле, огромноеуважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы каждого исплоченность всего общества. Это высокое чувство сопричастности к истории иответственности за будущее своей страны, которое возводится сегодня. Этогордость за успехи каждого казахстанца, и желание добиться высот на своемпоприще, в чем бы оно ни состояло. И этот успех каждый должен посвятить Родине,чтобы прославить ее, поднять ее имидж в мире» [13].Именно все это и многое другое органично входит в понятие «Отечество». Всвязи с этим оно составляет перечень наиважнейших национальных ценностей, атакже атрибутов государства и официальной идеологии ряда постсоветскихреспублик. В частности, в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Россииотмечается праздник – День защитника Отечества. Отечество также несет в себе не только мобилизационное, но иобъединительное, консолидирующее начало. К примеру, в официальной идеологииБеларуси считается, что «В моментыкризисов именно понятия «Родина» и «Отечество» становятся политическимсредством преодоления раскола между властью и народом. Отечество – это естьобщая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, идля оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриотав одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных,в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и какодно целое» [14].В связи с этим сегодня важно развивать и поддерживать конкретными деламипредставления об Отечестве как общем доме для всех граждан соответствующегогосударства, что, в свою очередь, будет находить адекватные отзывы и отдачу сих стороны. Продолжение следует

Поделиться: