Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Студентам к экзаменам: Межэтническое согласие: Казахстанская модель

16.12.2014

Автор:

Теги:
              

С обретением независимости Казахстана на повестку дня для политических элит, значительной части полиэтнического населения, да и просто едва ли не каждого жителя страны, остро встал вопрос самоидентификации. Кто мы, казахстанцы? Что является определяющим в понятии «нация» в новой постсоветской реальности – происхождение (этническая принадлежность – казах, русский, уйгур, немец и т. д.) или гражданство?

Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: «Кто же мы такие – казахстанцы?» Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации. Безусловно, нынешнее положение дел в национальной сфере, нынешнее самочувствие этнических групп не идет ни в какое сравнение с ситуацией первых лет независимости. Однако говорить о том, что национальный вопрос снят с повестки дня, нельзя. Поскольку стратегической задачей страны определено достижение единства многочисленных национальных групп населения, необходимо на каждом этапе подвергать анализу эффективность реализации этой политики государством и обществом. Национально-государственное строительство усложнило проблему адаптации к новым условиям, так как значительной части людей, оказавшихся вдали от исторической родины, пришлось не только приспосабливаться к рынку, но и решать кардинальный вопрос о гражданской принадлежности в новом качестве.

Республика Казахстан уже прошла ответственный этап государствообразования. Но сегодня этнические меньшинства столкнулись с проблемой самоидентификации. Решать ее можно по-разному. Часть населения думает о возвращении на историческую родину. Другая, не менее значительная часть представителей этнических меньшинств, уже окончательно осознала себя гражданами нового независимого государства и намерена решать свои проблемы только в его рамках.

В то же время на первый план вышла необходимость разрешения другой задачи, которая во многом определяет политическую и социальную стабильность Казахстана, его сегодняшний и завтрашний день – адекватное требованию времени развитие государствообразующей нации – казахов. Проблема заключается в том, что фактически казахи до обретения независимости в 1991 году не являлись реальным государствообразующим этносом, выступая в роли так называемой «титульной нации». На современном этапе назрела потребность в формировании новой национальной идентичности казахов, которая будет базироваться на главной характеристике психологии государствообразующего этноса – моральной ответственности за всех казахстанцев, соотечественников. Именно казахи должны стать остовом консолидированной казахстанской нации. В связи с этим президент Казахстана предупреждал: «Способность этноса к образованию государства проявляется прежде всего в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику».

Очевидно, что критическая фаза постсоветского кризиса пройдена, но сфера межнациональных отношений настолько тонка, что требуется постоянное внимание со стороны государства и общества, особенно в многонациональных странах. Мировой опыт доказывает, что всплески напряженности на этнической почве одинаково присущи как слаборазвитым, так и достаточно стабильным в экономическом отношении государствам. Сегодня эта проблема в значительной части детерминирована переходным периодом и национально-государственным строительством, завтра – возможно, новыми, неожиданными факторами. Но степень ее остроты для нетоталитарных мультиэтнических государств всегда достаточно высока.

Представители авторитетных во всем мире международных организаций, изучая опыт гармонизации межнациональных отношений в Казахстане, отмечают, что он достоин изучения. Вызывает интерес опыт создания правовых гарантий свободного развития всех наций и народностей. Согласно ст. 19 Конституции РК граждане Казахстана «имеют право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Но русский язык, длительное время объединявший многие народы СССР, получил особый статус. Еще в Законе «О языках в Казахской ССР», принятом в 1989 г., казахский язык провозглашался государственным, а русский имел статус языка межнационального общения. Как известно, русскому языку придан статус официального, за это высказалось население Казахстана, принявшее Основной Закон на референдуме в августе 1995 г. Русскому языку в Казахстане ничего не угрожает, большинство казахстанцев свободно им владеет, на русском языке ведутся переговоры, служебная документация, издаются газеты и журналы, читаются лекции, он преподается в различных учебных заведениях. Сегодня 42% школ в Казахстане – с русским языком обучения, почти 49% школьников учатся на русском языке. 24% студентов высших учебных заведений – русские. Около 80% средств массовой информации Казахстана вещают и пишут на русском языке.

Важно подчеркнуть, что гармонизация межнациональных отношений с первых дней независимости объявлена стержнем всей внутренней политики Республики Казахстан. Мы не стремимся к ассимиляции всех в некий унифицированный единый народ и отвергаем любые формы искусственного выдавливания некоренного населения. Мы за то, чтобы каждая нация жила полнокровной жизнью, возрождала свои традиции, культуру, язык, чтобы все казахстанцы имели равные права и возможности независимо от нации и языка, ощущали себя гражданами суверенного Казахстана и гордились этим. Сегодня опыт нашей республики в этом отношении поддерживается и изучается в целом ряде стран.

Можно по-разному оценивать сформировавшуюся в Казахстане взвешенную модель межэтнического согласия, основанную на неуклонном проведении демократических реформ, но практика постсоветского пространства убедительно показывает: там, где переоценили возможности быстрой либеральной демократизации, чаще всего возникали конфликты на национальной почве. Достаточно взглянуть на проблему казахского языка. Прежняя регламентация пресловутого русско-казахского двуязычия уже не могла эффективно работать в посттоталитарных условиях. Императивы нового времени ставили задачу придания казахскому языку большего наполнения, который за годы советского правления был функционально ограничен лишь в сферах бытового общения и классического искусства. Своеобразие же государственного строительства в республике выразилось в том, что национальный суверенитет казахов получил свое развитие в едином контексте государственной самоидентификации всего народа Казахстана как гражданской общности. Определяющим фактором становления национального самосознания, формирования политической нации граждан является развитие государственного казахского языка. Данный процесс должен быть осуществлен от сформировавшегося уже этнического единения достигнуть культурного и языкового единства всех казахстанцев, и уже далее перейти к ценностям нации как сограждан. Следовательно, главнейшей задачей современного этапа развития нашего государства должна стать эффективная политика развития государственного казахского языка.

Совершенно очевидно, что значимость казахского языка в обществе постоянно растет. Как известно, полноценной может быть только та нация, которая имеет живой развивающийся язык, выступающий объединяющим началом. В противном случае, отсутствие языкового единства в обществе влечет за собой социокультурный конфликт, который в свою очередь осложняет формирование единой политической нации.

Выдвинутая Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым идея о развитии триединой языковой политики является логичным продолжением общей стратегии языковой политики в стране.

На сегодняшний день уже подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством культуры и информации и Русской общиной Казахстана по вопросам реализации культурного проекта «Триединство языков». Создание в нашем государстве трехъязычного общества является закономерным и актуальным требованием современности. Главной составляющей программы является казахский язык. На первом из трех этапов реализации данного культурного проекта планируется разработать и внедрить новые программы и методики обучения языкам, открыть воскресные школы, а также привлечь молодежь к научным проектам по развитию государственного языка. Также Министерство культуры и информации совместно с Русской общиной Казахстана планирует в течение этого года провести конкурс знатоков казахского языка среди русской молодежи.

На сегодняшний день вместе с казахами проживают представители множества национальных диаспор (общин). В связи с этим оптимальная модель межэтнического согласия и развития, на наш взгляд, формулируется следующим образом: Казахстан – это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны. Формирование принципиально новой модели этносоциальной структуры общества востребовало к жизни и создание каких-то новых социальных институтов, способных адекватно реагировать на запросы всего спектра полиэтнического социума республики. Объясняется это тем, что возрождение этничности и поиск своей идентичности сами по себе являются частью модернизации и взятые вместе ведут к процессам демократизации как в политической, так и в социальной структурах.

Казахстанская модель межнационального и межконфессионального согласия стала реальностью наших дней и отвечает требованиям развития мирового сообщества. Казахстанская модель стала феноменом современной культуры Евразии. Политическая структура Казахстана, дружба народов дают уникальную возможность построения демократического, то есть правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни. Опыт всех полиэтничных стран мира свидетельствует, что межэтнические отношения и межэтническое согласие могут базироваться только лишь на основе равностатусности всех этнических групп.

Мировой опыт полиэтничных стран, собственный опыт Республики Казахстан за годы независимости, позволяющий говорить о формировании эффективной казахстанской модели межэтнического согласия, свидетельствует о том, что реальная межэтническая интеграция, превентивная этнополитика с целью предотвращения значимых межэтнических конфликтов возможна лишь при законодательном закреплении прав всех граждан вне зависимости от расовой, этнической или религиозной принадлежности, жестком контроле со стороны властей за соблюдением этого равноправия на практике, учете и согласовании интересов всех этнических групп в рамках имеющей определенные полномочия и механизмы решения проблем этнического характера. Иного не дано.

 

Камал Бурханов,

Депутат Мажилиса Парламента РК


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение