Таджикистан ищет выходы из транспортного тупика

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
8-9 декабря в Душанбе представители министерств и ведомств транспортной сферы из Афганистана, Китая, Кыргызстана, Ирана и Таджикистана провели переговоры по определению маршрута и технических характеристик железной дороги, которая в перспективе должна связать пять азиатских стран.
Таджикистан ищет выходы из транспортного тупика
8-9 декабря в Душанбе представители министерств и ведомств транспортной сферы из Афганистана, Китая, Кыргызстана, Ирана и Таджикистана провели переговоры по определению маршрута и технических характеристик железной дороги, которая в перспективе должна связать пять азиатских стран.Предполагается, что данная транспортная магистраль будет проложена от китайского города Кашгар по территории Кыргызстана и Таджикистана до Герата в Афганистане с последующим присоединением к железнодорожной системе Ирана. Впервые предложение о прокладке маршрута было озвучено еще в 2010 году.В обход УзбекистанаДля Таджикистана, все последние годы находящегося в условиях частичной коммуникационной изоляции, подобные проекты приоритетны. Правительство поставило вопрос выхода из транспортного тупика в число первостепенных стратегических задач. В стране, в частности, принята целевая программа по развитию транспортного комплекса до 2025 года, где определены важнейшие кратко-, средне- и долгосрочные программы по всем секторам.Преимуществом республики является ее географическое положение: международные коридоры, проходящие по территории Таджикистана, являются кратчайшими маршрутами соединения Кыргызстана, Казахстана, Российской Федерации и далее стран Европы с Китаем, Индией и другими азиатскими странами, в том числе с портами Индийского океана. При этом из-за фактической железнодорожной блокады Таджикистана со стороны соседнего Узбекистана, южный участок таджикской железной дороги протяженностью около 445 км с 2011 года простаивает и возможности транспортировки по территории республики, в первую очередь, грузов используются крайне ограниченно.Создание транспортных коридоров, обходящих территорию соседа, как раз и призвано избавить Таджикистан от такой зависимости. Кроме вышеозначенного маршрута будет проложена также железнодорожная артерия Туркменистан — Афганистан — Таджикистан, а в свете усиления евразийской интеграции прорабатываются планы маршрута Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан. Пока ГУП «Таджикская железная дорога» занимается внутренним проектом, направленным на соединение центральной части Таджикистана с его южными регионами посредством строительства железной дороги Душанбе — Курган-Тюбе. В данный момент ведутся работы на участке Вахдат — Яван.В решении проблем и конфликтов в отрасли таджикские транспортники уповают, в том числе, на участие Российской Федерации. Об этом, в частности, заявлял первый заместитель министра транспорта Республики Таджикистан Шерали Ганджалзода. По его мнению, для того, чтобы Таджикистан в будущем эффективно присоединился к Евразийскому экономическому союзу необходимо наладить надежную транспортную связь Таджикистана и Кыргызстана.«На сегодняшний день мы имеем 4 официальных пограничных пункта перехода на автомобильных дорогах между нашими странами, и только один из них имеет статус международного. Не имеем прямого железнодорожного сообщения. Над этой проблемой мы работаем с нашими киргизскими партнерами. Также рассматриваем вариант железной дороги Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан. В свете развития евразийских интеграционных процессов необходимо ускорить рассмотрение этого проекта», — считает Ганджалзода.Откуда деньги?Введение новых и реабилитация существующих железнодорожных и автомобильных маршрутов, безусловно, требует огромных финансовых вложений. К примеру, строительство одного километра железной дороги Китай — Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан по территории республики, учитывая сложный рельеф местности, обойдется в сумму от 8 до 10 млн. долларов США.На данный момент основными донорами и партнерами республики в реализации транспортно-инфраструктных проектов являются Всемирный банк, Азиатский и Исламский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития, Фонды ОПЕК, Абу-Даби, Ага-Хана и такие страны, как Китай, Иран, Япония, США, Франция и другие. В сферу интересов этих международных финансовых институтов и государств-доноров, в первую очередь, попадают вопросы улучшения коммуникации в рамках Центрально-Азиатского Экономического Сотрудничества (CAREC), прокладки трансазиатских шоссейных дорог и организации транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (TRACECA), который проходит также по территории Таджикистана. В целом, на сегодняшний день через республику пролегает 8 международных маршрутов.По данным Шерали Ганджалзода, при поддержке доноров и с помощью государственно-частного партнерства в Таджикистане реализовано 28 проектов на общую сумму 1 млрд. 307 млн. долларов, в которых было задействовано более 6000 специалистов и рабочих, 60% из которых — граждане РТ.«Результат реализации инвестиционных проектов — сдача в эксплуатацию и эффективное использование более 1700 км автодорог международного и местного значения, более 100 больших и малых мостов, а также 31 км тоннелей и противолавинных галерей, отвечающих современным стандартам и требованиям. Сегодня в отрасли реализуется 16 инвестиционных проектов на общую сумму 560 млн. долларов, в которых работает 2400 специалистов. По завершению работ в этих проектах будут сданы в эксплуатацию еще около 400 км автодорог и более 50 единиц мостов. В течение 11 месяцев текущего года были завершены работы в рамках трех действующих инвестиционных проектов: третьей фазы строительства автодороги Шагон — Зигар, строительства нового международного терминала в аэропорту г.Душанбе и автомобильной дороги Дангара — Кангурт», — добавил он.Таджикистан приглашает Россию и Казахстан в транспортные проектыПредставители министерства транспорта РТ и эксперты отрасли сетуют на то, что российские и казахстанские компании не спешат входить в инфраструктурные проекты Таджикистана. В пример приводят сферу реабилитации и реконструкции автомобильных дорог, где в тендерах принимают участие представители Китая, Ирана, Италии, Турции, Японии, то есть стран дальнего зарубежья, но почти совершенно отсутствуют компании из гораздо более близких географически и исторически России и Казахстана.«Другой момент — использование российской строительной техники на возводимых объектах в Республике Таджикистан составляет 30-40%, и процент этот из года в год уменьшается. Большая часть машин и оборудования — китайского производства. Мы предлагаем, если российская сторона заинтересована в участии в нашем рынке строительной техники, решить эту задачу путем внедрения льготных кредитов или грантов. Мы могли бы приобрести дорожно-строительную технику российского производства и больше 80% средств остались бы в самой России, а ее заводы-изготовители получили бы дополнительный объем заказов и новые рабочие места», — предложил Ганджалзода.Еще одно обоюдовыгодное предложение — создание логистических центров управления по поставке сельскохозяйственной продукции из южных регионов Таджикистана в Российскую Федерацию, что тем более важно в условиях действующих санкций между Россией и Евросоюзом. Новая структура позволит местным производителям и перевозчикам в любой момент времени получать информацию о требуемых объемах того или иного продукта в городах приема и осуществлять туда организованные поставки, т.е. напрямую свяжет потребителей и продавцов. Переговоры по созданию такого центра уже ведутся.Ситуацию в еще одной важной отрасли — гражданской авиации первый замминистра транспорта охарактеризовал кратко: реформы проводятся, количество международных рейсов растет, география полетов расширяется. Только за последние 2 года открыто 14 новых международных маршрутов, большинство из которых осуществляются в Россию.http://eurazvitiye.org/publication/20141211Тимур Нигматов

Поделиться: