Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Студентам к экзаменам: Экономическое развитие Армении за 20 лет. Итоги и перспективы

15.12.2014

Автор:

Теги:
 
Михаил ВЕРМИШЕВ

Экономическое развитие Армении за 20 лет. Итоги и перспективы

Для анализа 20-летнего экономического развития Армении необходимо вкратце остановиться на стартовых условиях которые оказались крайне неблагоприятными и предопределили последующее развитие и современное состояние ее экономики.

Стартовые условия трансформации, которая предполагала решение таких масштабных задач, как построение независимого государства, создание социально-ориентированной рыночной экономики, интегрирование в мировую экономику, типологически идентичны для всех республик бывшего СССР.

Из числа главных препятствий на пути преобразований нужно выделить:

- разрыв экономических связей, обусловленный принятым всеми постсоветскими государствами экономическим курсом. Либерализация цен и монетаристские методы оказались совершенно неадекватными существующей государственно-монополистической системе экономики, что в результате привело не к реформированию, а к разбалансированности и разрушению действующей экономической системы. Проводимая экономическая политика (а не политическая дезинтеграция СССР, как часто преподносится) привела тогда к нарушению и разрыву сформировавшихся экономических связей на всем постсоветском пространстве,

- отсутствие внутренних масштабных источников финансирования, остро необходимых для перехода к государственной фазе существования и проведения структурных преобразований, и соответственно, высокая степень зависимости от внешнего финансирования.

Перечисленные факторы не позволили ни эффективно запустить постсоветские секторы производящей экономики, ни быстро создать альтернативные

Ситуация в Армении была усугублена следующими факторами:

- низкой обеспеченностью собственными первичными ресурсами (на 20%) при доминировании в производственном потенциале обрабатывающей промышленности, базирующейся на привозном сырье,

- высокой степенью интегрированности в союзный народнохозяйственный комплекс, слабым внутренним рынком и выраженной специализацией в общесоюзном разделении труда. В материально-вещественной форме 70% ВВП производилось за счет завозимой продукции и 60% использовалось за пределами республики. В условиях распада общего экономического пространства такая структура экономики оказалась парализованной,

- дефицитом продовольственных ресурсов из-за низкой землеобеспеченности, который покрывался ввозом за счет вывоза промышленной продукции,

- низкими экспортными возможностями за пределами СССР (2.6%), ограничивающими валютные поступления после приобретения независимости,

- геополитическим положением и полной зависимостью от внешних транспортных коммуникаций, которые проявились в форме энергетической и транспортной блокады вследствие конфликтной ситуации в Закавказье.

Вследствие отмеченных факторов в 1991-93 гг. Армения пережила обвальный экономический спад – ее ВВП сократился на 70% (наибольший спад из республик бывшего СССР).

К концу 1994 г. правительству удалась стабилизировать макроэкономическую ситуацию при финансовой поддержке МВФ и реализации, по его рекомендации. радикального курса экономических реформ. Идеология этого курса, как известно, отличается крайнем упрощением реальной экономической политики и сведением ее к трем постулатам – либерализации, приватизации и финансовой стабилизации через жесткое формальное планирование денежной массы. Следует отметить, что финансовая стабилизация была достигнута за счет высоких налогов и ограничения и без того низких доходов населения, блокирования реального сектора экономики, сокращения социальной инфраструктуры и др. Финансовая стабилизация превратилась в самоцель реформ. Жесткая денежно- кредитная политика, искусственное поддержание завышенного курса национальной валюты, которые продолжаются и поныне, приводят к высоким банковским ставкам за кредит, создают идеальные условия для импортеров, ухудшают условия экспорта и способствуют утечке национального капитала.

Среднегодовой рост ВВП в 1996-2000 гг. составил 5.1%, в 2001-2005 гг. -11.2% в 2006-2010 гг.- 4.5% (влияние мирового финансового кризиса, спад экономики в 2009 г. составил 21%). Наибольший рост – 13% зафиксирован в 2002-2009 гг..

За период 1994-2010 г. удалось достичь значительного увеличения ВВП - с $628 до $9600 млн., а в докризисном 2008 г. – до $11662 млн. Соответственно увеличился и ВВП на душу населения – с $190 до $ 2885 (в 2008 до $3606). Рост ВВП в значительной степени обеспечивается за счет кредитов международных финансовых организаций, двухсторонних доноров и прямых иностранных инвестиций.

Более 50% производства ВВП приходится на Ереван, что свидетельствует о крайней неравномерности экономического развития Армении (на 10 областей приходится 1.8-9.2% ВВП)

Значительная роль в поддержании платежеспособного спроса и курса национальной валюты, и соответственно, роста ВВП принадлежит частным трансфертам. В 2010 г. денежные переводы через банковскую систему родственникам составили $1.07 млрд. (половина государственного бюджета), из которых 88% поступило из России.

Общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику Армении по состоянию на 2009 г. составил $4703.2 млн. Главным инвестором (50% от общего объема инвестиций) и внешним собственником является Россия. Основные сферы вложения российских инвестиций – ТЭК, телекоммуникации, горнометаллургическая промышленность, банковский сектор.

За прошедший период в экономике Армении произошли коренные изменения, которые характеризуются неуклонным снижением доли промышленности и увеличении доли услуг. По сравнению с 1990 г. доля промышленности в ВВП снизилась с 44% до 15%, а доля услуг возросла с 25% до 42%.

О структурных сдвигах в экономике Армении свидетельствует и такая закономерность: за 15-и летний период отмечен ощутимый экономический рост, в то время как производство электроэнергии практически оставалось на одном уровне - 5.5-6.3 млрд.кВтч (показатель 1970 г.), что свидетельствует не о повышении энергоэффективности, а о блокировании роста производящей экономики.

Внешняя торговля .Торговые отношения связывают Армению с 57 зарубежными странами и 9 странами СНГ. Товарооборот в 2010 г. составил $4793 млн. (в докризисном 2008 г. -$5477 млн., в 2009г. -$4043 млн). Основными торговыми партнерами являютя Россия (39%), Германия (21.5%) и США (13%). На страны СНГ приходится 52% товарооборота. Основные позиции в экспорте занимает Германия (16.2%), Россия (15.1%) и США (9.4%), в импорте – Россия (23%), Китай (8.6%) и Украина (6.1%). В товарной структуре экспорта 17.7% составляют медь и алюминий,16.3% -минерально-сырьевая продукция (в основном обогащенные руды цветных металлов – меди и молибдена), 14.8% - драгоценные и полудрагоценные камни и ювелирные изделия. В товарной структуре импорта 27.6% приходится на продукцию машиностроения, 15.9% - на топливо,12.8% - на продовольствие.

Внешнеторговая деятельность характеризуется опережающим ростом импорта по отношению к экспорту (в 2007 – 2010 гг. импорт превысил экспорт в 3-4.5 раза) и нарастающим торговым дефицитом (28-30% ВВП), который превысил весь объем промышленного производства в отмеченных годах в 1.2-1.9 раза. Высокий торговый дефицит является одним из главных препятствий экономического развития республики.

Государственный внешний долг. Высокими темпами растет государственный внешний долг: в 1995 г. долг составлял $372 млн. в 2000 г. – $859.5 млн., в 2005 г.- $ 1099.2 млн., в 2010 г. - $3495 млн. Внешний долг все больше приобретает механизм самовозрастания – для покрытия дефицита бюджета и платежного баланса государство вынуждено прибегать к новым заимствованиям, чтобы погасить старые долги. Ежегодные выплаты по обслуживанию долга ложатся дополнительным бременем на бюджет.

Наибольший скачок долга произошел после 2008 г. – с $1557 млн. до $3795 млн., а отношение долга к ВВП возросло с 13.5% до 44%. В 2010 г. внешний долг превысил экспорт – основной источник поступления твердой валюты, в 3.5 раза. Внешний долг на душу населения за период 2000-2010 гг. возрос с $268 до $1186.

Промышленность. После резкого спада промышленного производства с 1994 г. наметился рост, который был обусловлен крайне низкими показателями 1993 г. и диспаритетом цен. Анализ показателей о выпуске основных видов продукции в натуральном выражении показывает, что их производство сократилось в десятки раз, а по многим видам - полностью прекращено. О современном состоянии промышленности свидетельствуют и такие факты: численность промышленно- производственного персонала сократилось в 5 раз, а потребление электроэнергии в промышленности - почти в 3 раза.

Стихийная адаптация к ситуации привела к резким структурным сдвигам и примитивизации отраслевой структуры промышленности. Доли ведущих ранее отраслей машинострения (станкостроение, электротехническая, приборостроение, радиоэлектро-ника и др.) и легкой промышленности снизились с 34% и 24% до 1.6% и 1.2%. Доля пищевой промышленности возрослас 16.3% до 52.9%. Доля металлургической промышленности (в основном полуфабрикаты – концентраты меди и молибдена) увеличилась с 2.8% до 19.9%.

Сельское хозяйство. Сложившаяся организация сельского хозяйства – одного из основных секторов экономики, не способствут его дальнейшему развитию. После проведенной в 1991-1992 гг. аграрной реформы, крупные коллективные хозяйства были расформированы и вместо них образовались 340 тысяч мелких частных крестьянских хозяйств со средним наделом земли 1.4 га Большой урон понесла производственная инфраструктура – ветеринарная, племенная, химическая, селекционная, семеноводческая службы, материально- техническое снабжение и др. Из-за ограниченных возможностей лоскутных крестьянских хозяйств к настоящему времени из оборота выведено около 40% пахотных земель, значительно сократились площади традиционных для Армении культур - плодовых и винограда. Почти наполовину сократилось поливное земледелие В несколько раз сократилось применение минеральных удобрений и ядохимикатов, не применяется севооборот. За прошедшие годы в процессе купли-продажи земли сформировались крупные участки земли, которые вообще не обрабатываются, и для новых землевладельцев земля превратилась в недвижимость, капитал. Нехватка оборотных средств (удобрений, ядохимикатов, семян, поливной воды, топлива и др.) из-за их высокой стоимости, высокая процентная ставка за кредит (24-30%), низкий уровень государственной поддержки снижают эффективность сельского хозяйства, которое приобретает черты натурального хозяйства с минимальной товарностью. Учитывая низкую самообеспеченность Армении по ряду видов продовольствия (в зерне на 30%, молоке на 40%, сахаре на 4%, растительном масле на 1.3%) и значительную долю продовольствия в импорте (13%), повышение эффективности сельского хозяйства относится к числу приоритетных задач экономического развития республики.

Очень высокой оказалась социальная цена трансформации. В 1992-1994 гг. население оказалось в катастрофическом положении. В эти годы из-за тяжелых бытовых условий и отутствия жизненных перспектив из Армении эмигрировало около 700-750 тыс. человек или 20% ее населения, 65% которых составляли лица экономически активного возраста.

На сегодняшний день средняя зарплата составляет $ 270, средний размер пенсии – $80. За чертой бедности живет 34% населения с душевым месячным доходом менее $85. К настоящему времени в Армении сформировавалась олигархическая, монополистическая система, которая не имеет ничего общего с социально-ориентированной рыночной экономикой, препятствует развитию и ведет к еще большему социальному расслоению общества

Таковы итоги социально-экономического развития Армении за 20 лет.

Перспектива экономического развития Армении достаточно неопределенна –от слишком большого количества внешних и внутренних факторов она зависит. Однако некоторые направления, которые будут способствовать развитию экономики наметить можно.

Одним из препятствий экономического развития Армении является ее геополитическая изолированность от внешнего мира, которая сопряжена со значительными рисками и увеличением транспортных расходов. В этом отношении решающее значение приобретает армяно-иранское сотрудничество в сфере транспортных коммуникаций и энергетики. Совместно с Ираном строится укороченный транспортный коридор “Север-Юг”, соединяющий Иран с грузинскими портами. Разработано ТЭО строительства железной дороги Иран-Армения, которая позволит осуществлять перевозки грузов из Средней Азии в Европу транзитным путем через Иран, Армению и Грузию. Уже запущен газопровод Иран-Армения, в 2014г. ожидается запуск нефтепродуктопровода.

Развитию экономики Армении сильно препятствует непрерывный рост дефицита внешней торговли. Для поэтапного сокращения торгового дефицита необходимо проведение инвестиционной, налоговой и таможенной политики, направленной на стимулирование промышленного экспорта и импортозамещение, а также ориентация аграрной политики на повышение эффективности сельского хозяйства, что будет одновременно способствовать сокращению импорта продовольствия.

Слабая экономика всегда сильно подвержена колебаниям на мировом рынке (спад экономики Армении результате мирового финансового кризиса составил 21%). Поэтому крайне необходима диверсификация экономики Армении с приоритетным развитием ее реального сектора.

Необходимо проведение экономической политики, направленной на максимальное комплексное использование внутренних источников развития – имеющихся минерально-сырьевых ресурсов и организация на их базе производств с широким ассортиментом конечной продукции, сельского хозяйства, возобновляемых и альтернативных источников энергии, туристических и лечебно-рекреационных ресурсов.

Пришло время такого прагматизма, который ищет гуманных решений. Такие политичес-кие и человеческие ценности, как социальная защищенность и справедливость, которые были отодвинуты в сторону, должны стать приоритетами развития.




Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение