О Фонде Аспандау, науке и образовании, истории и экономики в интервью для "Трибуны"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
О достижениях Фонда Аспандау, состоянии науки и образования в Казахстане, результатах ТС, истории Казахстана и многом другом, в интервью для газеты "Трибуна" с Ингой Иманбай, и Президентом НОФ "Аспандау" - Канатом Нуровым.
О Фонде Аспандау, науке и образовании, истории и экономики в интервью для "Трибуны"
Эксперт: Канат Нуров О достижениях Фонда Аспандау, состоянии науки и образования в Казахстане, результатах ТС, истории Казахстана и многом другом, в интервью для газеты "Трибуна" с Ингой Иманбай, и Президентом НОФ "Аспандау" - Канатом Нуровым.   Ваш фонд позиционируется как научно образовательный. Какими своими достижениями в этой области можете похвастаться?    Прежде всего, мы смогли без привлечения многомиллиардных бюджетных средств и грантов, за свой собственный счёт исследовать фундаментальные  проблемы образования и на этой научной основе сформулировать, а также согласовать со всеми членами Правления и Попечительского Совета, что намного сложнее, предложения по развитию образования и науки нашей страны в виде Политики Образования Информационного Общества. Эта Политика принята за нормативную, методологическую и идеологическую основу Общественным Фронтом «За развитие образования» и отражена уже в программных документах МОН РК, хотя и на частичной основе, фрагментарно. С нашей критикой начали считаться также и НИШ (Назарбаев Интеллектуальные Школы).В основе этой Политики лежат переориентация массового образования с информативного компонента фрейма познания на оперативный (ОКФ), а также разработка и внедрение в него светской идеологии в виде объективной системы ценностей (ОСЦ), общегражданской национальной идеи (ОНИ) и свободного правосознания (СПС). Если мы реализуем эту Политику в нашей стране, то наше образование станет передовым в глобальном смысле, так как сейчас весь мир переживает проблему несоответствия образования индустриального общества требованиям информационного общества.   Кроме этих достижений, мы формируем сейчас основы древнемонгольской исторической школы в виде «казачьей концепции» этногенеза казахов и школы казахстанского менеджмента в виде «общей теории управления»…    Среди реализованных проектов вашего фонда числятся книги историка Радика Темиргалиева, которые в научной среде считаются, мягко говоря, дилетантскими. Я не согласен с оценкой исторических трудов Радика Темиргалиева как дилетантских… Они все обоснованы историческими источниками и историографическими концепциями. Просто они изложены в научно-популярной манере, а не в специально-научной, чтобы привлечь к проблемам исторического сознания широкие массы населения, что мы и требуем от него. Он, как и наш историк Юдин Вениамин Петврович, с которого мы все берем пример, не стремится к научным степеням. Они ему не нужны, его труды говорят сами за себя, в отличие от трудов многих «остепенённых» учёных, где в основном мы имеем дело с мифотворчеством и отсебятиной, так называемой альтернативной или фольк- историей. Я не видел ни одной научной рецензии его работ, которая бы хоть как-нибудь кидала тень на его  научную добросовестность. Кроме того, его заслуги перед отечественной истории признаны уже тем, что он назначен заместителем Директора Института истории нашего государства в составе МОН РК.       На ваш взгляд, в каком состояний сегодня находится наука Казахстана?В плачевном пока. Нет достаточного финансирования глубокой разработки актуальных проблем фундаментальной научной мысли. Способна ли она в нынешней ситуации стать двигателем экономического развития страны? Наука в любом состоянии способна стать двигателем экономического роста и научно-технического прогресса страны, так как в ней всегда есть люди, посвятившие себя ей, как бы они не бедствовали. На протяжении всех лет независимости сфера образования подвергается постоянному реформированию. Вы видите их результаты? Пока они плачевны, молодые люди разучились мыслить логически и диалектически, не отличают коммунизма от капитализма и т.д. и т.п., хотя способностей и возможностей у них намного больше, чем у людей старшего поколения. Вместе с коммунистическими догмами мы полностью отказались от фундаментальных достижений советского образования и долгое время ориентировались в образовании на «компетентностный» подход из Болонской декларации, которая является анахронизмом индустриального общества… А надо бы вернуться к личностно-ориентированному подходу и перейти от единичных знаний и навыков справочно-информационного характера к более широким знаниям и навыкам оперативно-методологического характера, а также вместо коммунистической идеологии внедрить иную светскую идеологию либерально-демократического толка на национал-патриотической основе (не побоюсь этого слова) . Тогда мы сможем построить информационное общество в Казахстане. Недавно вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева раскритиковала идею минобразования по созданию в Казахстане колледжей мирового уровня, обозвав это «колхозом» и «мамбетизмом». Обоснована ли ее критика? И да, и нет. Я согласен, что не надо замахиваться на большее, не сделав меньшего… К примеру, надо разделить начальное профессионально-техническое образование и средне-специальное профессиональное образование, чтобы не было бардака в стандартах практического, профессионального образования. Но в данном конкретном случае Президентом и МОН РК имелись ввиду просто общепринятые мировые стандарты в профессиональном образовании, когда они говорили о колледжах «мирового уровня». Это просто терминология такая специальная…  С 1 января следующего года стартует Евразийский союз. На ваш взгляд, каковы перспективы этого объединения, и что ожидает нашу страну в нем?  Я считаю, что нам следует сохранять спокойствие и готовиться к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и к выходу на рынки РФ и РБ, так как у страны не было выбора не входить в ЕАЭС. ЕАЭС это просто экономическая форма уже существующего в виде ОДКБ (Организации Договора о Коллективной безопасности) геополитического союза. Мы не можем придерживаться протекционизма в отношении России, отказаться от экономической интеграции со страной, которая военными средствами ПВО защищает наше воздушное пространство, гарантирует нам безопасность и суверенитет. Так не бывает. Если не было на текущий момент искусственного противостояния между региональной, евразийской интеграцией и глобальной, евроатлантической, то проблем бы не было вообще, так как, логически, региональная интеграция не может противоречить глобальной, если и та, и другая осуществляются в общих интересах всех сторон.      Официальная пропаганда рисовала радужные картины членства нашей страны в Таможенном союзе. Но реальная действительность оказалось намного прозаичнее, о чем сегодня говорит статистика и с чем согласны даже многие представители власти. Каково ваше мнение по этому вопросу? Да, объективные результаты участия РК в ТС негативные пока, но я считаю, что все протекционистские рогатки РФ это временные трудности. Просто РФ пока никак не может свыкнуться с мыслью, что такой большой стране придется подчиняться согласованию на наднациональном уровне.  Вы верите, что Россия при нынешнем режиме власти может вести с Казахстаном отношения на равноправной, паритетной основе? Да, я верю, что это возможно. Просто мы должны сделать для этого всё возможное, иначе никак нельзя. Пока дитя не плачет, мать не разумеет…  Елбасы обещает народу процветание, а цены на продукты питания растут не по дням, а по часам. Не кажется ли вам, что презентованная программа «Нурлы жол» начинается не в очень светлых тонах?    Да, естественно, тона не радужные, кругом глобальный финансовый кризис, а наша экономика не только монополизирована на 70%, но и стала импортозависимой,  в том числе и в сфере продовольствия, вот что ужасно. Потому и цены у нас растут пропорционально девальвации тенге, которая сильно зависит от девальвации рубля, который тоже сам зависит от цен на нефть. То, что распечатали Нацфонд это оправдано получается. Но нельзя это назвать новой экономической политикой, так как акцента на повороте к демонополизации экономики в ней я не наблюдаю… Источник:Газета "Трибуна" выпуск №19 10.12.2014

Поделиться: