Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Баку в своем развитии пошел не по пути европейских городов - эксперт

13.12.2014

Автор:

Теги:

Баку в своем развитии пошел не по пути европейских городов - эксперт

Анар Велиев

БАКУ, 12 дек - Новости-Азербайджан, Гамид Гамидов. 

Доктор философии по урбанистике, специалист в области городского планирования и развития Анар Велиев в интервью «Новости-Азербайджан»  рассказал об идее переноса столицы Азербайджана, проблеме пробок, отсутствии зеленых парков и будущем Баку  

- Объясните, пожалуйста, вкратце, что такое городское планирование и городское развитие в современном понимании?

- Urban Planning – городское планирование – это управление территорией города. Под управлением мы подразумеваем планирование строительства, определение проектов, под которые необходимо выделить ту или иную территорию. Одним из основных факторов городского планирования является зонирование, то есть деление городской территории под определенные зоны. Определение зон, в которых можно или нельзя строить те или иные объекты. Допустим, определение тех зон, где можно строить жилые зоны, а где нельзя. Определение территории, на которой нужно закладывать финансовый центр, а где размещать индустриальные предприятия.

Городское развитие же больше связано с тем, как развивать город, как сделать его рентабельным и привлекательным, особенно это связано с концепцией устойчивого развития.

Это, если вкратце. 

- Наш город в последнее время вряд ли развивался по принципу городского планирования и с учетом городского развития. Если оценивать развитие Баку с учетом параметров современного города, он несколько уступает современным правильным городам?

- Сколько бы кто не ругал Советский союз и советский режим, определенные элементы городского планирования существовали и тогда. Наш старый городской план, по которому должен был развиваться Баку, был принят в 1983 году на 20 лет. Но он не учитывал развала Союза. Когда распался СССР, новый план принят не был, и до 2005 года мы худо-бедно жили по старому городскому плану. После 2005 года нет вообще никакого плана. А это означает, что строить можно что угодно и где угодно, не учитывая ландшафта города, амфитеатра, по которому город был поострен. Можно спокойно воткнуть новостройку в зоне оползня, а можно во дворе роддома.

План же обычно учитывает все параметры развития города: начиная от общей окружающей среды, и заканчивая давлением на почву, начиная от пробок, и заканчивая учетом дистанций от дома до ближайшей больницы или школы.

Увы, Баку в своем развитии пошел не по пути европейских городов, а по пути многих азиатских собратьев. Стамбул, Бангкок, Сеул отличаются интенсивной застройкой, массовой миграцией из глубинки, конкуренцией за рабочие мечта. Баку встанет в один ряд с ними. 

- Мне казалось, что новый план развития города уже принят…

- Недавно был презентован план развития так называемого Большого Баку. Но это общая картина. Конкретно про развитие Баку ничего нет. Там даже зонирование не указано. Таким образом, мы видим, что у нас нет какого-то централизованного бизнес-района, как в нормальных городах, нет кластерного развития. У нас какой-то финансовый центр или плаза могут быть построены где-то, допустим, в районе Папанина, и никто не думает о том, что туда на самом деле никто не придет.

- Баку красивый, оригинальный, правильный, Баку-амфитеатр мы потеряли окончательно, как Вы считаете? Или при условии волевого решения есть возможность что-то исправить?

- Нет, не все потеряно. По сравнению с Ашхабадом или Дубаем у нас много преимуществ. В первую очередь, район Бакинского бульвара не так уж сильно застроен. Нужна просто определенная воля, чтобы начать менять ситуацию. Некоторые люди должны понять, что новостройки или так называемые торговые центры не завлекут к нам туристов.

Думаю, что воля, помноженная на грамотное планирование, спасет все, что можно спасти. И тогда же решится проблема транспорта, проблема загрязнения окружающей среды. Да, многим это не понравится, потому что такая ситуация устраивает застройщиков жилья, ведь легче построить новостройку, чем парк. Кстати, парки это отдельная проблема.

- Парков действительно критически мало…

- Парков в том понимании, которое определяет парки на Западе, вообще нет. Территория, выложенная мрамором или аглаем с парочкой деревьев, это, простите, не парк. На Западе, когда люди покупают квартиру, одним из важных критериев, влияющих на решение покупателя, является близость к паркам. И чем ближе парк, тем выше уровень удовлетворенности жизнью. 

- У нас, когда покупают квартиру, главным фактором является выгодное соотношение цены и квадратуры.

- Это потому, что в развитии мы все еще в пре-модерн или же модерн стадии, тогда как Запад на стадди постмодернизма. 

- При том, что мы уже получили такой Баку, какой имеем, если учитывать грамотное планирование и развитие города, что в первую очередь можно в нем изменить, что наладить?

- Думаю, что грамотное планирование или так называемое зонирование поможет решить многие проблемы. Ну, допустим, создание финансового центра где-то в центре Баку позволит собрать все основные бизнес-структуры на одном пятачке, и людям в течение дня не нужно будет ездить из одного конца города в другой.  

- Если вся бизнес-среда утром будет направляться из спальных районов в центр города, это же ужасные пробки?

- Поверьте, все проблемы можно решить. Если доступ в центр будет платным, если парковки будут достаточно высокими, люди будут вынуждены ездить на общественном транспорте.

- Ну, вы вряд ли заставите наших людей ездить на общественном транспорте, который, к тому же отдельная большая проблема.

 - Эти проблемы завязаны друг на друге. Простой пример – каждое утро я отвожу свою дочь в школу на автомобиле. Одновременно со своих дворов утром выезжает примерно 100 000 машин и везут детей в школы. А что если пустить по городу 3-4 тысячи школьных автобусов, которые будут забирать детей из определенной точки сбора и довозить до школы. 97 тысяч автомобилей в период с 7 до 9 утра не выедут на дорогу. Тоже самое днем. На самом деле в Баку не так уж и много автомобилей.

- Мне кажется, это не совсем удобно с учетом того, что многие наши дети учатся в центре, а живут в спальных районах. Чтобы автобус успел собрать всех и приехать в школу к восьми, дети должны быть готовы ждать автобус чуть ли не с 6:30…

- Это, если автобусов мало, а если 3000 автобусов, соединенных математическим алгоритмом и оптимизацией сбора детей из дома и доставкой в школу, и с учетом отсутствия пробок на дороге, то все можно делать с удобством для детей. 

- Как вы относитесь к идее переноса столицы?

- Я не большой сторонник этой идеи. Люди, которые говорят о переносе столицы, указывают на проблему пробок, загрязнения и т.д. Но перенос столицы не решит эти проблемы. Они останутся. Тогда зачем тратить миллиарды и переносить столицу?

- Ну, люди руководствуются тем, что большое количество чиновников вынуждено будет переехать в новый город - город, в который будет перенесена столица…

- В Баку и его окрестностях проживает около 4 миллионов человек. 2,2 миллиона в самом Баку. Если перенесут столицу, переедет около 50 тысяч человек. Допустим, это 50 тысяч автомобилей. И что?.. В Баку в день въезжает около 1 миллиона автомобилей. Как вы понимаете, 50 тысяч погоду не делают. Перенос столицы – обычно политическое решение. Но никак не решение, вызванное желанием ликвидировать проблемы или перезагруженность города.

- Если бы сегодня развитие города зависело от вас, каковыми были бы ваши первые пять шагов?

-  Принятие закона о планировании и зонировании. Строительство должно быть контролируемо путем оптимального распределения определенных зданий. Допустим, открытие торговых центров конкретно позволить только вне города, чтобы разгрузить центр.

Необходим контроль за распределением земли и землепользованием в городе. 

Далее, необходимо заняться транспортной проблемой, пока у нас окончательно не случился транспортный коллапс. Необходимо уменьшить количество автомобилей в столице. Также надо решить проблему парковок.

Окружающая среда – еще одна проблема. Тут нужен тщательный контроль за выбросами выхлопных газов, строительными работами, вывозов мусора.

Наконец, необходимо усилить работу с муниципалитетами и уменьшить роль исполнительной власти.

- Все это конечно хорошо, это правильно, это здорово, но согласитесь, это общие слова. Как вы бы пытались решить проблему транспорта, вы частично уже сказали, но как решить проблему парков, тем более с учетом того, что город наш совсем не зеленый сам по себе?

- Согласен, что всегда легче сказать, чем сделать. Можно сказать, что, была бы моя воля, я бы построил парки то там, то здесь. Но в данном контексте в Баку есть достаточно много свободных мест, особенно в свете того, что многие старые дворы переселяются. Вместо них можно создавать маленькие парки или же скверы. К сожалению, московских парков или же Нью-Йорского Центрального парка у нас сделать сразу не получится. То есть, даже если сейчас начать возводить что-то, что понадобится долгое время, чтобы выросли деревья.

Но во многих городах эту проблему решали путем завоза больших деревьев и искусственно вживляли в ландшафт города. И они достаточно быстро приживались.

С другой стороны, парк ведь не только деревья. Концепция парка включает в себя в основном отдых. У нас это ассоциируется с деревьями потому, что у нас южный город. Но парк может включать в себя и, к примеру, рыбалку, беговую дорожку, детские площадки или бассейн для купания летом и каток зимой.

К примеру, считаю, что было бы великолепно вернуть на бульвар рыбалку. А в парке Деде Горгуд разрешить купание летом.

- Чтобы вернуть рыбалку на Бульвар, нужно вначале очистить бухту

- Вот видите, это комплексная проблема. Бухта, экологи, старые рыбаки, чайки…тут и культура отдыха поменяется. Бакинский бульвар может быть не местом мраморного урбанизма, а реальным местом отдыха. Некоторые места можно переоборудовать в площадки для скейтбординга, что-то отдать под площадку арт-декора. И т.д.

- В случае того развития города, за которым мы наблюдаем сейчас, каким станет город в ближайшее время, к чему подобное развитие может привести? Согласны ли вы с тем, что мы можем окончательно потерять тот уникальный по своему и красивый город, каким Баку когда-то был, и он превратится в обычный Шанхай, Сан-Паулу и т.д.?

 - Не думаю, что все будет настолько трагичным, но давление будет большим. Наблюдая за развитием города, могу сказать, что центр города сохранится в качестве небольшого оазиса. Но пригороды и некоторые районы Баку будут застраиваться сумасшедшими темпами. Сулутепе, Хырдалан и бакинские деревни будут застраиваться. В то же время вся эта масса людей каждое утро будет ехать в центр города, что естественно не улучшит ситуацию.

- И все же, есть что-то такое в нашем городе, что выгодно отличает его от многих городов мира, допустим, или хотя бы приближает к ним? С точки зрения урбанистики естественно.

- Одним из самых позитивных моментов является географическая расположенность. Море также один из самых важных факторов. Также стоит отметить географический ландшафт Баку. Изогнутый Абшеронский полуостров и отсутствие каких-либо преград для развития. Наконец, городская культура. Конечно, нам сравниваться с европейскими городами очень рано, но в регионе, думаю, Баку – это лидер. Лидер Ближнего Востока и центральной Азии. Может быть, Тбилиси мог бы соперничать с Баку, но у столицы Грузии нет той вибрации, которая есть в Баку. 

- То есть в будущее Баку, как крупного и как минимум регионального центра вы верите?

- Да, конечно. Здесь и население, и индустриальная база, и культура города, и экономика.

 - Культура города все еще имеется? Разве она не уничтожена вследствие определенных всем известных факторов?

 - Под культурой я подразумеваю не поведенческие характеристики населения. Поверьте, это не проблема. Ведь Баку только сейчас превращается в город. До этого это была просто большая заасфальтированная деревня. Одним из основных аспектов города является анонимность, возможность растворится в городе. Это свобода, индивидуальность, а не коллективность. Это мы наблюдаем только сейчас. А до этого Баку был фактически территорией, состоящей из мехелле, в свою очередь состоящих из односельчан, живущих вместе.

А  культуру в поведенческом аспекте я не считаю проблемой. Точнее ее отсутствие не есть проблема. Со временем при правильном менеджменте все это придет.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение