Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Азат Перуашев: «Наше партнерство в нынешний непростой период - сознательная жертва сиюминутными выгодами ради долгосрочных интересов» Ч.1

02.12.2014

Автор:

Теги:

В эксклюзивном интервью Информационно-аналитическому центру МГУ им. М.В.Ломоносова депутат Мажилиса Парламента РК, лидер парламентской фракции ДПК «Ак жол» Азат Перуашев рассказал о том, как трактуются с позиций Демократической партии Казахстана задачи, озвученные в Послании Президента Н.Назарбаева «Нурлы жол».

 

- Азат Турлыбекович, в недавно озвученном Послании Президента Казахстана «Нурлы жол» заявлено о начале реализации «Новой Экономической Политики». В чем, по вашему мнению, состоит принципиальная новизна экономических задач, сформулированных в программном документе? 

- Понимаете, Послания Президента Назарбаева нельзя рассматривать как некие совершенно «новые» идеи. Вся политика казахстанского лидера является цельной и последовательной программой, все его инициативы - как прошлые, так и нынешние и даже будущие - органически взаимосвязаны. В этом смысле казахстанская экономическая модель, автором которой является Нурсултан Назарбаев, представляет собой живой организм, целенаправленно «взращиваемый» его основателем. Да, у дерева появляются новые ростки и целые ветви, но они произрастают из одного ствола. 

Так и в данном случае. Поручения по реализации инфраструктурных мега-проектов, таких, например, как строительство сети автомобильных и железных дорог, связывающих Астану с регионами, высоковольтных ЛЭП между энергопроизводящим Севером и экономическими центрами на Востоке и Юге,  призваны обеспечить потребности промышленности для успешного развития в рамках начатой в 2008 году программы индустриализации (ГП ФИИР).

В ходе первой пятилетки ГП ФИИР обозначился недостаток электроэнергии для запуска новых крупных производств. Кроме того, в Казахстане, как и в России, протяженность территории сказывается на себестоимости продукции и скорости торгового оборота. Так что, все новые поручения, по сути – звенья одной цепи. Конечная задача всего комплекса мероприятий – формирование современной технологичной экономики, изменение ее уклада от сырьевой – к обрабатывающей и конкурентоспособной. 

Крайне важным в нынешних непростых условиях является и мощный социальный эффект таких начинаний. Например, только в автодорожном строительстве потребуется создание более 200 тыс. рабочих мест. Это означает, что Казахстан не собирается дожидаться ударов аналогичных кризису 2007-2009 годов, когда по всему миру останавливались предприятия, тысячи людей оставались без работы. Кстати, эту проблему все еще не могут преодолеть во многих странах Европы.

В нашей стране в тот период удалось избежать массовых сокращений, благодаря выделению средств на переоснащение крупных заводов в рамках антикризисной программы. Нынешний же подход с упором на инфраструктурные проекты, очевидно, потребует мобилизации трудовых ресурсов даже без столь критических мер.

Еще одной важной особенностью Послания стало заявление о готовности государства строить социальное жилье. 

Проблема жилья всегда была одной из злободневных для постсоветских стран. Например, наша парламентская фракция Демократической партии «Ак жол» за последние два года сделала серию депутатских запросов о ситуации в системе государственного «Жилстройсбербанка» и в сфере ипотечных кредитов в целом. 

В запросе от 14 мая этого года мы, в частности, подчеркивали, что людей на ипотечные кредиты в банках толкает «недостаток жилья, предоставляемого государством... Во всем мире, ипотека - это возможность по приобретению жилья для состоятельных людей, которые имеют высокие доходы. 

Однако в нашей стране на нее вынуждены идти граждане с небольшими доходами, в результате чего условия ипотеки ведут их к разорению, потере имущества и к социальной напряженности.

Между тем, даже в богатых европейских странах большинство людей живут в арендованных квартирах, предоставленных государством. Поэтому единственно правильной альтернативой ипотеке было бы решение проблемы жилья за счет государственного строительства».

С точки зрения общественного резонанса, данное поручение Главы государства, возможно, оказалось наиболее популярным среди простых людей. 

Но нельзя недооценивать и его экономический эффект. Во-первых, жилищное строительство – это те же рабочие места и потребность в строительных материалах. Во-вторых – при масштабных объемах, оно способно оживить рынок недвижимости, опустив на землю явно завышенные цены на жилье, правда, обесценив при этом находящееся у банков изъятое залоговое имущество должников.

Не случайно Посланием также предусмотрено выделение 250 млрд. тенге (около 1,5 млрд. долларов) для Фонда проблемных кредитов, который призван обеспечить стабильность банковской системы.

Есть немало и других актуальных задач, поставленных Нурсултаном Назарбаевым в нынешнем Послании. Но не менее важен сам принцип и возможность такого подхода. Смысл в том, чтобы предвосхищать угрозы до того, как они реализовались. А для этого у вас должны быть не только дар предвидения, но также силы и ресурсы, накопленные в более благоприятный период. 

Это то, что Президент назвал «контрцикличностью». Я как бывший спортсмен, боксер, отвечая на вопрос журналистов, назвал такой стиль «рапирой Назарбаева»: в боксе, как и в фехтовании, тоже многое строится на «противоходе», на ударах, с использованием встречной энергии.

Эти подходы были заложены нашим лидером в 90-е годы, когда, несмотря на невероятные трудности в экономике, в Казахстане по норвежскому опыту был создан фонд, в 2000-м году названный Национальным, куда стекаются доходы от торговли нефтью и другими природными ресурсами. Именно эти средства позволили Казахстану смикшировать влияние мирового финансового кризиса в 2007-2009 годах. И именно на них построены положения нынешнего Послания.

В 2004-м в России также был создан подобный фонд, сначала Стабилизационный, который позже был разделен на Резервный и Фонд национального благосостояния. Так что и в Казахстане, и в России есть возможности для адекватного ответа на глобальные вызовы.

 

- В реализации «Нурлы жол» вновь отмечена жизненно важная необходимость развития малого и среднего бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности экономики Казахстана. Тема не нова. О прорыве в сфере МСБ говорится на протяжении всех лет независимого развития, этот фактор, так или иначе, присутствует во всех стратегиях развития республики. Насколько Казахстан реально продвинулся в этой сфере? Какими достижениями можно гордиться?

- Знаете, гордиться, наверное, неправильно, даже если есть повод. Нурсултан Назарбаев на встречах с бизнесменами постоянно подчеркивает необходимость работать над собой, и, опять же, сравнивает эту ситуацию со спортом: даже если сегодня ты чемпион – не расслабляйся! Потому что твои соперники тоже готовятся, и завтра займут твое место, если ты будешь почивать на лаврах.

В Казахстане по части поддержки малого и среднего бизнеса делается немало, и многое из этого действительно уникально, по крайней мере - для постсоветского пространства. За нашу короткую историю независимости, в стране уже в третий раз объявлен мораторий на проверки МСБ, предпринимателей не донимают и не «кошмарят», как однажды выразился российский лидер. Предельно упрощена регистрация предприятий, ликвидация также значительно либерализирована. 

По программе «Дорожная карта бизнеса-2020», действующей с 2009 года, сотни компаний в реальном секторе получают серьезные субсидии по банковским кредитам (до 7% при ставке 14%), начинающий бизнес может привлечь гарантии под банковский кредит от местных госорганов на сумму до 70%. Производство диверсифицируется, налаживается выпуск новых видов продукции. 

В прошлом году Н.Назарбаев поручил освободить малый бизнес от налогов в первые годы работы. В начале текущего года наш Президент сделал заявление о кардинальной поддержке предпринимательства, выделив триллион тенге (около 5,5 млрд. долларов) и предприняв ряд системных шагов, включая объявление моратория на проверки. Сейчас на рассмотрении Парламента находится соответствующий законопроект, предусматривающий полную отмену плановых проверок для добросовестного бизнеса, переход на систему управления рисками и многое другое.

Но при всем этом доля МСБ в валовом продукте остается на уровне 17-20%, хотя до 2007 года она поднималась и до 30%. А это – самый наглядный показатель состояния дел в секторе. И когда в Послании ставится цель увеличить долю МСБ в ВВП к 2050 году до 50%, надо понимать, что это достаточно сложная задача.  

Наша партия, представляющая интересы бизнес-сообщества в Парламенте, проанализировав проблему, считает, что одна из ее ключевых причин в следующем. Если Президент постоянно требует принятия конкретных мер для поддержки малого и – подчеркиваю! – среднего бизнеса, то на практике поддержка, как правило, ограничивается только малыми предприятиями. В законодательство вносятся преференции исключительно для малого бизнеса: это касается и налогов, и госзакупок, и любых других вопросов.  

 

Приведу пример с депутатским запросом фракции «Ак жол» от 19 декабря 2013 года, где мы ставили вопрос об освобождении от проверок МСБ в первые годы деятельности. На него предыдущее Правительство ответило: «целесообразно придерживаться позиции об освобождении от проверок… только субъектов малого предпринимательства». 

Тем самым снижается мотивация для малого бизнеса расти дальше, переходить в средний и крупный бизнес. Предпринимателю выгоднее раздробить единую деятельность на несколько малых предприятий, чтобы меньше платить налогов. Это отказ от серьезных инвестиций в технологическое развитие экономики. Кроме того, малый бизнес – это ведь, главным образом, торговля, сфера услуг и крестьянские хозяйства. А любое предприятие обрабатывающей промышленности, производящее готовую продукцию, по объективным причинам, связанным со стоимостью оборудования и производственной инфраструктуры – не вписывается в рамки малых предприятий и начинается с уровня средних компаний. 

И в Евросоюзе, и в большинстве стран ВТО, и даже у наших партнеров по Таможенному союзу на законодательном уровне осуществляется поддержка не только субъектов малого, но и среднего предпринимательства. 

Поэтому 31 января этого года мы разработали и внесли в Правительство законопроект «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса», где нами предлагалось устранить имеющиеся диспропорции в практической поддержке МСБ. К сожалению, он не был поддержан тогдашним Правительством…

Надеемся, что в рамках исполнения Послания этот вопрос будет учтен. Тем более что одно из поручений так и звучит, цитирую: «Следует проработать вопрос строительства в регионах новых индустриальных зон, нацеленных на развитие производства МСБ и привлечение дополнительных инвестиций».

Помимо прочего, надо иметь в виду, что производство потребительских товаров, где ведущую роль играет средний бизнес, в значительной степени напрямую влияет на инфляционные процессы, связанные с уровнем потребительских цен в стране. 

Считаем, что нормы по поддержке среднего бизнеса должны войти и в проект Предпринимательского кодекса, который планируется внести в Парламент в первой половине следующего года. 

 

Продолжение следует... 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение