Сергей Калентеев: развитие грузовых и пассажирских потоков в приграничных территориях России и Казахстана.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время усиление экономического взаимодействия между регионами и отдельными странами увеличивает значение интеграционных процессов и дает мощный толчок к развитию качественного логистического сервиса по направлениям движения потоков национальных и международных грузов. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость объединения транспортно-логистических систем отдельных регионов, что позволит минимизировать расходы всех видов ресурсов участников процесса товародвижения и, как следствие, максимизировать прибыль.
Сергей Калентеев: развитие грузовых и пассажирских потоков в приграничных территориях России и Казахстана.
Сергей Калентеев:Добрый день, дорогие друзья! Тема моего доклада посвящена развитиюгрузовых и пассажирских потоков в приграничных территориях России и Казахстана.Сухопутная граница у России с Казахстаном является наиболее протяженнойв мире, в том числе на Челябинскую область приходится свыше 800 км. границы.Это является одним из ключевым фактором социально-экономического взаимодействиямежду нашим регионом и РК. Соответственно, для укрепления взимоотношений Россиии Казахстана на различных уровнях требуется уделить наиболее пристальное вниманиеаспектам развития транспортной инфраструктуры. Необходимо совершенствованиесистемы как пассажирских, так и грузовых перевозок автомобильным,железнодорожным и авиа транспортом внутри и между приграничными территориями, втом числе возрождению так называемого «великого шелкового пути».В современной мировой системе товародвижения логистика играет рольдейственного способа организации материальных потоков с минимально возможнымивременными и финансовыми расходами. Внастоящее время усиление экономического взаимодействия между регионами иотдельными странами увеличивает значение интеграционных процессов и дает мощныйтолчок к развитию качественного логистического сервиса по направлениям движенияпотоков национальных и международных грузов. Это, в свою очередь, обусловливаетнеобходимость объединения транспортно-логистических систем отдельных регионов,что позволит минимизировать расходы всех видов ресурсов участников процессатовародвижения и, как следствие, максимизировать прибыль. Находясьмежду Европой и Азией, Российская Федерация и Казахстан могут играть особуюроль в развитии мировых интеграционных процессов, и получать значительный доходот реализации транзитного потенциала. Однако неразвитость логистическойинфраструктуры не дает нашим странам повысить эффективность экономическоговзаимодействия всех участников обслуживания грузопотоков.Нарисунке показан один из наиболее востребованных маршрутов доставки товаров изАзии в Европу в обход России.Степеньразвития логистики в большинстве регионов Российской Федерации остается нанедостаточно высоком уровне. На слайде представлено текущее состояние развитиялогистики в России.Внастоящее время в большинстве российских регионов наблюдается острый дефицитсовременных складских площадей, приспособленных под осуществление всехлогистических операций. Основная доля таких складских объектов в настоящеевремя сосредоточена в основном в Москве, а также в Санкт-Петербурге иЛенинградской области. Лишь незначительная часть складских площадей расположеныво всех остальных регионах России. Низкий уровень развития логистики приводит ктому, что доля логистических издержек в структуре Валового внутреннего продуктаоценивается специалистами в 20%, в то время как в индустриально-развитыхстранах этот показатель не превышает 10%.            В ходе проведенного нами исследованиябыла доказана эффективность формирования транспортно-логистической системы вусловиях межрегиональной интеграции. Иными словами, формирование и функционированиетранспортно-логистических систем считаем целесообразным не на уровне одногосубъекта РФ, а на уровне нескольких граничащих между собой субъектов. Ключеваяроль в транспортно-логистической системе в условиях межрегиональной интеграциив авторском видении отводится логистическим центрам, под которым следуетпонимать интермодальный объект транспортной инфраструктуры, представляющийсобой объединение на определенной территории предприятий сферы логистическихуслуг, а также иных сервисных компаний, оказывающих клиентам полный комплексуслуг логистического сервиса по обслуживанию внутрирегиональных,межрегиональных и международных грузопотоков в различных функциональныхобластях логистики, а именно в снабжении, распределении, складировании,транспортировке и управлении запасами.            Автором разработана методикаформирования транспортно-логистической системы в условиях межрегиональнойинтеграции состоящая из следующих этапов:            На первом и втором этапах методикипроисходит выбор и определение степени участия субъектов РФ в формированиитранспортно-логистической системы в условиях межрегиональной интеграции на основеинтегрального показателя, состоящего из 13 количественных, качественных ирелейных показателей, представленных в представленных на рсиунке. Удельные весапоказателей были рассчитаны методом парных сравнений. На основании полученныхзначений субъекты предложено делить на субъекты с высокой, средней и низкойстепенью участия в формировании транспортно-логистической системы в условияхмежрегиональной интеграции.             Следующий этап методики предполагаетопределение мест дислокации логистических центров и транспортно-складскихкомплексов.Выборсистемообразующих объектов логистической инфраструктуры и обоснования месттерриториального размещения предлагается осуществлять на основе двухпоказателей: интенсивности загрузки автомобильной дороги и потенциальногоспроса на качественный логистический сервис. Первыйпоказатель строится на оценке фактической загруженности грузопотокамиавтомобильных дорог, понимаемой как количество грузовых транспортных средств,пересекающих сечение автомобильной дороги за определенный промежуток времени, сучетом их средней грузоподъемности. Второй показатель – потенциальный спрос накачественный логистический сервис, который автор предлагает определять наоснове комплекса показателей, представленных в табл.Схемасоответствия уровня объектов логистической инфраструктуры характеристикаммуниципального образования представлена на рисунке.Наконец,заключительным этапом методики является определение необходимости корректировкиавтомобильной дороги, прилегающей к месту создания объекта логистическойинфраструктуры, в сторону увеличения пропускной способности. В ходеисследования было установлено, что создание системообразующих элементовтранспортно-логистической системы в условиях межрегиональной интеграции можетзначительно увеличить интенсивность потока транспортных средств.Необходимостькорректировки автомобильной дороги предложено определять исходя из расчета двухпоказателей. Первый показатель – приведенная пропускная способность автодорогис учетом разнотипных транспортных средств, формирующих поток. Второй показатель– загруженность автомобильной дороги после ввода логистического центра илитранспортно-складского комплекса. Превышение значений показателя загруженностиавтомобильной дороги после ввода объекта логистической инфраструктуры значенийпоказателя приведенной пропускной способности автомобильной дорогисвидетельствует о необходимости корректировки транспортной инфраструктуры.Реализацияпредложенной автором методики позволит сформировать оптимальную структурутранспортно-логистической системы в условиях межрегиональной интеграции сучетом степени участия каждого из субъектов в формируемой системе, что приведетк снижению временных и финансовых затрат, неизбежно возникающих при движенииматериальных потоков и позволит реализовать транзитный потенциал РоссийскойФедерации и РК. 

Поделиться: