Казахстан-2014: Риски и возможности для сотрудничества России и Казхастана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Заинтересованность административно-территориальных единиц России и Казахстана в общем евразийском деле – центр всего интеграционного процесса. Не только отдельные граждане, но и регионы должны вздохнуть свободнее, в экономическом и социально-бытовом отношении, имея в активе такой союз как ЕАЭС. Тем более – приграничные регионы. Их бюджеты должны получить, если так можно выразиться, новое наполнение.
Казахстан-2014: Риски и возможности для сотрудничества России и Казхастана
 Сегодня "Евразия-Поволжье" проводит очередной круглый стол по темем: «Механизмы развития информационных и экспертных коммуникаций между регионами РК и РФ».Слово участнику экспертной встречи - известному московскому политологу Григорию Трофимчуку.   1. Как Вы оцениваете готовностьРоссии и Казахстана к более высокому уровню интеграции в рамках ЕАЭС? Россия и Казахстан готовы к самому высокому уровню экономическойинтеграции. Для Астаны, как мы знаем, прилагательное «экономический», вназвании межгосударственного объединения, имеет большое значение. Однако длятого чтобы эта интеграция не могла быть никем поставлена под сомнение – и впервую очередь народами обеих стран как наиболее заинтересованными в этомпроцессе сторонами, – необходимо демонстрировать реальные, зримые, осязаемыедля каждого гражданина результаты. И особенно эти результаты важны сегодня, нафоне не самой простой международной обстановки. То есть, как бы на контрасте мыпросто обязаны показать преимущества нашего объединения (и само собой, в единомколлективе с Минском и Ереваном) именно в кризисный период. Это автоматически скажетлюбому наблюдателю о том, что в спокойные времена мы и подавно справимся совсеми проблемами. Кстати, не только экономическими, но и политическими. 2. Какова роль регионов РК и РФ вформировании новой модели экономических отношений? Заинтересованность административно-территориальных единиц России иКазахстана в общем евразийском деле – центр всего интеграционного процесса. Нетолько отдельные граждане, но и регионы должны вздохнуть свободнее, вэкономическом и социально-бытовом отношении, имея в активе такой союз как ЕАЭС.Тем более – приграничные регионы. Их бюджеты должны получить, если так можновыразиться, новое наполнение. Кроме того, региональная кооперация с соседями повсем направлениям – информационному, экспертному, гуманитарному, образовательному,туристическому – наполнит жизнь, к примеру, жителя Саратовской области, новыми краскамии впечатлениями. Неплохим проектом стал бы приграничный обмен школьными истуденческими экскурсиями. Целых девять субъектов Российской Федерации граничат с областями РеспубликиКазахстан, и об этом тоже надо знать, – Казахстан большая страна. Интересно,кстати, все ли саратовские студенты, да и взрослые люди тоже, знают, что снекоторых пор они их область является пограничной и смыкается с соседнимгосударством Казахстан. Можно даже социологический опрос запустить на эту тему,что будет полезно во всех отношениях. 3. В чем главные риски дляинтеграции со стороны Казахстана? Один из главных рисков для нашего сотрудничества – политический. Об этомтоже надо говорить, чтобы не произошло ненужной дестабилизации в самыйнеподходящий момент. Казахстан входит в центрально-азиатский регион, которыйстановится одним из центров мирового внимания (а возможно, и напряжения) послевывода войск западной коалиции из Афганистана. Ну а все экономические вопросымы решим совместными усилиями. Если, в том числе, будем внимательнееприслушиваться к интересным, как всегда, инициативам президента РК, который, небудем об этом забывать, является автором идеи евразийского союза и даже единойевразийской валюты. Российским и региональным СМИ (саратовским, в первуюочередь) надо внимательнее реагировать на экономическую жизнь внутриКазахстана. Скажем, шире освещать тот же Экономический форум, регулярнопроходящий в Астане. Наши казахстанские друзья иногда обижаются, что российскиеколлеги не уделяют должного внимания этому интересному мероприятию. Невнимание ктому, что делается здесь, рядом с нами, а не где-то в Германии или Франции, вкакой-то момент также может стать фактором дестабилизации. 4. В чем главные риски дляинтеграции со стороны России? Риски для РФ состоят в том, что на её национальный бюджет ложатся страшные,по объёму, нагрузки. Все члены ЕАЭС несут пропорциональные финансовые расходына свой совместный проект. Однако по понятным причинам от Москвы все, потрадиции, ждут чего-то большего. В том числе, в плане денег, не будем этогоскрывать. И Россия просто не может не соответствовать этим ожиданиям. В томчисле ожиданиям наших ближайших партнёров в сфере военно-политической защитынашего общего пространства. Будет плохо, если в какой-то момент денег на этивещи может элементарно не хватить. Поэтому их надо зарабатывать совместнымиусилиями уже сейчас, прямо сегодня. Так как завтра нам могут уже не позволитьэтого сделать. 5. Что изменилось за последнийгод с точки зрения информационной поддержки ЕАЭС? Информационная поддержка Евразийского экономического союза заметнорасширяется. Года два-три тому назад об этом проекте говорили только чиновники,которые по определению не могут привлечь к себе нужного общественного внимания,скорее даже, оттолкнут, своей математикой, от хорошей идеи широкие слоинаселения. Сейчас о ЕАЭС говорят эксперты всех стран. Однако, дискуссиикритические на эту тему, и даже неконструктивно критические, как выражаютсянекоторые российские аналитики, пока что перевешивают дискуссии конструктивные.Другая проблема в том, что даже к сверх-конструктивным экспертам чиновникиприслушиваются мало, зачастую не понимая их идей. Надеемся, чтоИнформационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» и его партнёры помогутнахождению этой важнейшей практической связки.

Поделиться: