А. Чеботарев: Стратегия Евросоюза в Казахстане и Центральной Азии: неясные перспективы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
14 ноября в Брюсселе на заседании Комитета сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский Союз» вице-министр иностранных дел РК Алексей Волков отметил, что Казахстан рассматривает Стратегию ЕС в Центральной Азии в качестве одного из инструментов создания дополнительных условий для устойчивого развития региона и поддерживает инициативу ее обновления.
А. Чеботарев: Стратегия Евросоюза в Казахстане и Центральной Азии: неясные перспективы
Стратегия Евросоюза в Центральной Азии: неясныеперспективы    Интервью сдиректором Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андреем Чеботарёвым     - 14 ноября в Брюсселе на заседании Комитетасотрудничества «Республика Казахстан – Европейский Союз» вице-министриностранных дел РК Алексей Волков отметил, что Казахстан рассматриваетСтратегию ЕС в Центральной Азии в качестве одного из инструментов созданиядополнительных условий для устойчивого развития региона и поддерживаетинициативу ее обновления. Согласны ли Вы с такой оценкой? - В прошлом году яи моя коллега, профессор КазНУ им. аль-Фараби Мара Губайдуллина при поддержкеФонда им. Фридриха Эберта провели исследование «Стратегия Европейского Союза вЦентральной Азии на 2007-2013 гг.: предварительные итоги» и издали одноименнуюмонографию. А 18 ноября этого года мы представили наши оценки и выводы вниманиюглавы представительства ЕС в Казахстане Аурелии Бушез и  дипломатам из разных европейских государств.При этом мы сделали не только собственный анализ рассматриваемого документа, нои получили оценки по различным аспектам достаточно известных экспертов из всехцентральноазиатских республик. В общем,результаты исследования оказались не в пользу европейской политики в ЦА вконтексте реализации данной стратегии. Мы и наши коллеги, в частности, обратиливнимание на недостаточные знания и учет ЕС и его институтами общей специфики всегорегиона и его отдельных стран, включая восприятие в обществе европейскихценностей, интересы и поведение правящих элит и т.д., характера взаимоотношениймежду этими странами, использование определенных шаблонов и стереотипов приоценках ситуации в ЦА, необоснованно излишнее внимание к одним сферамжизнедеятельности местного общества и, наоборот, недостаточное – к другим. Также былиотмечены отставание ЕС в Центральной Азии от активности других акторов, преждевсего Китая и России, и нежелание сотрудничать с ними по вопросам, в которых проявляютсяобщие интересы. Например, с ШОС по обеспечению безопасности границ стран ЦА ипротиводействию наркотрафику. Сказались и факторы разнородности интересов европейскихстран в регионе, завышенные ожидания Евросоюзом и его структурами от ряда инициативи проектов при медленном принятии решений и недостаточном финансировании.Наиболее всего ЕС продвинулся только в осуществлении программ по линииобразования. С учетом всегоэтого роль стратегии ЕС с точки зрения содействия устойчивого развития ЦентральнойАзии преувеличена. В любом случае, она в первую очередь есть и будетинструментом продвижения интересов самого Евросоюза в регионе. Мнение жеотносительно обновления этого документа правильное. Если, конечно, европейцымаксимально учтут упущения и недостатки в содержании и реализации предыдущейстратегии. Понятно, что в силу ряда факторов работать в ЦА, к примеру, посхемам «Восточного партнерства», как это ЕС делает в отношении Беларуси,Молдовы, Украины и республик Южного Кавказа, не получится. Но это значит, что надона многие вещи смотреть реально, а не подгонять их под свои представления. - В чем интерес Казахстана, если ЕС разработает ибудет осуществлять новую стратегию в ЦА? -  Как показывает Концепция внешней политикиРеспублики Казахстан на 2014-2020 годы, приоритетным направлением здесьпризнается Центральная Азия. При этом подчеркнуты роль и ответственностьреспублики в регионе, а также стремление к развитию внутрирегиональнойинтеграции. Тем самым Казахстан претендует играть большую роль в ЦА, чемсейчас, и в качестве потенциального партнера, способствующего ему в этом,представляется именно Евросоюз. Октябрьскаяпоездка нашего президента Нурсултана Назарбаева в Брюссель с завершениемпереговоров по проекту Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве РКи ЕС открывает новые возможности для двустороннего взаимодействия. Астане,скорее всего, импонирует то, что Брюссель смог наладить диалоговый процесс сучастием глав внешнеполитических ведомств всех пяти стран ЦА. Но вместе с темона не может не видеть и тех трудностей и минусов, которые отражаетдеятельность европейцев в регионе. Так что Казахстану и ЕС есть что предложитьдруг другу. Первому из них зачтется и то, что он опередил соседей по региону сподписанием нового СПС. Немаловажна и признательность Евросоюзом «сбалансированнойпозиции» Казахстана по ситуации в Украине. Таким образом,Казахстан, видимо, рассчитывает стать для Евросоюза ключевым стратегическимпартнером в Центральной Азии и готов оказывать ему определенную поддержку восуществлении его целей и задач в регионе. Но при условии, что это будетспособствовать укреплению позиций самого Казахстана здесь. - Можно ли в таком случае ожидать разворот Казахстанав своей внешней политике в сторону ЕС?  - Думаю, что нет. Одно дело, скажем, продаватьЕвропе углеводороды и покупать в ее странах недвижимость и совсем другое –приобщаться к европейским ценностям и стандартам в области демократии и правчеловека. К тому же ни действующая в 2009-2011 гг. госпрограмма «Путь в Европу»,ни председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году не привели к усилениюевропейского вектора внешней политики страны. Со стороны нашей республики вотношении ЕС действует чистый прагматизм, который, кстати, там понимают ипринимают. Все остальное же призвано создать хороший фон, антураж. Надо сказать, чтотакой подход присущ не только отечественной правящей элите, но и находитотражение в обществе. В этой связи можно отметить некоторые результаты социологическогоисследования, проведенного во второй половине октября Центром изученияобщественного мнения. Так, по приоритетности межгосударственного сотрудничествадля нашей страны на первые позиции респонденты поставили Россию (9,1 балл) иКитай (7,4 балла). Евросоюз же идет после них (6,4 балла). Примечательно также,что в своем большинстве опрошенные не исключают в будущем развитие Казахстана иЦентральной Азии в целом по образцу ЕС и считают его положительным (57,1%).Однако для Евразийского экономического союза европейский путь развития признаннеприемлемым (55,1%).  Судя по всему,многие казахстанцы пробуют балансировать между желанием жить по-европейски всоциально-бытовом отношении и стремлением сохранить привычныйдуховно-ценностный уклад. - Давайте вернемся к стратегии ЕС в Центральной Азии.Каковы, на Ваш взгляд, ее перспективы?      - Об этом говоритьеще рано. Скорее всего, еще не до конца подведены и осмыслены итоги реализациипредыдущей стратегии. А без этого завершить работу над новым документомпредставляется нерациональным. Но в любом случае с 2007 года ситуация вЦентральной Азии и вокруг нее существенно изменилась, и ЕС не может этого неучитывать. Равно как и свои собственные возможности и ресурсы, которыми онрасполагает сегодня, пережив мировой финансово-экономический кризис. Крометого, ЦА рискует стать одним из «полей боя» между Западом и Россией в светеобострения их взаимоотношений из-за Украины. Да и фактор заметногоэкономического усиления Китая в регионе никак нельзя обойти. Так что прежниеподходы, цели и задачи европейской стратегии в ЦА уже не актуальны. ПоэтомуБрюсселю может быть стоит где-то прислушаться к Астане и даже опереться на нее,а также искать точки соприкосновения с другими внешними игроками, например, наплощадке СВМДА.          

Поделиться: