Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Н.Калашникова: Евразийский код гуманитарного сотрудничества

24.11.2014

Автор:

Теги:

Евразийский код гуманитарного сотрудничества

 

Формирование пространства толерантности, сохранение историческойпамяти, образовательная и научная интеграция, - всовокупности эти базовые компоненты составляют«евразийский код» гуманитарного измерения сотрудничества между Казахстаном иРоссией, считает заведующая кафедрой «Политическая стратегия государства» Академиигосударственного управления при Президенте РК Наталья Калашникова. Собственноевидение приоритетов сотрудничества в гуманитарной сфере эксперт представила входе международного тематического «круглого стола», состоявшегося в Астане, наплощадке Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг».

 

 

- Наталья Павловна, как вы оцениваете создание в Астане новойэкспертной диалоговой площадки - Центра аналитических исследований «Евразийскиймониторинг»? Какие ожидания связываете с этим фактом?

 

-Эксперты стран Евразийского континента имеют давние и дружественные традициисотрудничества. Но сегодня наша задача, как мне представляется, состоит в том,чтобы аккумулировать и систематизировать наши интеллектуальные ресурсы.Создание новой диалоговой площадки – еще одна замечательная возможность объединения профессионалов-аналитиков.Особенно приятно, что это наш, казахстанский, «плацдарм» продвиженияевразийской демократии с акцентом на экспертный диалог.  

 

- Участники нынешней встречи обозначили ряд важных направлений взаимодействияэкспертов, ученых, представителей институтов гражданского общества с цельюинтенсификации и углубления гуманитарного сотрудничества между Казахстаном иРоссией. Что вам кажется наиболее значимым и важным в этом направлении?

 

-  В наших дискуссиях большоевнимание было уделено проблеме формирования объединительных трендов, евразийскойтолерантности и ментальности. Я согласна с тем, что это очень важныенаправления для приложения экспертного интеллектуального потенциала, особенно вэпоху глобализации со свойственными ей вызовами и угрозами.

Исторически евразийство является многоуровневым и многоаспектнымидейным философским и методологическим ориентиром в построении толерантногообщества. Многогранность евразийства обусловлена сосуществованием многихнародов, этнических сообществ, строящих свои отношения на принципахтолерантности. Этот феномен – неотъемлемая часть ментальности казахстанскогообщества. Наша страна, расположенная в самом центре евразийского материка,вынуждена выстраивать свою внешнюю политику в системе евразийских координат. Неслучайно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев последовательно и настойчиво продвигаетидею формирования Евразийского сообщества в качестве интеграционного проекта,ориентированного в XXI век.

Но практикой доказано, что евразийская парадигма имеет важноезначение не только для Казахстана, но и для России, поэтому требуетсяконсолидация экспертов в понимании сути евразийства и важности его интеграцииво все сферы жизни и деятельности обществ.

В Казахстане формированием отечественной модели межэтническойтолерантности и общественного согласия занимается уникальный надполитическийинститут – Ассамблея народа Казахстана. Активно развивается сотрудничествонаучно-экспертного сообщества АНК с международными экспертами.

Еще одна площадка научного и экспертного взаимодействия - созданныйв структуре Академии госуправления при Президенте РК Центр исследованиямежэтнических и межконфессиональных отношений в Центральной Азии.

Это направление, на мой взгляд, должно стать определяющим и в повестке дня ЦАИ «Евразийский мониторинг».

 

- Вопрос поиска объединительных факторов, как следует изсостоявшейся дискуссии, тесно увязан с таким понятием как «историческаяпамять». Существует ли опыт имплементации этого понятия в конкретные инициативыи практики…

-Определенный опыт уже имеется. Позитивный пример – сотрудничество Ассамблеинарода Казахстана с историческим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. С 2010года АНК реализует международный гуманитарный проект «Память во имя будущего»,привлекший внимание не только ученых и экспертов, но и политиков, руководителеймеждународных организаций и институтов гражданского общества, в первую очередь,евразийских государств. Этотпроект получил глубокое научное осмысление и общественную значимость.

Однойиз главных причин появления термина «память» в приложении к истории сталоповышенное и во многом оправданное внимание к воспоминаниям участников и,главным образом, жертв величайших трагедий ХХ века, среди которых в особом рядустоит период тоталитарного режима, массовых депортаций и репрессий. Об этомвремени долго не принято было говорить, давать объективную оценку трагическим событиям,и только в последние годы возросла общественная и исследовательская активностьв этом направлении.

ПервыйФорум историков стран СНГ «От истории - к современности», который собрал более300 отечественных и зарубежных ученых историков, принял Астанинскую Хартию повыработке единых подходов к изучению исторического наследия. 

Вцелом, к проекту, стартовавшему в  2010 году в «АЛЖИРЕ», а затем продолженному вКарЛАГе (2011 г.), Уштобе (2012 г), в «Касiрете» Южно-Казахстанской области (2013г.) и в Семее Восточно-Казахстанской области (2014 г.),  привлек огромный интересобщественных деятелей и экспертов.

Эти вехивечной памяти, символы благодарности казахскому народу –  связующая нить целых поколений и эпох. Онистали своеобразной «Дорожной картой мира и исторической памяти». Убеждена, висследовании этих процессов кроется неисчерпаемый код толерантности иевразийской мудрости. Это еще одна важнейшаяобъединительная площадка для нашего взаимодействия.

       

- Тем не менее, вызовы XXI века требуют новыхподходов и новых инструментов разрешения кризисных ситуаций. И думается,инициативы их внедрения должны исходить не только от политиков…

 

-  Безусловно. Но, все же,приоритетная роль здесь отводится политикам, способным не только реагировать наситуативные изменения, но и действовать на опережение, предугадывать векторглобальных перемен, где возрастает роль устойчивого развития общественныхинститутов. Эти наиважнейшие постулаты заложены в Декларации Совещания по взаимодействиюи мерам доверия в Азии, в которой подчеркнуто: «Разнообразие национальныхособенностей, традиций, культур и ценностей азиатских государств является неразобщающим, а ценным взаимообогащающим фактором их отношений».

С 2008года международные форумы СВМДА проходят в Казахстане, что соответствует духу времени и приоритетамгосударственной политики. Это  создаетпрочный фундамент на евразийском континенте для выработки мер доверия повзаимодействию стран региона с учетом исторических, культурно-социальныхособенностей и «особого менталитета», что является достаточно новымнаправлением в области превентивной дипломатии, в том числе и народной,призванной способствовать продвижению диалога между цивилизациями и культурами.

Влияниемежцивилизационных, межэтнических и межрелигиозных отношений на политическоеразвитие государств пронизывает всю историю. Поэтомудискуссии о формировании пространства толерантности в зоне ответственностиСВМДА, это уже не просто научные исследования, а вопрос, который необходимоорганизовывать в плане практических решений, в том числе в планераспространения и развития тех идей и гуманистических практик, которыереализуются в Казахстане. И здесь также поле деятельности для экспертов,стратегический инструмент которого - в изучении приоритетов соседскогосотрудничества.

Но Президент Казахстана постоянно акцентирует внимание мирового сообщества на необходимости формированияи глобального доверия: «В  ХХI веке всем странам,всем политикам надо учиться жить в мире G-GLOBAL… на принципах эволюционности,доверия, открытости, толерантности и диалога», - это емкое утверждение наполненоглубокими смыслами и ценностями, которые являются сегодня залогом успеха казахстанскойполитики в сохранении национального единства и общественного согласия,способствуют эффективному продвижению реформ во всех сферах.

Будущее Казахстана, подчеркивает Глава нашего государства,напрямую зависит от конструктивного международного взаимодействия. КонцепцияG-Global основывается на пяти принципах: эволюция, а не революция;справедливость, равенство, консенсус; глобальная толерантность и доверие;глобальная транспарентность и открытость; конструктивная многополярность. Очевидно,эти принципы должны стать базовыми ценностями современной цивилизации.

Вне сомнения, не только политики формируют общественный дискурснеобходимости сотрудничества. К примеру, международный социально-значимыйпроект, инициируемый общественными структурами Казахстана «Беседы на Шелковомпути», стал плодотворной интеллектуальной площадкой исследования глубинных традициймежкультурного диалога народов центрально-азиатских государств, осмысления исторической ролиВеликого Шелкого пути в сближении народов, интеллектуального потенциалаученых и институтов гражданского общества в упреждении конфликтов.

Как справедливоотмечалось на полях нашего «круглого стола», социальную базу потрясений нужноснижать. Необходимо формировать концепты евразийской философии, понимание рискови необходимость глобального взаимодействия, общекультурные ценности, системуобъективного их освещения, поскольку в информационном плане государстваЦентральной Азии существенно проигрывают.

 

- В ходе нынешней встречи много говорилось о роли интеллигенции иобщественных лидеров в формировании интеллектуальных основ  взаимодействия Казахстна и России, а также евразийскойинтеграции.  Насколько это актуальнаятема?

 

- Усилениепроцессов интеграции - закономерный процесс восстановления тесного межгосударственноговзаимодействия связанных друг с другом стран постсоветского пространства нановой ценностной основе, призванного обеспечить сохранение идентичности народовисторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире.

Межкультурныйдиалог – одна из ключевых областей сотрудничества между государствами. Кпримеру, Совет Европы разработал для этого важные инструменты.  В Белой книге по межкультурному диалогу «Житьвместе в равном достоинстве» образование определено как ключевое направление вдостижении успеха в межкультурном диалоге, а именно в формировании культуры комфортногососуществования людей, живущих в поликультурном обществе.  

Евразийская образовательная и научная интеграция, гуманитарные и коммуникационные аспекты евразийскойбезопасности с активным включением молодежи в ее обеспечение и составляют, вопределенной мере, евразийский код гуманитарного измерения сотрудничества.

Здесь, широкие возможности открываютсядля взаимодействия посредством недавно созданной Университетской лиги стран-участниковОДКБ. Она уже объединила около 30 ведущих университетов, чтоинтенсифицирует активность их участия в деятельности различного родаинтеграционных структур, способствующих обеспечению евразийской стабильности ибезопасности.

Мнеимпонирует, что новая диалоговая площадка – ЦАИ «Евразийский мониторинг» -  анонсировала активное вовлечение в своюдеятельность представителей интеллектуальных элит и институтов гражданскогообщества. Это очень важный фактор. Нам не следует замыкаться на экспертном уровне,даже самом высоком. Можно планировать и говорить много, но если это не прошлочерез сознание общества, то реализовать поставленные задачи, будет очень сложно.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение