Маметбек Мырзабаев: В исламе смута - больший грех, чем убийство

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Не так давно в Кыргызстане открылся Научно-исследовательский институт исламоведения - первое академическое аналитическое учреждение в стране. Директор НИИ Маметбек Мырзабаев ответил на ряд вопросов ИА «24.kg».
Маметбек Мырзабаев: В исламе смута - больший грех, чем убийство
Бишкек– ИА «24.kg», Элеонора САГЫНДЫК кызы

Не так давно в Кыргызстане открылся Научно-исследовательский институт исламоведения - первое академическое аналитическое учреждение в стране. Директор НИИ Маметбек Мырзабаев ответил на ряд вопросов ИА «24.kg».  - Почему объектом вашего исследования в КР стал именно ислам? Есть ли в этой религии опасные течения? Чем они грозят Кыргызстану? - Когда люди критикуют ислам, сразу трудно понять, что они имеют в виду: ислам как веру либо же экстремистов и террористов. Это совершенно разные понятия. Экстремисты используют ислам для получения поддержки со стороны верующих, но лишь тех, кто недостаточно хорошо знает свою религию. Пример так называемых джихадистов показателен: они оправдывают свои действия только несколькими аятами из Корана, вырывая их из контекста. Поэтому наша позиция заключается в том, чтобы разъяснить всем - и специалистам, и рядовым верующим, и атеистам - разницу между истинной верой и политической идеологией, которую ошибочно называют «исламистской». Эта идеология коренным образом противоречит основам ислама и направлена в первую очередь против него. Хотя большая часть экстремистов этого не понимает. Говоря религиозным языком, эти люди находятся в невежестве и сеют из-за своего незнания смуту (фитну) среди мусульман. Она является в исламе даже большим грехом, чем убийство. Учитывая вышесказанное, стоит ответить на ваш вопрос следующим образом: в исламе нет опасных течений, есть деление на две основные группы – суннитов и шиитов, и на правовые школы – мазхабы. Но ни одна из групп или школ не представляет опасности. Противоречия между ними искусственно преувеличиваются и раздуваются иностранными и местными масс-медиа. И в этом смысле направления и группы внутри ислама не несут угрозы Кыргызстану. Опасность представляют именно экстремистские идеологии, которые следует вывести из религиозного поля и аргументированно показать их сугубо политический характер. - Каковы направления работы вашего института?  - Главные - это противодействие экстремизму в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также анализ идеологии радикалов, выработка рекомендаций для государственных органов. Также мы ведем сбор информации об истории развития ислама у лидеров мусульманских общин и известных аалымов (ученых), получивших образование в советское время. Они подробно рассказывают о религии в прошлом и с вершины своего опыта дают нам рекомендации. - На сегодня 175 граждан КР находятся в Сирии. Эксперты отмечают, что в распространении экстремизма финансовая составляющая имеет решающее значение. А вы как считаете? Откуда идет финансирование с призывом на джихад?  - Следует разделить тех, кто уезжает, поддавшись пропаганде экстремистов, и тех, кто поехал цинично для зарабатывания денег. На сегодня большая часть выезжающих направляется на территорию, подконтрольную ИГИЛ. Эта группировка является самой богатой экстремистской организаций на планете за счет продажи нефти, на что западные государства фактически закрывают глаза (это позволяет им стимулировать собственные экономики и ослабить нефтедобывающие государства). Достоверно известно, что ИГИЛ тратит большие суммы как на социальную поддержку населения на своей территории, так и на оплату «труда» боевиков. Однако тем, кто хочет быстро заработать шальные деньги, стоит учитывать крайне высокую смертность среди боевиков. В результате наши граждане в большинстве своем вряд ли уже когда-нибудь вернутся в Кыргызстан.   - В правоохранительных органах заявляют, что в КР увеличивается вовлеченность женщин в экстремистские преступления. Вы проводите исследования причин этого? - Да, причинами этого становятся в первую очередь правовая незащищенность женщин, особенно в ситуации, когда они являются фактически вторыми и третьими женами. Финансовая неустроенность бьет по ним еще сильнее, чем по мужчинам. Кроме того, стоит отметить, что выезжают преимущественно представительницы национальных меньшинств. Эксперты НИИ исламоведения работали с правоохранительными органами и участвовали в серии тренингов для женщин-мусульманок, проводили беседы непосредственно с лидерами мусульманских общин. Поэтому мы уверенно говорим о причинах выезда. - В настоящее время в южных областях КР имамов обучают предупреждению экстремизма. Какова роль заведующих мечетями в этом? - Роль имамов крайне важна. Если верующий не находит ответа на вопросы у имама, который традиционно считается авторитетом в своем районе, то продолжает поиск и спрашивает уже у экстремистов. Последние же умеют убеждать в своей правоте и вовлекают граждан в свои ряды. Поэтому, если имамы слабые, то с экстремизмом им не справиться. Необходимо систематически проводить аттестацию служителей мечетей и курсы повышения квалификации для них. Постепенно следует расширять объем изучаемого материала, включая не только знание Корана и хадисов, но также системы шариатского права, основ светских предметов об обществе. Тех, кто не может справиться с такой нагрузкой, следует менять на выпускников исламских вузов. Таким образом постепенно удастся сформировать квалифицированный корпус исламского духовенства, которое сможет эффективнее любых силовых методов противодействовать экстремистской идеологии. - Почему на юге религиозная вовлеченность населения выше, чем в северных областях? С чем это связано? - Традиционно на юге республики всегда было больше мечетей. Это особенность менталитета, обусловленная более длительным господством Кокандского ханства над территорией юга, наличием тесной связи между земледельческим и кочевым населением. В начале XIX века на юге было 153 мечети, в то время как в северном регионе их насчитывалось всего 11. В Оше и Джалал-Абаде население совершало коллективные молитвы, а в северных регионах этого, как правило, не наблюдалось. Вера здесь распространялась преимущественно бродячими суфийскими проповедниками, которые не могли так регулярно проводить проповеди, как молдо и имамы в южных областях. Однако это не означает, что сегодня регионы республики сильно отличаются по числу верующих. Кто-то ходит в мечеть по традиции, кто-то из-за того, что весь коллектив отправляется в пятницу на намаз, кто-то - чтобы заполучить знакомство с нужными людьми. Истинно верующих всегда не так много, но они есть, и стоит учитывать и защищать их права. Истинно верующий – это честный гражданин, опора своего государства. Необходимо отметить сильное влияние политизированных и радикальных исламских течений на южные регионы Кыргызстана. С территории Таджикистана и Узбекистана в свое время немало экстремистов перешли в Кыргызстан и продолжают переходить. - Что предстоит сделать государству, чтобы снять напряженность в этой сфере? - Требуется именно на государственном уровне комплексное решение проблем в религиозной сфере. Ведь кроме правительства страны ни у одной организации больше нет ресурсов и необходимых рычагов влияния на ситуацию. Для эффективной работы госорганам необходимо тщательно изучать и мониторить ситуацию в религиозной сфере. Кыргызстан располагает не столь значительными ресурсами, и поэтому необходимо серьезно изучить проблемы в религиозной сфере вместе с экспертным сообществом, провести необходимые социологические исследования, осуществить сбор информации об идеологии экстремистов. И только после этого разрабатывать конкретные методы по решению проблем. Нельзя распылять ресурсы, поэтому необходимо научное исследование проблем и научно-обоснованные пути их решения. Важнейшим фактором в стабилизации ситуации и упреждении имеющихся угроз является улучшение экономической ситуации. Чем больше сытых и довольных своей жизнью граждан, тем меньше в обществе разного рода радикалов и маргиналов. Но понятно и то, что одним поднятием уровня жизни населения эффективно и достаточно быстро не решить ни одну из общественных проблем. Всегда требуется что-то еще. Поэтому мы призываем государство сотрудничать с экспертным сообществом в деле изучения имеющихся проблем, определения мотивов граждан к вхождению в ряды экстремистов, анализа того, как противодействовать процессу вербовки, выработки методов эффективной разъяснительной работы как в «пороговой» среде граждан, так и среди населения в целом. - Накануне подписан указ о реализации этой концепции. Что вы думаете о документе? - Данный документ носит двоякий характер. Заложенные в ней принципы обеспечения свободы вероисповедания, усиления борьбы против экстремизма, сект, реформирования религиозного образования совершенно необходимы и являются ответом на вызовы времени. Концепция достаточно демократична, в ней в целом учтены предложения экспертного сообщества и религиозных организаций. Принятие данного документа позволит Кыргызстану выступить в положительном свете с отчетами о свободе вероисповедания в ООН и других международных организациях. С другой стороны, мы уже сейчас видим нарушение логики. Концепция принимается как консенсусный документ, объединяющий все религиозные организации республики, экспертов и государство. Своего рода это общественный договор, общее видение имеющихся проблем и путей их решения. После утверждения концепции следует этап разработки законов, приведения их в соответствие и с данным документом, и с Конституцией. Однако почему-то не последовательно, а параллельно с концепцией разрабатывается и законопроект «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который, по оценке экспертов и лидеров религиозных организаций, противоречит концепции. Проект законопроекта был предложен Государственной комиссией по делам религий на обсуждение еще в августе в Оше и в октябре в Бишкеке. В то время, когда концепция еще не была утверждена, в нее вносились поправки. Два документа, таким образом, жили и живут параллельной жизнью. Причем закон в отличие от концепции имеет прямое действие, и в практической плоскости приоритет будет всегда отдаваться закону. - Какие проблемы в КР в сфере религии наиболее актуальны и требуют немедленного решения? - Вопросами первостепенной важности являются противодействие экстремизму и религиозное образование, которое также преследует цель предотвратить ввоз в республику радикальных идей. Поэтому концепция правильно уделяет этим проблемам особое внимание. После официального подписания документа должен начаться этап реализации конкретных мер по противодействию экстремизму.  URL: http://www.24kg.org/obschestvo/2137/

Поделиться: