Россия, Москва

info@ia-centr.ru

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БУХАРСКОМ ХАНСТВЕ XVI ВЕКА

24.11.2014

Автор:

Теги:

Анвар Кандахаров, докторант

Навоийского государственногопедагогического института

 

 

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ  ВСОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БУХАРСКОМ ХАНСТВЕ XVI ВЕКА

 

Стремлениек независимости отдельных правителей и возникшее в государстве тимуридовполитическое размежевание в конце XV – начале XVI веков явилось причиной разваламогущественного государства. В отличии от последнего поколения представителейтимуридов, Шейбанихан противостоял разрозненности государства, стремилсясохранить мощь и целостность страны. Неблагополучное социально-экономическоесостояние, нищенское положение трудовой части населения явилось основой победыкочевых узбеков в походах Шейбанихана. Столь тяжелое экономическое положениебыло толчком в поддержке правления Шейбанихана духовенством и интеллигенциейявляющейся опорой государства.

С приходом квласти шейбанидов в Средней Азии началось период ханств. Бухарское ханство в СреднейАзии отличалось большим количеством школ и медресе. Крупным научным центромханства являлся Самарканд. Здесь, наряду со светскими науками глубоко изучалисьосновные направления ислама, хадисы, теология, наука о законах шариата и другиеобласти религиозных знаний. Мыслитель XVI века Хасанхужа Нисорий неоднократноутверждал – «В этом городе жили, и трудилось много ученых. Самарканд и сегодняявляется центром науки. Здешние мавляна в большинстве своем занималисьнастоящей наукой»[1].

Вукреплении позиций ислама, его господствующего положения среди населения, визучении и преподавании светских наук и религиозных знаний, в формированиидуховного облика населения  в XVI веке, как и в предыдущих векахзначение школ и медресе было неоценимым. Следует  подчеркнуть, что в различных городах и центрахсреднеазиатских ханств  в целяхпросвещения населения, при мечетях в большом количестве организовывались школыи медресе, которые служили делу просвещения и являлись центрами науки иобразования. В этих медресе можно было встретить не только жителей того илииного центра, но и немало жителей соседних кишлаков и центров других ханств, атакже много жаждущих знания представителей зарубежных стран. Достойно особоговнимания сведения представителя XVI века Зайниддина Восифи о том, как страдали «десятьстудентов из Хорасана» в страшную морозную и «голодную» зиму 1504 года вСамарканде[2].

Желаяобогатить свои знания в Среднюю Азию, приезжали представители различных слоев средневековогообщества. Среди них можно было встретить правителя, чиновника, ученогоинтеллигента и других представителей того времени. Лучшему чтецу Корана,основателю династии Шейбанидов Мухаммад Шейбанихану, мыслитель XVI века Мухаммад Солиха посвятилследующие слова: «Не было ему равных чтецов абсолютно никакого, при чтенииправедного слова»[3]. Это потверждают сведения историка XVI века о том, что Мухаммад Шейбанихандо полного завоевания Мавераннахра, в Бухаре «в течении двух лет обучалсяискусству чтения корана»[4].

В Бухаре,Самарканде и других городах в XVI веке жизнь была на высоком уровне, эти города являлисьне только политическими  и экономическимицентрами, но еще и  очагом культурнойжизни. Высшая школа мусульманских богословов – медресе, как и прежде занималаведущее место в культурной жизни. Шейбаниды строили много новых зданий ипередавали их в распоряжение медресе и мечетей. Множество таких зданий былипостроены в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Балхе и других городах, а отдельныеиз них сохранились до наших дней. Архитектурное искусство этих строений, попризнанию специалистов, основывалось на архитектурных традиций прошлого и  еще больше развивало ее. Только при правленииАбдуллахана II было построено новых и реставрировано свыше 500 зданий, включая мечети имедресе[5].

Во многихисточниках упоминается о том, что множество мечетей и медресе, воздвигнутыетимуридами, не утеряли своего значения и в последующие века продолжали служитьделу просвещения и образования. В этом отношении может служить примером медресевоздвигнутый в Самарканде Мирзо Улугбеком, который и в XVI веке продолжал обучать студентовсветским знаниям, что подтверждается упоминаниями Мухаммада Олима Шайха в еготруде «Ламахот»: «Шайх Худойдод Вали в свои студенческие годы бывал вСамарканде, и, проходя мимо медресе Улугбека завидовал обучающимся там»…однажды в Самарканде проходя мимо медресе Улугбека я стал свидетелем спорастудентов этого медресе, которые размышляли об астрономии. Я с интересомпослушал их и позавидовал им»[6]. Из вышеприведенного видно, что Шайх ХудойдодВали являясь представителем религиозных учений, в не меньшей мере увлекался исветскими науками.  

Историямедресе Бухарского ханства, где традиционные принципы обучения достигли самыхвысоких результатов, относится Х веку[7]. Медресе выполняли задачи высшегообразования и имели огромное значение в подготовке для страны управленческихкадров, специалистов в правовой и образовательной системах. Медресе именовалисьименами их основателей, а медресе в кишлаках именовались названием кишлаков и восновном располагались на базарных площадях[8]. По окончанию строительствамедресе передавался попечителю религиозно-просветительского учреждения(мутаввали), с правом пользоваться доходами от этого имущества, но без правапродажи.

Восхищалоевропейцев тогда и то, как в Бухарском ханстве стремительно продвигались делапо развитию архитектуры и культуры. В середине XVI века, т.е. тогда, когда правилБухарой Шайбанизаде Абдуллахан, город посетил английский путешественник АнтониоДженкинсон, который утверждал: «строительство в городе шло стремительно. Внедавно построенном медресе Мир Араб уже обучались свыше 200 студентов. Вблизиодного из девяти хавузов обеспечивавших население города питьевой водой,который назывался Лаби Хавуз быстрыми темпами шло строительство медресеКукалдош»[9].

На берегуЛаби Хавуза, где вместе с приятелями гостил Дженкинсон, рядом с медресе Нодир Девонбеги,была воздвигнута величественная молельня. Путешественников восхищало то, чтоцентром воздвигаемых сооружений служили водоемы, тогда как в Европе центромподобных сооружений служили площади.

Извышеизложенного можно сделать выводы и убедиться в том, что культура Бухарскогоханства XVI века и в особенности созидательность материальной культуры былаогромной.

  Как и при тимуридах, так и при государствеШейбанидов социальный статус духовенства в социально-политической жизни былвысок. Представители  династии Шейбанидовпользовались авторитетом знаменитых шейхов и представителей духовенства восуществлении внутренней и внешней политики страны. К примеру, МухаммадШейбанихан считал своим пиром(наставником) виднейшего представителя орденаяссавия Шайха Мансура[10].

Социально-экономические, культурно-политическиепреобразования жизни осуществленные в своевремя Шейбаний Убайдуллаханом и Абдуллаханом II имели огромное значение и активноподдерживалось со стороны Махдуми Аъзам Дахбеди, шайха Худойдод Вали, КосимаШайха Азизон и ходжей Жуйбора (ходжа Ислом и ходжа Саъд). Особенно в соотношении с другимирелигиозными деятелями сила и влияние джуйбарских ходжей  был очень высок[1]. Посвоему высокому положению,  авторитету ивлиянию в учении они ссылались на свое происхождение - по отцовской линии онивосходили к пророку Мухаммеду, а по материнской линии к роду Чингизхана иДжучи. В их руках были несметные богатства и земли сравнимые разве, что сбогатствами и владениями Ходжа Ахрора. Как пишет историк Хафиз Таниш, один изходжей Джуйбар Ходжа Саъд являлся наставником и советником Бухарского ханаАбдуллахана II, имел огромное влияние на политические события своего времени и былнепосредственным их участником. Абдуллахана II без одобрения Ходжа Саъда не начинални одного серьезного дела[11]. Это можно объяснить тем, что Ходжа Саъд всяческиподдерживал Абдуллахана II в приходе его к власти.

  Бухара и при Шейбанидах смогла сохранить своелидирующее положении и значение как центра ислама в Средней Азии. Здесь собиралисьрелигиозные деятели, шейхи, преподаватели богословия с различных регионовСредней Азии. Автор произведения «Убайдулланамэ»  дает следующие сведения: «В прекрасной Бухареи в окрестностях ее было столько богословов, ученых, благочестивых и святыхлюдей, что невозможно было вести их счет»[12]. Они как бы демонстрировали своипознания в учении суфизма и силу божественного чудотворства. В общественнойжизни этого времени, наряду с учением накшбандия авторитет представителейучения яссавия также был высок. Примером может служить высокое общественноеположение, авторитет Шайха Худойдод Вали (1461-1532) и Касима Шайха Азизона(время кончины 1578). В отличие от приверженцев учения накшбандия,представители учения яссавия проповедали отшельнический образ жизни и былипротив накопительства, материального богатства, службы на государственныхдолжностях и считали верхом совершенства жить собственным трудом. Хотя они и невмешивались в политическую жизнь страны, но в защите интересов, благополучия имирной жизни народа трудились, не покладая рук.

  Бухарские ханы, предоставляя ходжам Джуйбарземли, воды и богатые подношения, еще и стремились скрепить с ними узы родства.Ходжи Джуйбар имели огромную влиятельную силу при назначении лиц на высокуюгосударственную должность или при отстранении от должности. Например АбдуллаханII в своих указахи распоряжениях особо останавливается на вопросах освобождения от налога исбора на имущества от ходжей Джуйбара[13]. Бадриддин Кашмирий в своем труде«Равзат ар-ризвон» приводит примеры из постановления Абдуллахана II от 8 сентября 1572 года (от 11августа 980 года по летоисчислению раби ас-Соний), где говорится: «…жалованныекишлаки и посевные земли достались его величеству (ходжа Калон) по наследству.Наш ясный ум занят заботами о сохранении посевов и другого имущества еговеличества и потому постановляю жалованные кишлаки, каналы и посевные землисчитать имуществом его величества (ходжа Саъда). Освободить от всех видовналогов установленных на имущество, земли, также от сборов (в пользугосударственных учреждений, армии, расходов дворца хана), не беспокоитьдостопочтимого, не требовать от них ничего… Не требовать от них переделасобственности»[14].

  Представители династии Шейбанидов подобнотимуридам стремились развивать социальные, экономические, культурныенаправления общества и совершенствовать управление государством. В конце XV – начале XVI веков не только представители ученияНакшбандия, но и представители учения Яссавия принимали активное участие всоциально-политической жизни страны и пользовались большим уважением и почетомсреди руководителей государства. Своими идеями и мировоззрением оказываливластителям практическую и моральную помощь в управлении народом и сохраненииих в повиновении. Потому, изучение жизни и деятельности отдельных шейхов ученияЯссавия способствует более полному исследованию социально-политической,культурной жизни страны того периода. 

 

Список литературы:

 

  1. Хасанхожа Нисорий. Музаккир ал-ахбоб (Дўстлар ёдномаси) /Форс тилидан Исмоил Бекжон тарж. А.Кодирий номидаги халк мероси нашриети. Т.: 1993. – Б. 32.

  2. Болдырев А.Н. Мемуары Зайн-ад-дина Васифи, как источник для изучения культурной жизни Средней Азии и Хорасана на рубеже XV-XVI веков.//Труды Отдела истории, культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа, Л.: 1949. – Т. II/ - с. 226. 

  3. Мухаммад Солих. Шайбонийнома. – Т.: Г.Гулом номидаги адабиет ва санъат нашриети, 1989. – Б. 29.

  4. Камалиддин Бинаи. Шейбанинамэ//Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из перс. и тюрк. соч.)/Сост.: С.К.Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, А.К.Пишулина, В.П.Юдин. – Алма-Ата: Наука, 1969. – 651 с.

  5. Сагдуллаев А. Узбекистон тарихи. I-кисм. Т.: Университет, 1999. – Б. 270.

  6. Мухаммад Олим Шайх Азизон. Ламахот. Яссавий тарикати пирлари макомоти. Форсчадан К.Каттаев ва А.Нарзуллаев таржимаси. Самарканд, 2007, - Б. 86

  7. Наршахий. Бухоро тарихи. Мерос туркуми. Масъул мухаррир Хуршид Даврон. Т.: Камалак, 1991. – Б. 98.

  8. Ўзбекистон республикаси Марказий давлат архиви, 47-фонд, 1-руйхат, 333а-иш, Б. 76.

  9. Путешествие господина Антония Дженкинсона из города Москвы до города Бухары в Бактрии в 1558 году, описанное им самим для лондонских купцов Московской компании//Чтения общества истории и древности Российских. М.: 1884.; Яна каранг: история Узбекистана в источниках. Известия путешественников, географов и ученых XVI – первой половины XIX в. Составитель Б.В.Лунин. Т.: Фан, 1988. – с. 254.

  10. Шайх Мансур. XV-XVI асрларда яшаган яссавийа тариқати вакили. Шайх Тожиддиннинг муриди. Қаранг: Ламаҳот. Яссавийа тариқати пирлари мақомоти. Форсчадан К.Каттаев, А.Нарзуллаев таржимаси. Самарқанд, 2007. –Б. 82.

  11. Шамсутдинов Р. и др. История Родины. Часть 2. Т.: Шарк, 2010. – c.39.

  12. Мирмухаммад Амин Бухорий. Убайдулланамэ. Т.: Фан, 1957. – Б.39.

  13. Ўзбекистон республикаси Марказий давлат архиви. И-323-фонд, руйхат-19, варак-1.

  14. Бадриддин Кашмирий. Равзат аз-ризвон. УзФАШИ, кулёзма раками 2094, 315б – 316а сахифалар.Смотрите: Саидахмедов И. Шайбонийлар фармонлари мухим хукукий манба // Хукук Право Law. 2004, № 2 (26) – сон.

 

 

 



[1] Истории джуйбарских ходжейбудет посвящена отдельная статья – прим. ред.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение