Этнографические исследования современного Каракалпакстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Этнографическая наука Каракалпакстана, становление и развитие которой пришлись на XX век, по историческим меркам – наука молодая. Однако, несмотря на столь юный возраст, она сумела накопить и систематизировать обширный эмпирический этнографический материал, разработать ряд важных научных концепций.
Этнографические исследования современного Каракалпакстана
Максет Карлыбаев, Курбанова Земфира Каракалпакский НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана.  

Этнографические исследования современного Каракалпакстана Этнографическая наука Каракалпакстана, становление иразвитие которой пришлись на XX век, по историческим меркам – наука молодая.Однако, несмотря на столь юный возраст, она сумела накопить и систематизироватьобширный эмпирический этнографический материал, разработать ряд важных научныхконцепций. Первая половина XX века стала тем периодом, когдабурными темпами шел процесс накопления знаний. Исследования носили в основномакадемический характер и определялись стремлением сохранить информацию обуходящих в прошлое  культурах.В этот период наблюдается рост научных учреждений,расширяется научно-исследовательская и издательская работа, организуютсяэкспедиции, развертывается широкая подготовка научных кадров. Но, несмотря настоль бурную деятельность,  этот периодисследований носил, в основном, собирательный характер. Полученные материалы неподвергались научному анализу, и большое количество ценного материала осталосьнеопубликованными. Втораяполовина XX века стала временем систематического научного исследованиякультурных традиций и этнографических особенностей материальной и духовнойкультуры каракалпакского народа. Размах этнографических исследований начинаетсяс организации в 1945 году в составе Хорезмской археолого-этнографическойэкспедиции каракалпакского этнографического отряда.  Результатом этнографических изысканий былисобранные по специально разработанной программе богатейшие сведения о культурекаракалпаков и их соседей. Однако в большинстве исследований этого периода  современность не нашла должного отражения.Проблематика, в основном, рассматривалась в хронологических рамках XIX-началаXX вв., с беглым упоминанием о переменах, происходящих на тот момент.Современные быт и культура изучались поверхностно, без глубокого анализа иразмаха. Одной из характерных черт исследований данного периода было обращение кизучению сельской жизни, городская культура практически оставалась вне полязрения этнографов.С конца XX века в этнографической науке Узбекистана послеобретения независимости, происходят коренные изменения. Возвращение кисторическому прошлому народа, его духовному наследию в первую очередьзатрагивает такие сферы этнографической науки, как народные традиции и обычаи.Перед этнографической наукой встает вопрос создания собственной моделиразвития.Современная отечественная этнология/этнографияпереживает в известной степени «переломный» период,характеризующийся концептуальным плюрализмом, критическим отношением ктеоретическому наследию советского периода, а также активной адаптациейзарубежных теорий. Именно на рубеже XX и XXI вв. произошло переосмыслениецелого ряда идей, концепций и понятий этнологической науки.Современные этнографические исследования, проводимые вреспублике в целом, расширили рамки этнографической науки в традиционномпонимании. Об этом свидетельствуют разрабатываемые нашими учеными проблемы.Этнографические исследования в республике на современном этапе осуществляются внескольких направлениях.Основным направлением этнографических исследованийначала XXI в., если не сказать главным, стало изучение этнографиисовременности. Здесь будет уместно обратиться к определению, данному Ю.Бромлеем понятию «этнография современности» и «современная этнография»,  где впервом случае возможно двоякое толкование «современности». Известно, что современные явления могут изучаться для реконструкции прошлого,и такого рода ретроспективная направленность исследований весьма частовстречается в этнографии. Наряду с этим, однако, этнографами ведутся такжеисследования, рассматривающие современность, как живую, функционирующуюдействительность. Совершенно очевидно, что именно в последнем случае мы имеемдело с этнографическими исследованиями современности в прямом смысле этогослова [Бромлей, 1976, с. 4].Данная проблема – изучение современности как живой,функционирующей действительности, заняла центральное место в проводимыхнаучно-исследовательских работах. Особенно продвинулось изучение процесса формирования новой обрядности,роли обрядов в современном обществе. Внимание этнографов привлекаюттрадиционные обряды, которые изменились в соответствии с требованиями времени,значительно сократившись, а также сохранение некоторых элементов старинныхобрядовых действий, утративших прежний смысл и воспринимающихся как символический момент.Основным объектом современных этнографическихисследований становятся изучение динамики современных этнических процессов.Изучение взаимоотношений традиций и новаций, или скажем современной культуры, вкоторой переплетены традиции с инновациями, образуя специфический этническийколорит.Одним из ведущих направлений современных научныхисследований остается разработка фундаментальных проблем формирования иразвития традиционной культуры каракалпакского народа. В рамках данной проблемыразрабатываются традиционное жилище каракалпаков во всем многообразии егопроявлений: усадьбы и дворы, жилище, хозяйственные, бытовые, строительные иконструктивные особенности, архитектурный декор, внутренняя планировка иинтерьер жилища. Исследуется генезис отдельных построек и сооружений. Традиционная одежда, которая является одним из важныхэтнокультурных элементов, составляющих основу традиционной национальнойкультуры, в которой нашли отражение духовность, образ жизни, уровень развития иэтническая история каракалпакского народа, также остается одной из актуальныхпроблем современной этнологической науки. Изучение традиционного костюма егоразвитие тесно связано с этногенезом каракалпакского народа, переплетено сособенностями формирования культурного облика. Исследуются практические функциикостюма сопряженные с информацией о природной среде и экономической организацииобщества, содержащие сведения о деятельности по производству одежды и обуви,ландшафтно-климатических условиях, определяющих использование тех или иныхматериалов, крой, выбор колорита. Изучаются семиотические функции костюма, которыеотражают этносоциальное устройство общества, религиозно-магическиепредставления, политическую организацию, художественно-эстетические воззрения ит п.Другим приоритетным направлением этнологическихисследований в Каракалпакстане является изучение роли религии в повседневнойжизни народов Каракалпакстана, анализ процесса влияния этих вопросов вэтнологическом, источниковедческом и религиоведческом планах. Данная проблемарассматривает историю распространения ислама в низовьях Амударьи, отношение населенияк другим религиям, вопрос проявления толерантности, особенности культурынаселения низовьев Амударьи (быт, образование, нравственно-правовая жизнь,архитектура, искусство, суфийские традиции и т.д.). Особое местов современных исследованиях проблем религии занимает вопрос трансформациирелигиозного сознания населения и влияния происходящих процессов вмусульманском мире на данный регион. Еще одно направление научных исследований связано сисследованиями, направленными на изучение современных этносоциальных,этнокультурных процессов в Республике Каракалпакстан. Особое вниманиеисследователей привлекают проблемы социальных институтов, которые, выполняяопределенные социальные функции, регламентируют общественное поведение,регулируют взаимоотношение членов общества. Исследование рассматриваетразновидности и формы социальных институтов в современном быту каракалпаков,выявляет их функции, классифицирует по мере их значимости, изучает нормы, покоторым регулируются родовые взаимоотношения.В поле зрения ученых попал традиционный этикет,изучение которого является одним из интересных вопросов этнологии. Изучениетрадиционного семейного этикета направлено на выявление закономерностейсуществования семейного коллектива, факторов, способствующих сохранениюуникальных национальных черт, помогает выяснить идеологическую нагрузку иглубинные корни отдельных правил поведения и общения, составить более полноепредставление о народе, его нравственно-эстетических воззрениях. Исследованиятрадиционного включают в себя этническую информацию, накопленный этический,эстетический и педагогический опыт народа, отражение природно-климатических игеографических особенностей местности. Города Каракалпакстана в историко-этнографическомаспекте стали изучаться недавно. При изучении городской культуры одной изприоритетных задач становится изучение национально-культурных инационально-социальных проблем. Такая задача обусловлена потребностямисовременности. В рамках проблемы внимание акцентируется на таких вопросах какистория формирования, складывания и динамики национального состава населениягородов, а также другие аспекты этнодемографии. При исследовании этих проблемучитывается полиэтничность городов, проблемы этнотерриториального характера, атакже классификация городов не только по фактам первоначального и последующегоих назначения (торговые, промышленные, административные и т.д.), по социальномусоставу и т.д., но и с учетом этнодемографических и этнотерриториальныхаспектов.Для изучения современности требуется особый подход спривлечением методов не только этнологических, но и ряда смежных дисциплин.Нашими учеными для научного анализа используется самый разнообразный материал:исследования и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорныеи художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологическиеисследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая иобщественно-политическая литература и т.д. Помимо важного метода – изучение письменных источникови основного метода – метода полевых исследований, современная наука активнопривлекает такие методы, как анализ устных преданий, археологические материалы,сравнительное языкознание, статистические методы.Таким образом, на сегодняшний день в этнографической наукесложился целый комплекс методов исследований, который включает в себя полевыеисследования, изучение письменных источников и устных преданий, использованиеархеологических и антропологических материалов, анализ статистическихисточников (прежде всего материалов переписей населения).Современные тенденции интеграции научного знанияприводят к использованию в этнологии научных методов различных смежныхдисциплин.Новые исторические обстоятельства и общественныепроблемы значительно расширяют предметную область этнологии. К традиционнымэтнологическим областям знания в настоящее время добавляются новые, чтопозволяет ученым выделять внутри этнологии относительно самостоятельные сферы инаправления исследования.Возникло много смежных дисциплин на пересеченииэтнологии с другими науками: «Этносоциология», «Этнопсихология», «Этнолингвистика», «Этнодемография» и т.д. В этнологии всеявственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей в себеразнообразные знания о человеке и его культуре.Мультидисциплинарность стала одной из характерных чертсовременных гуманитарных наук. Историческая наука, в силу многомерности исложности предмета изучения, традиционно тяготела к мультидисциплинарномуподходу.  Сейчас наблюдаетсяинтенсификация данного процесса. Потребности в новом прочтении уже известныхфактов, запросы научного общества и влияние новомодных направлений, проникшихили сложившихся в этнологической науке, толкают ученых к поиску нетрадиционныхподходов.             С конца ХХ –первых десятилетий ХХІ в. в Узбекистане идет процесс формирования национальнойэтнографической/этнологической школы. Во многом он обусловлен появлением намеждународной арене независимого государства – Республики Узбекистан. Задачигосударственного строительства определили круг важнейших проблем узбекистанскойнауки. Это установление закономерностей формирования этнической и национальнойидентичности жителей молодой страны; определение роли и значения этническихтрадиций в становлении современной культуры; выявление этнокультурных особенностейрегионов и популяризация этнокультурного наследия для туристическойдеятельности; ряд других проблем, которые изучаются отечественными этнографамина современном этапе. Литература: Бромлей Ю.В. К вопросу об особенностяхэтнографического изучения современности //Советская этнография, 1977, № 1, с.3-18Бижанова А.Е. Семейно-бытовые обряды казахов низовьяАмударьи (вторая половина XIX-середина ХХ вв.). // АКД 07.00.07. Нукус. 2001Давлетияров М.М. К вопросу о признаках родовойсамоидентификации каракалпаков.// «Вестник» КК отд. АН Уз №3 2008 г.Давлетияров М.М. Традиционное представлениекаракалпаков о своей родословной. // Международный круглый стол: «Жизненныепути в Каракалпакстане (1945-2009): Пространство и память». Берлин. 7-8 мая2009. Нукус 2-4 сентября. 2009Давлетияров М.М. Роль «Көше бий» в современном бытукаракалпаков.// Тезисы республиканской научной конференции молодых ученых«Взгляд молодых ученых на актуальные проблемы науки», посвященная Годугармонично развитого поколения. 8.10.2010.ТашкентЕсбергенова С.Х. Почитание животных в культовойпрактике каракалпаков (конец XIX середина ХХ вв.). АКД 07.00.07. Нукус. 2001Есбергенова Т.Х. Трудовое воспитание детей укаракалпаков (конец XIX- начало ХХ вв.). // АКД 07.00.07. Нукус. 1999Калбанова Е.Е. Быт и культура уральских казаковКаракалпакстана (последняя четверть XIX- начало ХХ вв.). // АКД 07.00.07. Нукус.2000Камалова Р.С. Традиционные верования в семейно-бытовойобрядности каракалпаков (XIX- начало XX вв.). // АКД 07.00.07. Нукус. 1996Карлыбаев М. «Роль зиярат в повседнев-ной жизни каракалпаков».// “Мирислама: история, общес-тво, культура”. Материалы международной исламоведчес-койнаучной конференции  11-13.12. 2007 г. Москва. 2009. СС.126-133Карлыбаев М. Об изучении устной истории каракалпаков.// «НаукаКаракалпакстана: вчера, сегодня, завтра». Материалы конференции. Нукус: Илим.2009. С.142Карлыбаев М. Традиции и обряды через призму исламскогомиропонимания у каракалпаков. Материалы научной сессии Ученого Совета ИИАЭККОАНРУз, посвященной итогам НИР 2009г. Нукус: Илим, 2010.Курбанова З.И. Становление и развитие этнографическойнауки в Каракалпакстане (1920-2000 гг.). // АКД 07.00.07. Нукус. 2002Тлеубергенова Н. А. Традиционное жилище каракалпаковXIX - начала XX вв. // АКД 07.00.07. Нукус. 1996Утебаев М. Этнокультурные особенности  каракалпаков.// «Вестник» КГУ им.Бердаха №2,2009Утебаев М. Правила поведения молодой невесты укаракалпаков.// Вестник ККотдАНРУз. 2010 № 3 С.37-40Утебаев М. Традиционный этикет каракалпаков сегодня.//Тезисы научно-теоретической конференции «Взгляд молодых ученых на актуальныепроблемы науки», посвященные году гармонично развитого поколения. Ташкент.8.12.2010

Поделиться: