Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Нурлан Алдабергенов: В рамках ЕАЭС потребителей волнуют вопросы сотовой связи и пассажирских перевозок …

16.11.2014

Автор:

Теги:

На прошлой неделе в Москве был презентованочередной выпуск журнала «ЕвроАзия: аналитика и прогнозы». Представляемвниманию читателей сайта статью Министра по конкуренции и антимонопольномурегулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлана АЛДАБЕРГЕНОВА

Сам факт создания ЕАЭС - это гигантский шаг вперед. И,пожалуй, главное событие последних лет для всех трех государств, основавшихЕАЭС, - Белоруссии, Казахстана и России. Оно в значительной мере укрепит нашиэкономические отношения, которые уже активно развиваются благодаря Таможенномусоюзу, ставшему хорошим фундаментом для перехода на более высокий уровеньинтеграции. 

Цифры говорят сами за себя. За 2011 год, а это первыйгод работы ТС, объемы взаимной торговли между нашими тремя странами выросли до63 101 млн. долларов, что на 33,9% больше, чем в предыдущем 2010-м($47 135 млн.). А в следующем 2012 году этот показатель увеличился до$67 829 млн. (прирост составил 43,9% по сравнению с 2010 годом). Этосвидетельствует о том, что есть большая заинтересованность самого бизнеса впроцессе евразийской интеграции. А также о том, что мы движемся в правильномнаправлении. Для сравнения – объемы взаимной торговли стран ЕС растут кудаменее быстрыми темпами. Так, в 2010 году они составляли 2557 млрд. евро, и затри последующих года подросли всего на 11% - до 2839 млрд. евро в 2013 году.

Чтобы евразийская интеграция стала успешным проектом, необходимопредпринять все усилия для того, чтобы наше экономическое сотрудничество быловзаимовыгодным. И здесь главной целью является обеспечение равных условий ивозможностей. Поэтому особую важность приобретают трансграничные рынки. Мыоткрыли границы, и это создает новые благоприятные условия, как для бизнеса,так и для простых граждан. Это выгодно всем и Белоруссии,  и Казахстану и России, но надо еще устранитьимеющиеся барьеры. Важно, чтобы бизнесмены не испытывали никаких трудностей,чтобы на их пути не вставали никакие непреодолимые препятствия.

Теперь каждый, кто переступает границу, задаетсявопросом: каковы теперь правила игры? Поэтому бизнес особенно волнуетзаконодательная база. Ведь речь идет о торговле и конкурентной политике. Этомировая практика: любая иностранная компания, выходя на рынок другогогосударства, в первую очередь, изучает именно законодательство.

А поскольку все страны-участницы союза имеют разныезаконы, необходимо их максимально сблизить и гармонизировать. Ничегоневозможного здесь нет. Если говорить о национальных антимонопольныхзаконодательствах наших стран, то они в целом не слишком сильно отличаются другот друга. По одним направлениям вперед ушла Белоруссия, по другим – Казахстан,по третьим – Россия. Теперь необходимо привести все это к общему знаменателю.Нужны такие нормы закона, чтобы, с одной стороны, каждое государство имеловозможность защищать свой отечественный бизнес, а с другой – на территории ЕАЭСдолжны иметь место равные условия для предпринимателей всех трех стран.

При этом Евразийская экономическая комиссия - этоединый постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенногосоюза и Единого экономического пространства. Помимо совершенствованияантимонопольного законодательства, основные направления нашей деятельности –это исследование трансграничных товарных рынков, взаимодействие с национальнымиантимонопольными органами стран ЕАЭС: Министерством экономики РеспубликиБеларусь, Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции и  ФАС России, а также адвокатирование, котороевключает в себя проведение разъяснительной работы с бизнесом и общественностьюдля того, чтобы избежать возможных нарушений.

 При этом особоевнимание мы уделяем вопросам взаимодействия с национальными антимонопольнымиструктурами. В частности, будем опираться на них при проведении расследований,поскольку у ЕЭК нет собственных территориальных органов.

А чтобы не возникало ненужной путаницы, мы договорилисьо четком распределении полномочий между национальными антимонопольными органамии ЕЭК. Еще в конце декабря 2012 года решением глав государств был принятсоответствующий документ. Например, в России всем, что происходитнепосредственно на территории РФ, занимается ФАС, а, если та или иная компанияработает на территории двух или трех государств ЕАЭС, тогда ее деятельность ужеподпадает под юрисдикцию Евразийской экономической комиссии.

Кроме того, чрезвычайно важным для нас являетсяисследование товарных рынков. В Евразийской экономической комиссии имеетсяспециальная рабочая группа по изучению отдельных рынков. Особо отмечу, что ЕЭКохватывает все товарные рынки, кроме финансового. По нему было принятоотдельное решение – к 2025 году планируется создание специального финансовогорегулятора, штаб-квартира которого будет располагаться в Алматы.

Особое внимание уделяем вопросам недобросовестнойконкуренции, которой подвержены рынки продовольственных товаров (молочная,консервная продукция), лекарственных средств, электротехнических средств и др.

 Еще один оченьважный вопрос – параллельный импорт, который широко обсуждается на территории трех стран, поскольку в действияхотдельных официальных дилеров усматриваются признаки нарушений.

Проблем остается немало. Возьмем, например, рыноксотовой связи. Если вы приезжаете из России в Казахстан, то у абонентов«Билайн» стоимость услуг оператора вырастает в 28 раз, а у россиян, приехавшихв Казахстан, в 21 раз. Но и это еще далеко не предел: у абонентов МТС приприезде в Белоруссию цена увеличивается в 55 раз! Это один из барьеров, скоторым сталкиваются, как предприниматели, так и простые люди. Они вынужденыменять сим- карту, но это ненормально в рамках союза. А у жителей приграничныхрайонов вообще случаются переключения на сотовых операторов то  России, то Казахстана, из-за чего, совершаязвонок в пределах одной страны, могут иметь место случаи  оплаты как за международную связь.

Или, возьмем цены на железнодорожные билеты. Например,железнодорожный маршрут Москва-Минск. Билеты на поезд в купе стоят дороже, чемна самолет: поезд – 4411 рублей (на 28.08.2014г.) и авиабилет – 3685 рублей (на 28.08.2014г.). По логике вещей, такого не должно быть, ведь самый дорогойвид транспорта - это авиация, затем идет автомобильный транспорт, далеежелезнодорожный и морской.

Имеются случаи, когда на авиабилеты, например, по маршруту Москва-Астана и Москва-Караганда(13 249 тыс. рублей и 7,440 тыс. рублей соответственно, на дату вылета28.08.2014г.), расстояние до которых практически одинаковое, разница в цене доходит до 45%.

В настоящее время нами ведется работа по исследованиюуровня тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, поскольку эти вопросыособенно беспокоят потребителей.

По мере же углубления интеграционных процессов наевразийском пространстве мы осознали острую необходимость создания некой единоймодели закона о конкуренции, которая вобрала бы в себя совокупность всехнаиболее эффективных норм национальных антимонопольных законодательств и накоторую бы все ориентировались. Нами была проведена довольно успешная работа наданном направлении, и в результате 24 октября 2013 года в Минске главы нашихгосударств приняли Модельный закон о конкуренции. Теперь идет  следующий, второй этап – имплементация , т.е.внедрение норм Модельного закона в национальные законодательства. Его мыпланируем завершить к концу этого года. А уже после этого займемся подготовкойболее значимого документа – Антимонопольного кодекса ЕАЭС. Это будет третий,завершающий этап.     

Сейчас, опираясь на передовой международный опыт, мыготовим соответствующие рекомендации для всех трех сторон. Например, одна изнорм, рекомендованных нами России, касается усиления контроля за созданиемпредприятий, где 50% акций принадлежит государству. Оно должно проходить собязательного согласия национального антимонопольного органа. Кстати, сейчас,по нашим данным, ФАС РФ решает вопрос об имплементации данной нормы. АКазахстану, в свою очередь, мы рекомендуем усилить контроль за осуществлениемгосударственных закупок и введение института предостережения и предупрежденияза нарушения антимонопольного законодательства.

Что касается присоединения к ЕАЭС других стран, непрошедших этапы ТС и ЕЭП, им придется приводить свои национальныеантимонопольные законодательства в соответствие с новыми требованиями. Дляэтого будет составлена специальная «дорожная карта», которая позволит этимстранам выполнить все требования, чтобы стать полноправными участниками нашегосоюза.  


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение