Проблема неосвоенных средств Южной Осетии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По информации правительства Южной Осетии, в настоящий момент из 3,6 миллиардов рублей, предусмотренных инвестпрограммой на этот год и переходящим остатком с прошлого года, освоено около 2,6 миллиардов. Наверное, мало кто в республике верит, что за оставшийся до окончания финансового года месяц строители смогут освоить еще один миллиард рублей, полностью выполнив взятые на себя обязательства.
Проблема неосвоенных средств Южной Осетии
Проблема неосвоенных средств Южной Осетии 
Мурат Гукемухов11.11.14 http://www.ekhokavkaza.com/content/article/26686355.html

Инвестиционная
программа на этот год в республике Южная Осетия в полном объеме выполнена не будет. По оценкам экспертов, освоить средства, поступающие из России, не удалось, несмотря на то, что югоосетинские власти в течение года следили за ходом строительных работ.По информации правительства Южной Осетии, в настоящий момент из 3,6 миллиардов рублей, предусмотренных инвестпрограммой на этот год и переходящим остатком с прошлого года, освоено около 2,6 миллиардов. Наверное, мало кто в республике верит, что за оставшийся до окончания финансового года месяц строители смогут освоить еще один миллиард рублей, полностью выполнив взятые на себя обязательства. Почему так? Объяснения по этому поводу можно услышать самые разные. Власти обвиняют в нерасторопности строителей, строители – своих предшественников, которые в свое время напортачили и за которыми пришлось переделывать брак. Обыватели винят во всем коррупцию и непрозрачную систему распределения подрядов, мол, если бы проводились открытые конкурсы, то на них бы победили лучшие организации и все было бы в порядке.Но это все разговоры, а хотелось бы услышать мнение эксперта. По словам российского экономиста Александра Караваева, проблема куда глубже. Существует несколько признаков, которые определяют развивающиеся экономики, и один из них – это трудности с реализацией бюджетных средств на конкретные проекты:«Это такая болезнь роста и болезнь развития, – говорит Александр Караваев. – Вплоть до середины первого десятилетия двухтысячных это была типичная проблема правительств российских регионов и мэрий крупных городов – невозможность в полной мере израсходовать выделенные средства на уже прописанные цели. Были аналогичные проблемы и с реализацией национальных проектов в сфере образования, здравоохранения».Обыватель в таких случаях задает вопрос: почему эти средства не израсходованы, когда их можно было просто украсть? И как тут не вспомнить бывшего югоосетинского премьера Бровцева, который перед уходом с должности освоил за пару месяцев почти годовой транш на развитие республики без каких-либо видимых признаков активной деятельности. А тут за целый год строительства «недоосвоили» несчастный миллиард.«Это показывает, что уровень коррупции по линии распределения денег не столь высок, – говорит Александр Караваев. – Пока они не пришли к конкретным исполнителям, может возникать масса вопросов, которые затормаживают непосредственное выделение денег под реализацию задуманного проекта».Причин для подобного «затормаживания» на уровне выполнения проекта масса. Как правило, проблемы начинаются, когда у подрядчика возникает необходимость в привлечении субподрядчика. Он не может найти нужных специалистов или спецтехнику, чтобы выполнить работу быстро и в соответствии с требованиями к качеству. Порой всему виной отсутствие элементарной предприимчивости или банальная скупость руководителей строительных организаций:«Проблема неизрасходованных средств это, прежде всего, проблема менеджмента. Эти деньги могут быть истрачены только в соответствии с техническим регламентом и теми заданиями, которые были даны на более высоком уровне и по которым исполнителю придется отчитываться. Ну а для Южной Осетии проблема, может быть, еще связана с удаленностью. Если бы там было достаточно предложений на строительном рынке, то можно было бы пригласить одну организацию, вторую, третью и выбрать оптимальный вариант. Если бы там присутствовало достаточное количество техники...– Мы же говорим не о Заполярье. Это южная республика, от Цхинвала до Владикавказа всего-то двести километров. В принципе, все это решаемо.– Конечно, и тут нужно смотреть на динамику. Насколько я смотрел эти цифры, мельком правда, все-таки из года в год ситуация меняется к лучшему. Есть тенденция к тому, что, в общем, отлаживаются взаимосвязи, управленческие цепочки от принятия решений к выделению средств до непосредственной их реализации с более или менее разнообразным вариантом исполнения. Но по последнему пункту этой цепочки кризис будет длительным, потому что даже для такой маленькой республики требуется несколько быстродействующих строительных компаний и достаточный выбор собственных трудовых ресурсов».Понятно, что конкурентной среды с объявлением открытых конкурсов на получение подрядов в обозримом будущем в Южной Осетии вряд ли предвидится, а заказы, как и прежде, будут распределяться благодаря личным контактам. С этим ничего не поделаешь и зацикливаться на этом сейчас не стоит, считает Александр Караваев. Но и в такой ситуации власти могут подобрать несколько компаний, которые могли бы организовать этот рынок и пространство своей деятельности таким образом, чтобы замещать друг друга, перераспределять строительную технику и людей.

Поделиться: