К ИСТОРИОГРАФИИ ИЗУЧЕНИЯ УЗБЕКСКОЙ ДИАСПОРЫ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Историческая наука в Узбекистане за годы независимости претерпела кардинальные изменения. Некоторые ее направления сформировались заново, некоторые трансформировались на основе освещения ранее недоступных и неизученных тем
К ИСТОРИОГРАФИИ ИЗУЧЕНИЯ УЗБЕКСКОЙ ДИАСПОРЫ
Шодмон Хайитов  доктор исторических наук, профессор Бухарского государственного университета К ИСТОРИОГРАФИИ ИЗУЧЕНИЯ УЗБЕКСКОЙ ДИАСПОРЫ Историческая наука в Узбекистане за годы независимости претерпела кардинальные изменения. Некоторые ее направления сформировались заново, некоторые трансформировались на основе освещения ранее недоступных и неизученных тем. Таковой является и история узбекской эмиграции ХХ века, которая  занимает особое место в изучении истории Узбекистана.    Начиная с осени 1917 г, и на протяжении всей первой половины  ХХ века  начался массовый отток узбеков с территорий их традиционного проживания. Иммиграцию узбеков можно подразделить на следующие этапы: 1917-1924, 1925-1930 и 1939-1945-е годы. В результате распада СССР и приобретения республикой независимости отношение к узбекам эмигрантам изменилось кардинально. В годы независимости появилась возможность конкретного изучения проблемы вопросов узбекской (туркестанской) эмиграции в ХХ-м веке. В течение двадцать лет  (1991-2013 г.г.) в ряде статей, кандидатских и докторских диссертаций, в той или иной степени, поднималась и проблема узбекской эмиграции[1]. В них раскрыты причины возникновения эмиграции, что увязывается, прежде всего, с установлением советской власти в Туркестане и свержением монархической власти в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. В годы независимости было опубликовано множество статей, документальных очерков, монографий, сборников[2] мемуарной литературы, направленных на раскрытие репрессивной политики советской власти, следствием которой было и возникновение иммиграции.Установление власти большевиков в Туркестане и, соответственно, изменение структуры управления, разрушение существовавшего традиционного хозяйственного уклада населения повлекли за собой  кардинальные социально-экономические и политические реформы.  Первым этапом в истории образования туркестанской эмиграции считаются 1917-1924 гг. её ряды составили, в основном, участники сопротивления Красной Армии и советской власти, вынужденные искать политического убежища за рубежом.На 1920-1930-е годы пришлась самая большая волна узбекской миграции, причиной которой были земельно-водная реформа, насильственная коллективизация сельского хозяйства и «раскулачивание». Миграция сельского населения приобрела массовый характер. Тысячи дехкан и скотоводов покинули свои земли в 1923-1932 гг. Среди переселенцев было очень много женщин и несовершеннолетних детей, судьбы которых решали главы семейств. Экономическая политика советской власти, кампания «Худжум», направленная на эмансипацию женщин и вовлечение их в общественную жизнь, преследование и репрессии духовенства и национальной интеллигенции, голод, разразившийся в 1930-1933 гг., особенно в Ферганской долине, усилили массовую миграцию, которая продолжалась вплоть до середины 30-х годов.Новый этап в истории узбекской эмиграции связан с Второй мировой войной. Эта группа эмигрантов появилась в результате фашистского плена. Специальные работы, посвященные узбекам-эмигрантам, появившиеся в период независимости, можно разделить на три группы. Первую группу составляют академические статьи и книги отечественных специалистов в области общественно-гуманитарных наук. Вторая группа содержит работы, опубликованные в периодической печати и других изданиях Узбекистана; третья группа -  зарубежная историография.  Объективный взгляд на проблему узбекской эмиграции, на наш взгляд, содержится в работах Ш.Турдыева, Т.Каххара и А.Шарафутдинова. Так, Ш.Турдыев описывая судьбы узбекистанцев, уехавших в 20-е годы ХХ в. в Германию получать образование, на основе первоисточников выявил, что их было свыше 70 человек, и около трети из них не вернулись в Туркестан. Продолжив заниматься наукой, многие из них получили степени докторов наук и профессорские звания [3]. Тахир Каххар, анализируя печатные издания узбеков, проживавших в Турции[4], приводит подробные сведения о газете «Хур Туркистон учун» («За свободный Туркестан»), издававшейся в 1975-1977 гг. в Стамбуле. Изыскания О. Шарафутдинова были посвящены в основном биографии Мустафы Чокая, возглавлявшего в 1917-1918 гг. правительство «Туркистон Мухторияти» (Туркестанская автономия), и дальнейшую его деятельности в эмиграции (1918-1941гг.) [5]. В начале 90-х годов в периодической печати появился целый цикл статей узбекистанских журналистов, посвященных жизни некоторых представителей узбекской диаспоры за рубежом[6]. Отдельные аспекты исследуемой проблемы освещались в публикациях историков Узбекистана, Российской Федерации и Таджикистана[7].  Особо следует отметить статьи К.Абдуллаева, который первым рассмотрел историю послереволюционной эмиграции в историографическом ключе, отметив необходимость создания полноценного труда по истории проблемы.Издание отдельных книг об узбеках, проживающих в США и Саудовской Аравии, свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к этой тематике[8]. Определенной новизной отличаются сведения, приведенные в книге С.Джалилова о численности, образе жизни, обычаях и традициях узбеков-эмигрантов, проживающих в Саудовской Аравии, а также данные М.Шукурзаде о жизни узбеков в США, их национальных объединениях и традициях.Серьезным вкладом в тюркскую диаспорологию мы считаем исследования А.Караева и А.Гашимова об азербайджанской диаспоре, и Г.М.Мендикуловой[9] о казахской диаспоре за рубежом. Диссертация Г.Агзамовой [10] посвящена освещению социально-политических и правовых проблем узбеков в эмиграции. Однако автор в своей работе не до конца раскрыла суть поставленной темы и ограничилась использованием научных выводов и общих рассуждений своих предшественников[11]. Наиболее полемичной является проблема эмиграции узбекистанцев в годы  Второй мировой войны, что наглядно проявляется в работах П.П.Воробьева, Ш.К.Каримова, Р.Т.Шамсутдинова, К.К.Раджабова, Ш.А.Хайитова, и И.Шамурадова[12]. В работах К.К.Раджабова, рассматриваются некоторые аспекты формирования и деятельности Туркестанского легиона, уделяется внимание деятельности лидеров легиона – Вали Каюмхана (1904-1993 гг.) и Боймирзы Хайита (1917-2006 гг.).  В одной из своих  статей автор анализирует и оценивает значение и роль произведений Боймирзы Хайита, которые были опубликованы на немецком, английском, турецком и русском языках, в изучении истории Туркестана.Исследователь Гумбольдского Университета (Берлин, Германия), И. Шамурадов, в своей статье «Туркестанский легион», использовал многочисленные журнальные, архивные и мемуарные материалы и произведения немецких исследователей в оригинале. Он показывает, что основой для создания легиона, являлась Вторая мировая война и факт попадания советских военнопленных в фашистские концлагеря.  Автор конкретизирует численность легиона, национальный состав  легионеров, печатный орган («Миллий Туркистон»,  «Миллий адабиёт», «Янги Туркистон»), деятельность Туркестанского национального комитета, деятельность Туркестанского национального конгресса, а так же участие туркестанцев в фашистких СС (70 человек) и другие проблемы, подтверждая вышеуказанные факты подлинными архивными документами, сопоставляя их с данными немецких исследователей, изучавших историю  Второй мировой войны. Однако, мы не согласны с И. Шамурадовым, с предложением заменить термин «коллаборационизм» термином «кооперация», так как «коллаборационизм» у представителей восточных наций имел специфические, социально-психологические особенности.  История Туркестанского легиона - сложная, многоаспектная, спорная и противоречивая проблема в отечественной и зарубежной  историографии. Определенную ясность в этот вопрос внесла докторская диссертация И.А.Гилязова[13], защищенная в 1999 г. Важное значение в этом отношении имела публикация подготовленного к изданию казахским исследователем Б.Садыковой сборника документов, касающихся истории «Туркестанского легиона»[14]. Особо ценный материал по исследуемой проблеме содержится в произведениях представителей узбекской эмиграции, отнесенных нами ко второй группе. Это книги Мухаммада Мусса Туркестани, Шахобиддина Яссави[15], которые наряду с личными воспоминаниями приводят уникальные сведения по истории эмиграции. В воспоминаниях Ахмада Заки Валиди Тогана, Хусана Икрама, Ахада Андижани[16] изложена наиболее полная история узбекской эмиграции, состоявшей из череды тяжелых жизненных испытаний. Особенно интересной в этом плане является книга Ахада Андижани «Туркистон мужодаласи» («Туркестанская диалектика»), в которой прослеживается история эмиграции, начиная с 1917-1920 гг. вплоть до 1990 гг. Также следует отметить книги Вали Каюмхана и Баймирзы Хаита[17], которые повествуют о судьбе тех, кто в результате Второй мировой войны был обречен на жизнь на чужбине.Особое место в изучении исторических корней узбекской эмиграции и процесса переселения народов Туркестана в первые десятилетия ХХ века принадлежит исследованиям турецкого историка Мехмета Сарая[18]. Им осуществлен анализ причин туркестанской эмиграции еще со времени существования среднеазиатских ханств, а также переселения в Турцию представителей узбекской национальности в период Бухарской Народной Советской Республики (1920-1924).За годы независимости художественная литература обогатилась произведениями, отражающими образ жизни зарубежных узбеков. Писатели и поэты в своих сочинениях смогли убедительно воссоздать картину жизни узбеков на чужбине и их интерес к исторической Родине[19].  Народный писатель Мухаммад Али в своём романе-хронике «Абадий соғинчлар» («Вечная тоска»), повествует о судьбах некоторых узбеков-эмигрантов в Афганистане и Турции, эмигрировавших в годы Российской империи и советской власти. Раскрыт жизненный путь соотечественников-узбеков, таких как Акрамхон Тура, Саид Махмуд Тура, Насруллах Тура, Хошим Шоик и др. Исследователи, как отечественные, так и зарубежные, затронули в той или иной степени проблему эмиграции населения Туркестана и Узбекистана в различные периоды истории. Многие из них раскрыли неизвестные ранее детали жизни узбеков-эмигрантов, способствуя тем самым формированию новых взглядов на проблему. В годы независимости стали доступными и работы зарубежных авторов, содержащих ценные сведения, касающиеся данной проблематики. После окончания войны несколько тысяч узбеков проживали в десятках стран мира, постоянно меняя свое место жительства. Обосновавшись в Афганистане, Турции и других странах, близких менталитету узбеков, многие из них «встав на ноги», переезжали в Европу и США. Этот процесс длился до середины 80-х годов ХХ века. Интеллектуальный потенциал, терпеливость и трудолюбие узбекских эмигрантов позволили им освоить самые различные профессии, пройдя множество испытаний. В изучении узбекской эмиграции большое значение имеют мемуары бывших узбекских эмигрантов, возвратившихся на родину по истечении многих лет.Автором, данной статьи были рассмотрены теоретико-методологические проблемы, причины и основные исторические этапы распространения узбекской диаспоры в 34 странах, за исключением Центральной и Южной Африки[20]. Автор считает, что для дальнейшего изучения вышеуказанной проблемы следует уделить внимание некоторым важным аспектам:1.                             Необходимо изучать этносоциальный облик узбеков-эмигрантов, для сопоставления с коренными узбеками;2.                             Проследить процесс сохранения у эмигрировавших узбеков и их потомков,  национальных и духовных ценностей, культуры, традиций и обычаев, а так же произошедшие трансформационные процессы;3.                             Изучить исторические  причины и общественные условия жизни ассимилировавшихся эмигрантов узбеков прошлых веков, на территориях Восточной России (Сибирь, Приуралье, Поволжье). Однако, следует отметить, что несмотря на произошедшую ассимиляцию частично сохранились антропологический облик узбеков, язык и предметы быта;4.                             Необходимо изучать историю и этнографию современных узбеков, проживающих на территории бывшего постсоветского пространства, повлиявших на развитие и укрепление межнациональных, межрелигиозных и межгосударственных отношений;5.                             Необходимо более широкое и глубокое изучение зарубежной историографии; автор предлагает в перспективе опубликовать мемуары представителей узбекской интеллигенции, эмигрировавших по ряду причин в разные страны, что глубже бы  раскрыло для современников историю узбекской эмиграции .   [1] Раджабов К.К. Истиклолчилик харакати в Ферганской долине: сущность и основные этапы развития (1918-1924 гг.).: Автореф. дисс. …. канд. истор. наук. – Ташкент, 1995; Его же. Вооруженное движение в Туркестанском крае против советского режима (1918-1924 гг.).:  Автореф. дисс. …. Док. Истор. Наук. – Ташкент, 2005; Агзамходжаев С.С. Туркистон мухторияти: борьба за свободу и независимость (1917-1918 гг.).: Автореф. Дисс. …… док.истор.наук. – Ташкент, 1996; Абдуллаев Р.М. Национальные политические организации Туркестана в 1917-1918 годы.:  Автореф. Дисс. …… док.истор.наук. – Ташкент, 1998; Зияева Д.Х. Национально-освободительное движение в Туркестане в историографии ХХ века (Проблемы изучения истории восстания в 1916 года и движение «истиклолчилик» 1918-1924 гг.).: Автореф. Дисс. …… док.истор.наук. – Ташкент, 1999; Шадманова С.Б.Вопросы борьбы против советского колониализма в Туркестане в 1917-1924 гг. в немецкой и турецкой историографии.: Автореф. Дисс. …… док.истор.наук. – Ташкент, 2002; Мамажонов А. Коллективлаштириш жараёнида Ўзбекистон қишлоларидан Шимолий Кавказга сургун қилинганлар.: Тарих фанлари номзоди....дисс.автореф. – Андижон, 2005; Ерметов А. Туркистон АССРда назорат органлари ва уларнинг тоталитар тузум ўрнатилишидаги ўрни (1918-1924 йй.).: Тарих фанлари номзоди....дисс.автореф. – Тошкент, 2006. [2] Наимов Н., Эгамназаров А. Амирнинг авлодлари// Шарк юлдузи. – Тошкент, 1992. - №3. – Б.167-184; Исаев Х. Батрак бўлган боболар// Гулистон. – Тошкент, 1992. - №11-12 – С. 167-184; Аминова Р. Жамоатлаштириш – кашшоклаштириш демак// Шарк юлдузи. – Тошкент, 1992. – С. 183-188; Киличев Ф. Зулматдан садолар. – Тошкент: Адолат, 1994; Рашидов У. Бухоро Республикасида қаршилик харакатининг биринчи боскичи (1920-1922 йй.)// Бухоро тарихи масалари (маколалар туплами). – Бухоро, 1995. – Б. 95-123; Косимов Ф., Рашидов У. Бухоро амирлигининг тугатилиши// Там же. – Б. 69-93, 95-123; Косимов Ф., Драма революции и правда истории. – Бухара, 1996; Его же. Бухоро Республикаси тарихшунослиги. – Бухоро, 1997; Ражабов К. Мустакил Туркистон фикри учун мужодалалар. – Тошкент: Узбекистон, 2000; Его же. Бухорога кизил армия боскини ва унга карши кураш. – Тошкент: Маънавият, 2002; Аъзамхужаев С. Туркистон мухторияти: миллий-демократия давлат курилиши тажрибаси. – Тошкент. Маънавият, 2000; Германов В. Историки Туркестана в условиях политического террора 20-30-х годов. – Ташкент: Узбекистон, 2000; Алимова Д., Голованов А. Узбекистон мустабид совет тузуми даврида: сиёсий ва мафкуравий тазйик окибатлари. – тошкент: Узбекистон, 2000; Зияева Д. Туркистон мустакиллиги учун кураш// Жахон адабиёти. – Тошкент, 1998. - №7. – Б. 110-142; Её же. Туркистонда миллий озодлик харакати. – Тошкент: Фан, 2000; Узбекистоннинг энг янги тарихи. Иккинчи китоб. Узбекистон совет мустамлакачилик даврида. – Тошкент Шарк, 2000; Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости/ Научный редактор Р.Раджабова – Ташкент: Шарк, 2002; Шамсутдинов Р. Туркистонда советларнинг кулоклаштириш сиёсати ва унинг фожеали окибатлари. – Тошкент: Шарк, 2001; Его же. Кишлок фожеаси: жамоалаштириш, кулоклаштириш, сургун (Урта Осиё Республикалари мисолида). – Тошкент, 2003; Его же. Тарихнинг хасратли сахифалари. – Тошкент: Шарк, 2006; Норжигитова Н. «Миллий истиклол» яширин ташкилот булганми?// Жамият ва бошкарув. – Тошкент, 2002. - №4. – Б.28-30; Расулов А. Туркистондаги очарчилик// Жамият ва бошкарув. – Тошкент, 2004. - №1. – Б.60-63; Мамажонов А. Жамоатлаштириш, кулоклаштириш ва сургун килиш// Жамият ва бошкарув. – Тошкент, 2004. - №1 – Б. 60-63; Худоёров Н. кулоклар сургуни // Мулокот. – Тошкент, 2004. - №3. – Б. 18-21 и др.   [3] Турдиев Ш. Улар Германияда укиган эдилар. – Тошкент: Академхизмат, 2006 (более 20-ти статей) [4] Тохир Каххорр. Мухожир туркистонликлар матбуоти//Узбекистон адабиёти ва санъати. 1992, 10 январь; Его же. Хур Туркистон учун. – Тошкент: Чулпон, 1994.  [5] Шарафиддинов О. Истиклол фидойилари: Мустафо Чукай, Чщлпон, Отажон Хошим. – Тошкент: Фан, 1993; Его же. Мустафо Чукай (чизгилар)// Шарк юлдузи. – Тошкент, 1992. - №4. – Б. 47-64.12 Усмонов И. Икки киргок фарзандлари// Мулокот. – Тошкент, 1991. - №6. – Б. – 47-48; Его же. Туташ такдирлар // Мулокот. –Тошкент, 1991. - №11. – Б.91-95; Его же. Отамакон диёр тушларимга киради// Мулокот. – Тошкент, 1991. - №12. – Б.42-46; Его же. Темур Хужа: рухим Узбекистонда коладур//Мулокот. – Тошкент, 1992. - №2. – Б. 66-69; Его же. Узбекистон жахонга юз очмокда// Мулокот. – Тошкент, 1992. - №3. – Б. 66-72; Миразиз Аъзам. Боймирза Хайит шахсияти// Узбекистон адабиёти ва санъати. – 1992, 3 июл; Исматуллаев Х. Генерал ортида колган аскарлар// Узбекистон адабиёти ва санъати. 1991, 11 октябр;Его же. Умурзок отанинг Вашингтондаги набиралари// Узбекистон адабиёти ва санъати . 1991, 18 октябрь; Его же. Бобур авлоди – АКШ профессори// Ёш куч. – Тошкент, 1992. - №5-6. – Б.20-22; Кучимов А. Сехрли диёр (АКШ узбеклари хакида)// Ёш ленинчи. – 1991, 20 июл; Ориф Усмон. Хуросонлик узбеклар// Мулокот. – Тошкент, 1991. - №3. – Б. 44-79; Юсупов А. Хориждаги узбеклар// Ёшлик. – Тошкент, 1992. - №2. – Б. 54-58.  [6] Усмонов И. Икки киргок фарзандлари// Мулокот. – Тошкент, 1991. - №6. – Б. – 47-48; Его же. Туташ такдирлар // Мулокот. –Тошкент, 1991. - №11. – Б.91-95; Его же. Отамакон диёр тушларимга киради// Мулокот. – Тошкент, 1991. - №12. – Б.42-46; Его же. Темур Хужа: рухим Узбекистонда коладур//Мулокот. – Тошкент, 1992. - №2. – Б. 66-69; Его же. Узбекистон жахонга юз очмокда// Мулокот. – Тошкент, 1992. - №3. – Б. 66-72; Миразиз Аъзам. Боймирза Хайит шахсияти// Узбекистон адабиёти ва санъати. – 1992, 3 июл; Исматуллаев Х. Генерал ортида колган аскарлар// Узбекистон адабиёти ва санъати. 1991, 11 октябр;Его же. Умурзок отанинг Вашингтондаги набиралари// Узбекистон адабиёти ва санъати . 1991, 18 октябрь; Его же. Бобур авлоди – АКШ профессори// Ёш куч. – Тошкент, 1992. - №5-6. – Б.20-22; Кучимов А. Сехрли диёр (АКШ узбеклари хакида)// Ёш ленинчи. – 1991, 20 июл; Ориф Усмон. Хуросонлик узбеклар// Мулокот. – Тошкент, 1991. - №3. – Б. 44-79; Юсупов А. Хориждаги узбеклар// Ёшлик. – Тошкент, 1992. - №2. – Б. 54-58.  [7] Абдуллаев К.Н. Из истории послереволюционной эмиграции: к историографии проблемы // Общественные  науки в Узбекистане. – Ташкент, 1990. - №4 – С.44-55; Его же. Бухарская послереволюционная эмиграция (к историографии проблемы) / Октябрьская революция в Средней Азии и Казахстане: теория, проблемы перспективы изучения. – Ташкент: Фан, 1991. – С. 187-197; Хасанов М., Германов В. Амир Олимхон фожеаси// Фан ва турмуш. – Тошкент, 1991. - №10. – Б. 26-28; Ражабов К. Юрт дийдорига талпиниб// Узбекистон овози. 1997 йил 24 июль; Его же. Бухоро курбошилари // Фан ва турмуш. – Тошкент, 1998. - №6. – Б. 18-19; Его же. Истиклол шахидлари // Шарк юлдузи. – Тошкент, 2002. - №4. – Б. 107-129; Его же. Истиклол курашчиси// Вазият. 2006, 16-28 феврал; Его же. Сунгги мангит хукмдори// Бухоро мавжлари. – Бухоро, 2007. - №3. – Б. 41-44; Медведев В. Нечаянная революция. Бухара, 1920 год // Дружба народов. – М., 1992. - №1. – С.39-53; Генис В. Разгром Бухарского эмирата в 1920 году// Вопросы истории. – М., 1993. - №7. – С.39-53; Бойко В. Советско-афганская военная экспедиция в Афганистане 1929 года// Азия и Африка сегодня. – М., 2001. - №7. – С.31-37; Его же. Среднеазиатская эмиграция в Афганистане в 20-е – начале 30-х годов ХХ века // O`zbekiston tarixi. – Тошкент, 2004. - №3. – Б.24-31; Бахронов И. Шўроларнинг Туркистондаги сиёсати муҳожир ватандошларимиз талқинида// Маҳорат кўзгуси. – Бухоро, 2004. - №3-4. – Б. 15-29; Шамсиева И.М. Америкадаги туркистонлик ўзбеклар ҳақида// Ўзбекистонда миллатлараро муносабатлар ва тарихий жараёнлар. (Илмий тўплам). – Тошкент, 2006. – Б.68-74.        [8] Жалилов С. Бухорийлар киссаси. (Мухорижират тарихидан лавхалар). – Тошкент, 2006;  Мавлонов Шукурзода. Америкалик узбеклар. – Тошкент: Фан, 2007. [9] Караев А.А. Азербайджанская эмиграция 1920-1930 годов: культурологический аспект деятельности.: Автореф.дисс. … канд.философ.наук. – Баку, 1991; Гашымова А.Т. Азербайджанское эмигрантство в первой половине ХХ века (до конца 30-х годов).: Автореф. дисс. … канд.философ. наук. – Баку, 1992; Агзамова Г.А. Узбеки за рубежом: социально-политические и правовые проблемы.: Автореф. дисс. … канд. Философ.наук. – Ташкент, 1995; Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. – Алматы: Галым, 1997, [10] Агзамова Г. Хориждаги узбеклар: ижтимоий-сиёсий ва хукукий муаммолари.: Фалсафа фанлари номзоди дисс. – Тошкент, 1996. – 116 в. [11] Хайитов Ш., Собиров Н., Легай А. Хориждаги узбеклар. – Тошкент: Фан, 1992. [12] Воробьев П.П. Деятельность «Туркестанского легиона» в источниках в исторической литературе, опубликованной в Германии./ Узбекистан: страницы истории. – Ташкент: Фан, 1991. – С.53-55; Шамсутдинов Р., Каримов Ш. «Туркистон легиони» нима? // Узбекистон тарихидан материаллар (учинчи китоб). – Андижон, 2004. – Б. 490-502. Ражабов Қ. Давлатова М. Туркистон легиони: уйдирма ва ҳақиқат// “Тарихий хотира-маънавият асоси” мавзуида республика илмий-назарий анжумани материаллари. 2010. – Б.93-95. Ражабов К. Боймирза Хайит талқинида туркистон тарихи масалаларининг ёритилиши. Там же. Бухоро 2011. – Б. 115-118; Ҳайитов Ш.А.; Жалилова О.Р. Хориждаги ўзбекларнинг ҳалоскори ва мададкори.Ҳайитов Ш.А., Элова Д.Д. Вали Қаюмхон шахсияти: тарихий ҳақиқат ва уйдирма// “Тарихий хотира-маънавият асоси” мавзуида республика илмий-назарий анжумани материаллари. Бухоро-2014. Б.11-13, Б.98-101. Шомуродов И. Туркистон легиони// Турон тарихи, 2012 №6 – Б. 27-32; 2013 - №1 – Б. 25-28.  [13] Гилязов И.А. Военно-политический коллаборационизм тюрко-мусульманских народов СССР в годы Второй мировой войны.: Автореф. дисс. … док.истор.наук. – Казань, 1999, [14] Садыкова Б. История Туркестанского легиона в документах. – Алматы: Кайнар, 2002  [15] Мухаммад Мусо Туркистоний. Улуг Туркистон фожеаси. – Мадинаи-Мунаввара, 1979; Шахобиддин Яссавий. Туркистоннинг аччик хакикатлари. – Истамбул, 1984. (на арабском алфавите).22 Turkistanda venilik Hareketleri ve Ihtilaler: 1900-1924  - Haarlem, 2001; Валидий А.З. Бугунги Турк эли. (Туркистон ва якин тарихи). – Истанбул,1981; Ахад Андижоний. Туркистон мужодаласи. – Истанбул, 2003.  (на турецком яз.). [16] Turkistanda venilik Hareketleri ve Ihtilaler: 1900-1924  - Haarlem, 2001; Валидий А.З. Бугунги Турк эли. (Туркистон ва якин тарихи). – Истанбул,1981; Ахад Андижоний. Туркистон мужодаласи. – Истанбул, 2003.  (на турецком яз.). [17] Вали Каюмхон. Тарих тилга кирганда. – Мюхен, 1986. (на немец.яз.); Боймирза Хайит. “Basmachilar”. Turkistan Milli mucadele tarihi (1917-1934). – Ankara, 1997; Eго же. Turkistan devletlerinin Milli mucadele tarihi. – Ankara, 1995. [18] Mehmet Saroy. Ataturk`un Sovyt Politikasi. – Istanbul, 1990. 394 s.; Его же. Rus ishgali Devrinde Osmanli Devleti Turkistanv hanloklari arasindagi Siyasiy munasebetleri. – Ankara, 1994. 282 s.; Его же. Mulli Mucadele [19] Тоҳир Малик. Сўнги ўқ (қисса). – Тошкент: Ёш гвардия, 1990; Его же. Девона (Танланган асарлар). – Қайтар дунё (роман)// Ёшлик. – Тошкент, 1991. - №2. – Б.7-30; - №3. – Б.22-32; - №4. – Б. 16-32; - №5. – Б. 50-63; Его же. Уч кўчанинг охири (роман)// Шарқ юлдузи. – Тошкент, 1995. -№3. – Б.93-116; Муҳаммад Али Абадий соғинчлар. Адабиёт жамғармаси нашриёти  Т. 2005; Роман-хроника 216 бет  и др. [20] Хайитов Ш.А. Ватан, Ватанпарвар, Ватанжудо. –Т.,1992;Его же. Ватан дея ватансиз қолганлар кисмати. –Бухоро.2005; его же. Усмон  Ҳўжа Пўлатхужаев – миллий истиқлол курашчиси. – Бухоро,2007; его же. Мухожирлик на шодлик, на гам…-Бухоро, 2008; его же автор. Ўзбек муҳожирликлиги тарихи (1917-1991й.й.) –Т.,2008.Его же .  История узбекской эмиграции ХХ века. Автореф. Дисс.док.ист.наук.-Т.,2009;Его же. Ватан меҳри. – Бухоро,2011;его же. Ўзбек муҳожирлигининг истиқлол даври тарихшунослиги (1991-2011й.й.).-Андижон, 2011.

Поделиться: