Россия и США в борьбе за советское наследие

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Главной особенностью России на постсоветском пространстве является тот факт, что политический режим и политика Москвы никак не связаны между собой. Вне зависимости от того, кто стоит у руля власти, постсоветское пространство всегда останется актуальным и важным стратегическим направлением.
Россия и США в борьбе за советское наследие
Современныйукраинский кризис снова обнажил противоречия между Россией и США,существовавшие еще со времен СССР. Но разногласия между Москвой и Вашингтономносят слишком долгий характер, чтобы, с одной стороны, казаться неизменными, ас другой – 20 лет постсоветского существования России наложили свой отпечатокна взаимоотношения.  ИРоссия и Соединенные Штаты предпочитают в отношениях между собой придерживатьсястарого курса, в котором между двумя сверхдержавами не могло быть ничегообщего. Украинский кризис 2013-2014  гг.продемонстрировал, что незавершившийся распад Советского Союза, способенусилить борьбу между Россией и Западом за постсоветское пространство. Этаборьба за постсоветское пространство приводит к кризисам в отношениях между РФи США не только из-за желания вянуть в орбиту своего влияния эти территории,преследуя вполне определенные стратегические цели. Не менее важной причинойявляется тот факт, что некоторые постсоветские государства так и неопределились с выбором своего курса, как, например, Украина, чье следованиемноговекторной политике привело ее к февральской революции и свержению режимаВ.Ф. Януковича. С другой стороны, это касается не только стран сохраняющих своечленство в СНГ, но и Грузии, которая не смотря на свой выход из Содружестваактивно продолжает участвовать в 75 действующих политических и экономическихсоглашениях со странами СНГ. Всвою очередь США, в то числе и НАТО, стремятся точно также оказыватьвоздействие на эти государства через расширение НАТО на Восток, поддержкупрозападного курса политических режимов и расширения всевозможных программа длястран постсоветского пространства. Главнойособенностью России на постсоветском пространстве является тот факт, чтополитический режим и политика Москвы никак не связаны между собой. Внезависимости от того, кто стоит у руля власти, постсоветское пространство всегдаостанется актуальным и важным стратегическим направлением. Напряженностьмежду Россией и США заключается в том, что сохраняется инерция в отношениях.Например, давление России на соседние государства с различными целями нередконе только отталкивало местные элиты от Москвы, но и приводило к возмущению наЗападе, который воспринимал и воспринимает такие действия с озабоченностью.Также США не готовы мириться с тем фактом, что Россия поддерживаетпророссийских политиков, финансируя их политические кампании, оказываетдавление с целью назначения нужных Москве лиц, а также косвенно поддерживаетсепаратистов. СШАпродолжают воспринимать политику России в качестве имперской, а постсоветскиегосударства, как государства народов, освобожденных от колониального гнетаРоссии, а потому поддерживает всевозможные проекты этих стран как, например,строительство нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», которой, с точки зрения американскихвластей, должен приносить бюджет независимым республикам, а не России. Отсюдаже следуют поддержка американцами строительства нефтепровода «Набуко». Наличиеже военных российских баз на территории ряда постсоветских государств такжерассматривается в качестве угрозы независимости этих стран и дальнейшейполитической стабильности. Полный вывод российского военного контингента долженпроизойти из всех стран, за исключением тех, которые полностью одобрилинахождение на территории своего государства военных баз. Такиеразногласия по вопросам военной сферы связаны не только с идеологическимипредставлениями США, но и с различным пониманием стратегии безопасности напостсоветском пространстве. Россия предпочитает ориентироваться на договорыОДКБ, ШОС, в то время как США делают упор на развитие сотрудничества государствпостсоветского пространства с НАТО и поддерживают стремление ряда государствусилить свое сотрудничество с ЕС. В итого это порождает «дилемму безопасности»,когда изменения приводят к усилению одной стороны и ослаблению другой. Проблемыбезопасности являются лишь одним из пунктов, который выявляет противоречия вроссийско-американских отношениях и в итоге ведет к противоречиям и конкуренциимежду двумя державами. Другим пунктом является влияния узких групп интересов –политических сил, экономических корпораций и диаспор. Это вынуждает государствавыступать в поддержку тех или иных третьих сил, если они оказываютсястратегически выгодными партнерами, или же наоборот, отступать под их влиянием.В свою очередь это формирует общественное мнение не только на постсоветскомпространстве, но в США и России, что приводит к демонизации противника, которыйжаждет поглотить все, что только возможно. В итоге в России этотрансформируется в опасные уступки Вашингтону, а в США – в «умиротворение»Москвы. Третийпункт, оказывающий влияние на российско-американское отношения – это взаимноевосприятие, которое не сильно трансформировалось за прошедшую четверть века.Взаимное восприятие политической терминологии в качестве опасных сигналов неведет к адекватному анализу взаимодействия между двумя странами. Наоборот, еслиРоссия использует в своей политической риторике такие понятия как «сферавлияния» или «привилегированные интересы», то Штатами это воспринимается какпопытка восстановить Советский Союз. В то время как для России неприемлемым вполитической риторике Соединенных Штатов является «свобода выбора альянса»,которое рассматривается в России как насильственное втягивание государствпостсоветского пространства в НАТО. Этипункты не позволяют адекватно взаимодействовать России и США. В итогепостсоветское пространство служит местом, где Москва и Вашингтон оттачиваютсвою международную политику, пытаясь втянуть эти страны в орбиты своеговлияния. Но главной проблемой является не столько спор между спор между двумядержавами, сколько политический выбор стран постсоветского пространства. Можнонесомненно признать лишь одно, что геополитический успех России и США можетзависеть лишь от того, кто сможет предложить большее количество выгод ипреференций этим странам. Виктор Щедрин 

Поделиться: