АРМЕНИЯ – ЕАЭС: ДОГОВОР ПОДПИСАН, ОБСУЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Конечно, подписание Договора о вступлении республики в ЕАЭС изначально не могло быть панацеей отвсех имеющихся социально-экономических и финансовых проблем. Оно не снимает необходимости серьёзных внутренних управленческих и экономических преобразований, создания дополнительных импульсов к развитию основных секторов экономики страны, и прежде всего – отраслей, производящих продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Ссылки же на «исключительно негативные» последствия евразийской интеграции могут быть разве что средством манипулирования общественным сознанием.
АРМЕНИЯ – ЕАЭС: ДОГОВОР ПОДПИСАН, ОБСУЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  Андрей АРЕШЕВ Кавказ: новости, история,традиции АРМЕНИЯ – ЕАЭС: ДОГОВОР ПОДПИСАН, ОБСУЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ После подписания 10 октября 2014 года Договора о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу наступил черед внутригосударственных процедур. В Армении, согласно законодательству, договор будет рассмотрен в Конституционном суде страны, после чего будет представлен на ратификацию в Национальное Собрание. Это не мешает рассмотрению документа в стенах парламента (в частности, в рамках парламентских комиссий) уже сейчас, не дожидаясь 14 ноября – тем более что недавно правительством страны на рассмотрение депутатов был внесён проект государственного бюджета страны на 2015 год. В правительстве Армении объявлено о создании специального министерства, в ведении которого будут находиться вопросы участия страны в международных интеграционных объединениях. Речь идёт не только о Евразийском Экономическом Союзе, но также о Европейском Союзе, политико-дипломатические контакты с которым идут своим чередом. И тем не менее, в фокусе ангажированной «общественности», не очень многочисленной, но весьма информационно активной, в который уже раз оказались различные аспекты взаимодействия Армении с евразийским интеграционным объединением. Причём делается этос использованием заведомо негативных коннотаций и исключительно мрачных эпитетов. Традиционно, наиболее последовательная критика членства Армении в ЕАЭС ведется не со стороны властей (что понятно) и не со стороны пользующихся ощутимой общественной поддержкой оппозиционных сил, а в основном групп или же отдельных лиц, являющихся на армянском политическом поле маргиналами. Интересно, что авторы неадекватных определений наподобие «евразийского концлагеря», с тоской вспоминающие о «нереализованном» якобы «европейском проекте», не спешат ссылаться на опыт «процветающих» в составе Европейского Союза Литвы или Болгарии. Ссылки же на «утрату национального суверенитета» выглядят и вовсе анахронизмом, ибо те же прибалтийские или же балканские «новобранцы» Евросоюза даже ключевые кадровые назначения не производят самостоятельно, без согласования с брюссельским или же вашингтонским начальством… При этом представители властей, не скрывая объективных трудностей (которые, заметим, отнюдь не исчерпываются негативным влиянием, которое оказывают на Россию – ключевого торгово-экономического и военно-политического партнёра Армении – незаконные западные санкции), не забывают о преимуществах и иных позитивных последствиях углубления взаимодействия в рамках евразийского интеграционного проекта. Так, заместитель министра финансов Павел Сафарян отвергает постоянно повторяемое в различных СМИ предположение об отсутствии каких-либо экономических расчётов относительно последствий присоединения Армении к ЕАЭС. «Для нас это имеет политическое значение, и есть определенные экономические оценки, что нам будет выгодно. Мы знали, что выгода будет, потому что, по нашим расчетам, дополнительно в бюджет поступит 180 млн. долларов, это порядка 60 млрд. драмов. Если внедрить их в экономику, это может обеспечить 1% прироста ВВП, а это 14 млрд. налоговых доходов», - говорит Сафарян. Вступление Армении в Евразийский экономический союз будет способствовать развитию местного производства, полагает глава Союза отечественных товаропроизводителей Вазген Сафарян. По его словам, «…вступление Армении в ЕАЭС позволит стране интегрироваться на российский рынок и увеличить объем местного производства. Для этого необходимо наладить сотрудничество с предприятиями, занимающимися машиностроением и приборостроением в  РФ. Нам необходимо реализовывать различные заказы подобных компаний». Для развития экономики Армении необходимо задействовать индустриальные предприятия, которые не только создадут рабочие места, но и позволят увеличить объем ВВП до 20 %, считает Вазген Сафарян. В числе перспективных предприятий он назвал зангезурский медно-молибденовый комбинат,  армянский химический гигант «Завод Наирит». Хотя переговоры о более эффективном задействовании производственных возможностей «Наирита» в рамках ЕАЭС продвигаются достаточно сложно, дальнейшее углубление российско-армянского сотрудничества, в том числе в сфере химической промышленности, может открыть здесь новые перспективы. Как и в деле разработки новых программных продуктов, где позиции армянских специалистов традиционно сильны. О позитивных тенденциях в армянской экономике свидетельствуют и данные национальной статистической службы относительно внешнеторгового баланса страны за 9 месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 3,9 % - до 4,3 миллиарда долларов. Вопреки некоторым иным оценкам, первым внешнеторговым партнером Армении является Россия: за январь-сентябрь 2014 года торговля между двумя странами составила 985,5 миллиона долларов, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 8 %. Доля внешнеторгового оборота Армении с Россией от общего внешнеторгового оборота республики за этот период составила 22,9 %. Экспорт в Россию за январь-сентябрь составил 219,9 миллиона долларов, снизившись на 6,2 %, в то время как импорт – 765,5 миллиона долларов, увеличившись на 12,9 %. Согласно официальным статданным, внешнеторговый оборот Армении со странами СНГ составил 1,191 миллиарда долларов (рост по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 3,6%, доля – 27,7%), со странами ЕС – 1,187 миллиарда долларов (спад на 1% и доля – 27,6%) и с другими странами – 1,921 миллиарда долларов (рост на 7,4% и доля – 44,7%). Из европейских стран в списке ключевых внешнеторговых партнёров Армении значатся лишь Германия (третье место) и Италия (седьмое место; интересно, что она пропустила вперёд Турцию, с которой у Армении нет дипломатических отношений). Расширение армянского экспорта во многом связано с модернизацией производственных инфраструктур, унификацией правил ведения хозяйственной деятельности, однако предстоит преодолеть ряд трудностей, связанных не в последнюю очередь со специфической культурой ведения бизнеса на постсоветском пространстве. Глава союза работодателей Армении Гагик Макарян обращает внимание на необходимость правильно использовать открывающиеся возможности, с чем, по его мнению, у местного бизнеса имеются немалые проблемы. «Недавно я общался с грузинскими коллегами, они  рассказали, что не успевают экспортировать грузинские вина в Россию, поскольку масштаб экспорта огромен… Армянские бизнесмены привыкли  к тому, что рынок Армении коррумпирован, привыкли, что между властью и бизнесменами братские отношения, в результате которых частный предприниматель не имеет каких-либо препятствий для ведения бизнеса», – говорит Макарян, и, скорее всего, здесь тоже есть некоторая доля истины. Как и в том, что встраивание армянских предприятий в формирующиеся производственно-кооперационные цепочки в рамках ЕАЭС требует некоторых усилий не только со стороны отдельных производственников, но и государственных структур Армении. Например, далеко не всем потенциальным заказчикам и партнерам в России известно о том, что в Армении производятся фрезерные станки повышенной точности, причем имеющиеся мощности задействованы в малой степени. Отсутствие государственной поддержки на должном уровне приводит к тому, что, как подчеркнул в своем недавнем интервью директор завода «Ерфрез» Эдуард Григорян, «при мощности в 300-400 станков даже с 30 не могу попасть на российский рынок». Взвешенный и конструктивный характер обсуждения внешнеэкономических приоритетов Армении можно только приветствовать. Пока, к сожалению, идет не столько обсуждение, сколько повторение одних и тех же пропагандистских штампов. Примечательно, что в отличие от многих армянских авторов, специалисты МВФ не рисуют перспективы вступления Армении в ЕАЭС исключительно чёрной краской. Они констатируют, что интеграция южнокавказской республики в евразийское экономическое пространство расширяет перспективы торговли и финансовых потоков для Армении. Но обращают внимание и на более высокие общие тарифы в ЕАЭС, нежели те, которые действуют на сегодня в Армении. На это можно заметить, что в целом на переходный период этот вопрос в договоре урегулирован, а переговоры в рамках ВТО могут длиться достаточно длительное время. Членство Армении в ЕАЭС, конечно, вызывает возражения со стороны американских и британских дипломатов, однако, скажем, вице-президент Азиатского банка развития (АБР) Жанг Венкай, посетивший недавно Ереван, не видит в этом ничего предрассудительного… Но если визит функционера АБР носил все же ознакомительный характер, то учреждённый Россией и Казахстаном в 2006 году Евразийский банк развития уже выделил 11 млн долларов горнодобывающему предприятию «Сагамар» на реализацию инвестиционной программы по развитию полиметаллического Арманисского месторождения в Лорийском марзе. И это не первый случай предоставления Россией и другими участниками ЕАЭС кредитов, направленных на развитие различных отраслей армянской экономики… Любая рациональная аргументация не в состоянии изменить сознание и подходы тех, кто априори полагает любые связи с Россией как «абсолютное зло» и активно выражает свою позицию. Согласно информации ряда армянских изданий, недавно в одном из ереванских кафе состоялась встреча деятелей, выступающих против вступления Армении в ЕАЭС. По итогам мероприятия было решено организовать акции протеста с целью недопущения ратификации соглашения в Национальном Собрании. С этой целью сформирована инициативная группа, призванная координировать мероприятия, в которую вошли как депутаты парламента, так и общественные и политические деятели, гражданские активисты. В скором времени группа намерена выступить с обращением к гражданам и депутатам парламента. «Союз информированных граждан» (координатор Даниел Ионнисян) подал заявку на проведение 14 ноября митинга перед зданием КС Армении. Та же организация предполагает провести митинги перед зданием парламента с 15 по 20 ноября против ратификации договора о членстве Армении в ЕАЭС. Конечно, Армения, как и Россия, демократическое государство, граждане которого вольны выражать любую точку зрения. В конце концов, никто не препятствовал сторонникам радикальных украинских националистов ходить с «маршами мира» по улицам Москвы… Однако складывается впечатление, что полувиртуальный собрат казахстанского Антиевразийского форума в Армении вряд ли соберёт более нескольких десятков активных участников… Несмотря на попытки нагнетания истерики в связи с предстоящей ратификацией договора о вступлении в ЕАЭС, в Армении имеется убеждение, что в итоге против документа выскажется лишь незначительное меньшинство народных избранников. Например, глава парламентской фракции критически настроенной по отношению к ЕАЭС партии «Наследие» Рубен Акопян заметил, что, будучи принципиально против членства Армении в ЕАЭС, тем не менее, «если вопрос экономической безопасности Арцаха будет обеспечен, это можно обсудить». Желание разобраться и задавать те или иные вопросы, высказать те или иные мнения не следует путать с категорическим неприятием Договора или же самой идеи евразийской интеграции Армении со стороны определенных политических сил. Для республики участие в Евразийском Экономическом Союзе является взвешенным прагматичным шагом, выбором в пользу комплексного обеспечения безопасности, привлечения внешних инвестиций и поощрения экспорта на традиционные рынки, а также подтверждением высокого уровня двусторонних российско-армянских отношений. Очевидно, что при этом учитывался и опыт тех стран Восточной Европы, которые после вступления в Европейский Союз не обрели обещанного благополучия, а столкнулись с новыми проблемами. Конечно, подписание Договора о вступлении республики в ЕАЭС изначально не могло быть панацеей отвсех имеющихся социально-экономических и финансовых проблем. Оно не снимает необходимости серьёзных внутренних управленческих и экономических преобразований, создания дополнительных импульсов к развитию основных секторов экономики страны, и прежде всего – отраслей, производящих продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Ссылки же на «исключительно негативные» последствия евразийской интеграции могут быть разве что средством манипулирования общественным сознанием. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Поделиться: