Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ДНР: ВЫБОР ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

05.11.2014

Автор:

Теги:
ВЫБОР ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
(Материалы к обсуждению)

Выборы в ДНР-ЛНР, прошедшие 2 ноября 2014 года, имели целью решение двух задач:
придание внешних признаков легитимности действующим властям Республик и укрепление иерархии власти внутри региона.
Мы не будем сейчас обсуждать внешнеполитический аспект состоявшегося действа (ясно, что эта цель достигнута не вполне). Но факт остается фактом: до 80-90% жителей Донбасса, оставшихся в регионе не смотря на обстрелы и штурмы, выказали безусловную поддержку – нет, не властям!: самой идеи государственного размежевания с Украиной.
И людей можно понять: в течении лета Киев, со всей очевидностью, доказал неспособность решить проблему Донбасса ни дипломатическими методами, ни вооруженным путем. А люди нуждаются в мире. Они не готовы простить постМайданному Киеву ни расстрелов детских садов, школ и больниц, ни убийств, ни в чем не повинных, женщин, стариков и детей.
Результаты этих выборов, что называется, сделал Киев. Власти ДНР, со своей стороны, делали все возможное, чтобы итоги этих выборов были менее впечатляющими.
И, прежде всего, речь идет о самих законах «О выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики» и «О выборах Главы Донецкой Народной Республики», утвержденными ВС ДНР 24.09.2014 г., каждая строчка которых – от идеи проводить выборы без реестра избирателей и по спискам «общественных объединений» легитимность которых утверждает непосредственно ЦИКи Республик, до манипуляций с «нарезкой» избирательных участков - буквально вопиет о чудовищной манипуляции избирательными технологиями, в духе донецких «инноваций» a la «поздний» Ринат Ахметов.

Эти выборы организовывали выученики Ахметова. И теперь их ошибки нужно исправлять!
На самом деле, Москва (конкретно: группа Иванова-Лаврова-Суркова), инициировавшая выборы в ДНР именно 02 ноября 2014 года (а их, конечно, нужно было проводить еще в сентябре), в качестве итога избирательных процедур видело повышение уровня управляемости политическими процессами, протекающими в Донбассе. Мало достижимая цель в отсутствии реальной представительности органов власти и траспорентности (прозрачности) в принятии, как кадровых, так и жизнеобеспечивающих решений. В результате, «на выходе» из избирательной кампании 2014 года ДНР получает управляемый, но малокомпетентный и не эффективный Верховный Совет и главу Республики, полномочия которого не определены.

Что касается в.и.о. глав администраций шахтерских городов и поселков Донбасса, глав управлений и инициативных групп, разрабатывающих законы, то их уровень компетентности, электоральная база, способность принимать решения в кризисных ситуациях, в принципе, не поддается анализу: скорее всего, это будут случайные люди, назначенные по принципу кумовства ("свои"). Уровень социальной опоры новой власти ДНР, в результате выборов 02.10.2014 г., максимально устремится к нулю.
Между тем, управляемость - очень важный, я бы даже сказал, необходимый элемент в условиях эскалации "махновщины", которая в настоящий момент процветает в Донбассе. Но, чтобы стать эффективной, управляемость должна быть подкреплена представительностью и компетентностью (нужно ли это доказывать?: посмотрите хотя бы «Временное положение о налогообложении Донецкой Народной Республики», чудовищно безграмотный текст которого, уже обусловил массовое бегство среднего и мелкого бизнеса из региона!). Что не предвидится.
Критиковать, как известно, могут многие. Предложить конструктивное решение по выходу из ситуации – не все!
Поэтому.
Для решения указанной, второй проблемы, предлагаю, сразу после выборов ВС ДНР и главы Республики, сформировать два органа, способных, на мой взгляд, обеспечить необходимые прозрачность и компетентность принимаемых решений и реальную представительность власти.
А именно:
1. Полагаю необходимым создать при ВС ДНР Экспертный Совет.
2. Сформировать Общественную Палату ДНР, с привлечением делегатов батальонов ополчения, законно избранных активистов протестного движения, что называется, с мест, а также (в небольших количествах) представителей беженцев с Донбасса, рассеянных в настоящий момент по всем города и весям РФ.
3. Немедленно провести прямые выборы депутатов местных советов и глав муниципальных образований и распространить практику привлечения экспертного сообщества и общественных институтов на деятельность органов власти на местах.

Что имеется ввиду?
Экспертный Совет (ЭС).
Экспертный Совет (ЭС) - это сообщество экспертов, не ограничивающееся формальными критериями гражданства ДНР (которого в настоящий момент, собственно, нет), каждый из членов которого доказал на практике (и это проверяется в обязательном порядке компетентными органами ДНР) приверженность основополагающим принципам идеологии Донецкой Республики, зафиксированным в "Акте о независимости" и "Декларации о независимости ДНР" от 07.04.2014 г. Эксперты – это специалисты в различных отраслях экономики, культуры, науки, образования, военного дела, проч., компетентность которых доказана их академической, военной, культурно-просветительской и иной деятельностью, отображенной в соответствующих сертификатах, в научных и СМИ-публикациях, участии в конкретных общественно значимых проектах (проверяется). Эксперты могли бы участвовать в обсуждении законопроектов исключительно на общественных началах. Отбор экспертов по каждой отдельной тематики осуществляет бы аппарат ЭС, состоящий из нескольких человек (точное количество и персональный состав можно уточнить после анализа объема и количества законопроектов, поступающих на рассмотрение ВС, скажем, в текущей сессии).

Оговорюсь сразу же: лично я – автор этой статьи - на вакансии в аппарате ЭС ВС не претендую!
Аппарат ЭС мог бы осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с Секретариатом ВС, сотрудниками аппаратов парламентских комитетов, комиссий, депутатских групп, но не подчиняться ни одной из этих структур напрямую.
Каждый законопроект – подчеркиваю: каждый!, - который будет выноситься на обсуждение депутатского корпуса ДНР, в обязательном порядке, должен проходить процедуру экспертной оценки. Причем, обязательным является наличие не менее двух (их может быть и больше) квалифицированных экспертных заключений, представляющих альтернативные (лучше - контрарные) точки зрения. В сложных случаях, ЭС инициировало бы парламентские слушания с привлечением бОльшего количества экспертов. При этом, организационные вопросы по проведению парламентских слушаний в равной степени возлагались бы на аппарат ЭС ДНР и аппараты парламентских комитетов, комиссий, депутатских групп.

ЭС, по моему мнению, должен обладать правом законодательной инициативы. При этом, реализация этого права должна обусловливаться согласованиями с секретариатом ВС ДНР и наличием значительного числа (число можно будет уточнить) экспертных заключений, содержание которых обусловлена необходимостью рассмотрения соответствующего законопроекта.

***
Прим. В действительности, экспертные группы, с том числе, и международные, и сегодня регулярно взаимодействуют с властями ДНР. Другое дело, что деятельность этих групп носит, как правило, закрытый характер, широкой общественности не известны конкретные имена авторов тех или иных законодательных инициатив, их рекомендации на практике носят директивный характер и, следовательно, рядовые донбассовцы просто не знают, кто конкретно несет ответственность за очередные, зачастую преследующие не социальные, а личные или корпоративные цели, законопроекты и решения.
Введение Экспертных Советов в законодательное поле, в действительности, обеспечит траспарентность и более высокое качество управленческих решений.

Да, можно предположить, что открытая экспертная оценка, внедренная в законодательную практику, может привести к известной бюрократизации процедуры рассмотрения законопроектов в рамках ВС ДНР. На самом же деле, скорость принятия решений только увеличиться, поскольку «телефонное право» и «подковерная борьба», принятые в закрытых сообществах требуют огромного и неоправданного напряжения сил всего бюрократического аппарата. Ясно, при этом, что транспарентная экспертная оценка значительно повысит качество работы ВС ДНР и будет способствовать принятию взвешенных, социально значимых законов Республики.

Общественная Палата (ОП).

Создание этого органа обусловлено необходимостью компенсации представительности в органах верховной власти ДНР. Причем, поскольку количественный состав депутатского корпуса ДНР никак не связан с реальным числом избирателей (почему депутатов ВС ДНР именно сто? почему не двести? или восемьдесят семь?; а просто авторы соответствующего закона взяли вдвое от количества депутатов ЛНР, предполагая, что это соотношение может отразится при формировании парламента Новороссии!; хотя и волюнтаристский "закон" о парламенте Новороссии - также ниже всякой критики!), формирование ОП ДНР изначально должно опираться на данные, полученные в ходе референдума 11 мая 2014 года и выборов 02 ноября 2014 г.

Но не только!

В РФ члены Общественной палаты назначаются, а не выбираются. В ДНР, по избирательному закону, по которому были проведены выборы 02 ноября 2014, фактически назначенными являются депутаты Верховного Совета. Следовательно, для повышения представительности органов власти Республики, членов Общественной Палаты нужно избирать.
Естественной территориальной единицей при выборах членов Общественной палаты является район. Ситуация, на самом деле, не простая, поскольку часть районов Донецкой Народной Республики оккупирована войсками Украины. Тем не менее, опыт по преодолению этих трудностей в ходе выборной кампании октября-ноября 2014 года обретен.

Полагаю, что изначально ОП может работать и не в полном составе. В тех районах, где власть фактически принадлежит ДНР выборы могут проходить по стандартной мажоритарной избирательной системе (на «местах» люди прекрасно знают, кто чего стоит, кто и как именно проявил себя в тяжелые дни осады и оккупации и, без сомнения, выберут достойных представителей). В районах, которые находятся под контролем, одновременно, ВС ДНР и ВС Украины, стандартная процедура голосования может быть дополнена голосованием по Интернету (соответствующие ресурсы уже находятся в распоряжении ЦИК ДНР). Что касается районов, временно оккупированных украинскими захватчиками, то здесь голосование целесообразно отложить. Население эти районной сможет делегировать своих представителей в ОП ДНР-ЛНР после освобождения Вооруженными Силами Народной республики. Остается, однако, проблема беженцев. Беженцев очень много (по разным данным - от 1.3 млл.) и они рассеяны по разным областям РФ и Украины. Большинство из них практически не сможет принять участие в выборах в Общественную Палату ДНР, поскольку, за исключением трех избирательных участков, которые, в ходе избирательной кампании октября-ноября 2014 года, удалось организовать в приграничных с РФ областях, голосовать им фактически негде.

С другой стороны, власти Республик обязаны обеспечить, чтобы голос беженцев был слышен в ОП ДНР-ЛНР, а судьбы региона определяли люди, которые не побоялись прямой угрозы жизни и, следовательно, ставят интересы Донбасса выше свои личных. Поэтому, полагаю, что беженцы смогут выбрать своих представителей по итогам обсуждения в социальных сетях и проголосовать (рейтинговым голосованием) за них по Интернету. Представительство беженцев не должно быть слишком большим. Им достаточно - повторюсь! - иметь нескольких своих представителей.

Отдельный разговор о выборах в ОП Республик в воинских частях. Здесь основная трудность состоит в том, что эти части не унифицированы по личному составу, вооружению, заслугам перед ДНР-ЛНР. Большой проблемой (и не только на выборах) является принципиальное отсутствие ротации командного состава. С другой стороны, надо понимать, что мы строим в Республиках гражданское общество, а представители ополчения в достаточном количестве уже присутствуют в Верховных Советах ДНР-ЛНР.
Поэтому, полагаю, что имеет смысл провести голосования по батальонам и отдельным подразделениям прямого подчинения Верховному Главнокомандующему ВС ДНР. Здесь люди тоже видели друг друга в боях, знают, кто чего стоит на самом деле, и случайную публику в Общественную Палату не допустят! И, разумеется, формальное гражданство участников ополчения, в данном случае, значения не имеет: эти ребята приняли присягу на верность ДНР и, тем самым, автоматически обрели гражданство Республики.

Далее. (Критически важный вопрос!)

На самом деле, политическая среда того же Донецка отнюдь не однородна. В Донецке - уже меньше, чем летом 2014 года, но еще достаточно много "ахметовцев", "единоукраинцев", политических авантюристов etc. В этой связи полагаю, что члены Общественной Палаты должны обладать не решающим, а совещательным голосом при обсуждении законопроектов, выносимых на рассмотрение ВС ДНР-ЛНР. При этом члены Общественной Палаты, их объединения и ОП в целом, должны иметь право выдвигать законопроекты, которые, после получения экспертных заключений (см. раздел "Экспертный Совет"), могли бы выносится на обсуждение в Верховный Совет ДНР. При Общественной Палате могли бы учреждаться и Военный Совет (о котором говорил, в частности, Мозговой), другие консультативные органы и институты.

Местные органы власти.

На самом деле, вопрос очень сложный. Во-первых, потому, что, по идее, эти вопросы должны быть прописаны в Конституции ДНР, которая, на настоящий момент не принята (опубликован только проект, содержание которого, кстати, уже три раза - причем, без всяческий согласований с ВС ДНР - менялось!) Следовательно, любые предложения на этот счет могут носить исключительно временный (рекомендательный) характер.
Во-вторых, потому что до выборов 02 ноября 2014 года, временно исполняющие обязанности глав муниципальных образований назначались Бог знает кем: в одних случаях, Литвиновым Борис Алексеевичем (председателем ВС ДНР), в других - Захарченко, Александр Владимирович (премьером), в третьих - Денис Пушилиным (бывшим председателем ВС ДНР), в четвертых - как в Луганске - казаки сами берут власть в руки и выгоняют из районов донецких назначенцев. Причем, никто из назначенных, добровольно оставлять должности, естественно, не желает.

В-третьих, потому что в местах дислокации батальонов ополчения ДНР реальная власть зачастую принадлежит командирам этих батальонов, а никак не гражданской администрации, на назначение которой эти командиры оказывают существенное влияние.

Такова реальная ситуация.

И нужно найти решения, которые способствовали повышению представительности и компетентности местных органов власти. Причем, в условиях боевых действий и с учетом функционала уже описанных инструментов: Верховного Совета (включая комитеты, комиссии, депутатские объединения), администрации Главы Республики, аппарата Правительства ДНР, Экспертного Совета Верховного Совета, Общественно Палаты.

Трудная задача!
Уверен, что лучшего решения, чем прямые всеобщие выборы депутатов местных советов и глав муниципальных образований не существует. Ясно, что проводить нужно вместе с выборами в Общественную Палату. Вместе с тем, понятно, что донецкие (ДНР-ровские) бюрократы постараются (уже пытаются) их всячески оттянуть: чем дольше сохраниться практика назначения на должности в местной иерархии власти, тем дольше реальная власть сохраниться у донецких бюрократов и, следовательно, дольше сохранится их контроль на распределением потоков гуманитарной помощи, что сегодня являет источником доходов новых, формирующихся олигархических групп.

Очевидно, что придется прилагать серьезные усилия для продавливания идеи местных выборов, увы!

Выборы в местные органы власти нужно проводить по мажоритарной системе, без участия командования и личного состава воинских формирований, дислоцированных в тех или иных местностях. (Сам факт их присутствия в конкретных городах и поселках плюс минимальная активность республиканских "партий" и "общественных объединений", зарегистрированных ЦИК-ми Республик, плюс массовые настроения, бытующие в малых шахтерских городах и поселках, гарантируют недопущение в избирательный процесс откровенно проукраинских кандидатов).

В формировании Общественных Палат на этом уровне, как думается, необходимости нет. Что касается Экспертных Советов, то их вполне могут заменить юротделы, координирующие свою деятельность с аппаратом Экспертного Совета ВС ДНР-ЛНР. В случае существенной необходимости, нужно наделить местные Советы и глав муниципальных образований правом прямого обращения в Экспертные Советы Республик (с закрепленной в законе обязанностью ЭС в ограниченные сроки предоставлять экспертные заключения по принципу, изложенному выше).

Кстати, необходимо разработать закон, единый для всех органов власти - и местных и республиканских "Об обращениях граждан", аналогичный российскому. В законе необходимо утвердить единые сроки и порядок рассмотрения обращений.

Выборы. Деньги.

Денег на выборы в ОП ДНР нет - это понятно.

Однако, посмотрим, много ли их, в действительности, нужно?

В сущности, у нас будут три категории участников голосования:
- беженцы;

- ополченцы;

- гражданское население, голосующее по мажоритарным избирательным округам.

Что касается беженцев, то - выше уже говорилось: в данном случае мы можем ограничится Интернет-голосованием. То есть, практически бесплатно. Вместе с тем, и Интренет-голосование позволит дополнить реестр избирателей ДНР, гражданами, не утратившими прописку в городах Донбасса и имеющими намерение вернуться в регион, после стабилизации военной ситуации.

Относительно ополченцев, то, в данном случае, полагаю, уместно применить прямое (открытое) рейтинговое голосование. Ополченцы не раз видели друг друга в бою: кто чего - стоит каждый знает без дополнительных объяснений.

Таким образом, сколько-нибудь существенные деньги понадобятся исключительно для организации голосования по территориальным округам.

О каких суммах в данном случае идет речь?

Полагаю, что в условиях, сложившихся в ДНР (отсутствие реестра избирателей), процедура голосования может быть комбинированной: часть избирателей сможет проголосовать по именным бюллетеням, напечатанным по сведениям уже заложенных в базы данных ЦИК ДНР на основании референдума 11 мая и выборов 02 ноября 2014 года, часть - сможет проголосовать по неименным бюллетеням, которые будут выдаваться при предъявлении паспорта с местной пропиской. Нужно будет, видимо, предусмотреть и отдельные выносные урны для голосования обездвиженных, больных и т.д., и т.п.

Мне пока трудно точно назвать сумму, которая будет затрачена на эти выборы, но вряд ли она будет превышать ту, что ушла на организацию выборов 02 ноября 2014, а, скорее всего, будет намного меньше. Полагаю, что формирование бюджета выборов в ОП можно возложить на в.и.о. глав городов и поселков ДНР (это - в их интересах), в зависимости от количества избирателей, проживающих в конкретных городах, поселка, проч.
В обязанности ЦИК Республик, в данном случае, вошло бы обеспечение контроля над транспарентностью выборной процедуры.
***
И последнее, существенное. То, о чем я говорю в настоящей статье - не более, чем личное мнение лояльного гражданина ДНР, искренне заинтересованного в будущем нашей прекрасной Республики, в благополучии и процветании Донецкого региона.
Автор - не правовед, не юрист, не специалист в сфере выборных технологий.
Вместе с тем, очевидно, что упомянутые здесь проблемы – объективны. Как и объективна необходимость честного конструктивного поиска путей их решения.

Буду искренне признателен за существенные замечания и дополнения.

Спасибо!
Роман В. Манекин, 03.11.2014, Донецк.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение