Правила игры ЕС с Грузией нельзя считать равноправными

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
29 ноября 2013 года в Вильнюсе было парафировано соглашение об ассоциации ЕС и Грузии. Текст с объемом 1000 страниц был опубликован на сайте ЕС к концу года. По идее, соглашение предусматривает укрепление экономических, политических и торговых отношений между сторонами. Соглашение в целом направлено на проведении реформ, целью которых является укрепление демократии, либерализации экономики. Однако стоит проанализировать, что именно сказано в этом документе.
Правила игры ЕС с Грузией нельзя считать равноправными
                    Для конкурса Политологического  Центра «Север-Юг» Автор:  Гиорги Мдивани 29 ноября 2013 года в Вильнюсе было парафировано соглашение об ассоциации ЕС и Грузии. Текст с объемом 1000 страниц был опубликован на сайте ЕС к концу года. По идее, соглашение предусматривает укрепление экономических, политических и торговых отношений между сторонами. Соглашение в целом направлено на проведении реформ, целью которых является укрепление демократии, либерализации экономики. Однако стоит проанализировать, что именно сказано в этом документе. Следует начать с того, что грузинское население практически не информировано, что стране сулит подписание договора об ассоциации. Более того, множество политиков и депутатов даже сами не в курсе, какие обязательства накладывает Евросоюз на Грузию и что он готов дать взамен. Практически никто из представителей власти и оппозиции ни разу не дискутировал по поводу содержания этого договора, и многие политики даже не скрывают, что они не ознакомились с текстом, хотя поддерживают европейский курс развитие Грузии. Совсем недавно на сайте МИД Грузии был опубликован полный текст договора. Каждый, кто ознакомиться с этим материалом, сделает для себя вполне логичный вывод — одна из главных ценностей Европейского союза — равенство стран и народов — никак не распространяется на Грузию. Договор состоит из XIII глав, где основной упор делается на экономические вопросы сотрудничества. При этом члены Евросоюза полностью освобождаются от налога на импортируемую продукцию, в то время как Грузия, хотя официально тоже освобождается от налога на экспортируемые в ЕС продукты, будет обязана платить плату за присутствие на Европейском рынке. Реально получается, что чиновники ЕС решили поменять название налогов. Как не странно в документе не дается полное описание налога за присутствие на Европейском рынке, там всего лишь говорится, что такой налог будет применяться по овощам и фруктам. Но ведь именно по этим категориям сельского хозяйства сильна грузинская экономика. Такой подход ЕС можно считать дискриминационным. Неравенство сторон проявляется еще в одном аспекте соглашении: члены Евросоюза могут импортировать в Грузию товары в любых объемах, в то время как Грузия на все категории товаров имеет определенные квоты и должна соблюдать эти лимиты. Если экспорт в ЕС превышет указанные в документе лимиты, то грузинское правительство должно предъявить чиновникам ЕС аргументы и в течение шести месяцев ЕС примет решение, увеличить ли лимит грузинской стороне. Единственный продукт, который может экспортироваться в Европу в неограниченном количестве — это чеснок. А, например, говядину, свинину и баранину из Грузии можно будет экспортировать в объеме не более 4 400 тонн в год. Возникает вопрос — для чего это делается? Для того, чтобы защитить европейских производителей от конкуренции, хотя в документе сказано, что цель введение этих квот несет антидискриминационный характер. Отдельная тема, какие финансовые ресурсы понадобиться Грузии, чтобы перейти на европейские стандарты и готова ли страна в ближайшее будущее осуществить такой кардинальный прорыв? Ведь в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС, Грузия берет на себя обязанность трансформировать разные аспекты экономической и социальной жизни страны. Для того чтобы получить доступ на европейский рынок во всех сферах экономики, от сельского хозяйства до сферы обслуживания, придется внедрять стандарты ЕС, что в итоге приведет к подорожанию продуктов, а это в свою очередь негативно отразится на гражданах Грузии, так как им придется платить больше за товары повседневного пользования. Процесс интеграции Грузии с ЕС является почти всесторонним и затрагивает такие моменты каждодневной жизни населения, как, например, эксплуатация бытовой техники. Даже такие малейшие детали прописаны в договоре об ассоциации — поэтапно в Грузии должны быть приняты законы, согласно которым граждане смогут приобретать для домашнего пользования только энергоэффективные устройства. Необязательно быть экономистом и политологом, чтобы после прочтения текста об ассоциации понять, что Грузия и ЕС находятся в неравноправных условиях. Это больше похоже на попытку экономической и политической оккупации страны, чем на двухстороннее сотрудничество. Может показаться циничным, что после многочисленных требований ЕС к Грузии в документе об ассоциации ничего конкретного не сказано насчет либерализации виз. Там только упомянуто, что политика либерализации выдачи виз грузинским гражданам будет продолжаться и дальше, но от конкретики эти обещания все еще далеки. Для Грузии может послужить примером опыт Румынии и Болгарии — после того, как эти страны стали членами ЕС, их граждане свободно не могли передвигаться по странам ЕС еще в течение 7 лет. Ведь в Евросоюзе прекрасно понимают, что, если дать шанс гражданам Грузии свободно передвигаться по ЕС, это может стать источником головной боли. Сегодня в число ассоциированных членов ЕС входят 17 стран. И не все эти страны европейские. Если взять, например, опыт Албании, которая в 2009 году подписала соглашение об ассоциации, но до сих пор не стала членом ЕС, то экономическая ситуация в стране не то что не улучшается, а наоборот становится хуже. По данным всемирного банка, число албанцев живущих за чертой бедности после подписания договора выросло (в 2008 году — 12,4%, в 2012 году — 14,3 %). Годовой прирост ВВП в Албании в 2012 году составлял 2%, а в 2014 году — 3,4%. Как видно из статистических данных, подписание соглашения об ассоциации экономическому развитию Албании никак не способствовало. ЕС пытается навязать Грузии свои правила, но критиковать такое отношение европейцев сейчас немодно. Здравый рассудок подсказывает, в случае подписания договора об ассоциировании грузинская экономика окажется в незавидном положении. Ведь на сегодняшний день у Грузии ужасающий торговый баланс с ЕС. После подписания договора об ассоциировании Грузия окончательно станет страной-импортером. Единственный правильный путь для страны — это внедрение принципов протекционизма, иначе невозможно поднять отечественную экономику. Было бы неплохо вспомнить, как богатые страны ЕС развивали свои экономики. Лидирующие страны ЕС рекомендуют развивающимся странам политику, противоречащую их историческому опыту. В 1721 году премьер-министр Британии Роберт Уолпоул ввел программу, защищавшую поддерживающую британских производителей. До середины XIX века средний таможенный сбор в британской промышленности составлял 40-50%. Богатые страны сегодня всем рекомендуют приватизацию государственных предприятий, но, как ни странно, сами построили свою промышленность благодаря государственной форме собственности. В Германии и во Франции многие известные компании были государственными предприятиями (Рено, Томсон, Алькател). Налоги платит худой, да горбатый, но не богатый — эта русская пословица очень точно подходит для описания отношений между ЕС и Грузией.    Источник:  georgiamonitor.org
Теги: ЕС , Грузия

Поделиться: