Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Вугар Гасанов: Россия и Азербайджан: формула дружбы

04.11.2014

Автор:

Теги:

Россия и Азербайджан: формула дружбы

 

В августе текущего года, когда накал напряженности на линии армяно-азербайджанского фронта достиг небывалых ранее высот, вновь заявила о себе сила, способная снизить накал напряженности и уверить стороны в том, что война в Карабахе нежелательна не только для них, но и для всего региона.

Примечательно, что когда страны–сопредседатели Минской группы ОБСЕ, на плечи которых возложена задача недопущения эскалации напряженности в карабахском конфликте, мягко говоря, бездействовали, эта сила, несмотря на внешние проблемы и западные санкции, вмешалась. А вмешательство это принесло желанные для двух народов результаты: новую войну в Карабахе удалось предотвратить.

Сила эта, конечно же, Россия. Отрадно, что после последней трехсторонней встречи президентов в Сочи, эксперты наблюдают некое потепление в отношениях Азербайджана и России. Баку один за другим посетили высокие российские чины, был подписан ряд важнейших для обеих стран документов. К тому же, западные санкции против РФ открыли возможность азербайджанским товарам масштабно присутствовать на российском рынке.

Параллельно, наблюдая за позитивной динамикой в отношении двух стран, эксперты, да и журналисты, начали задаваться вопросами: «Что же сулит региону укрепление азербайджано-российских отношений? Почему Россия и Азербайджан должны выступать с единых позиций? Кому не выгодно сближение позиций Москвы и Баку?».

Каспийский саммит как ответ на все вопросы

Ответы на многие волнующие обе стороны вопросы нашлись после последнего Каспийского саммита в Астрахани. Именно на сентябрьской встрече глав прикаспийских государств в Астрахани были выработаны меры обеспечения коллективной безопасности в данном регионе, на основе принципа «неприсутствия в Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам». Такой принцип разделяют руководители всех прикаспийских стран, в том числе и президент Азербайджана Ильхам Алиев.

И это, конечно, многим странам НАТО не нравится. Вряд ли можно назвать случайностью, что накануне саммита прикаспийских стран со стороны США и международных правозащитных организаций началось давление на власть в Азербайджане.

Президент США Барак Обама, выступая 23 сентября на годовой сессии Клинтоновской глобальной инициативы (КГИ), назвал Азербайджан в числе стран, где нарушаются фундаментальные свободы. Сюда же, кстати, попали Россия, Китай, Венесуэла и ряд других стран. Подчеркнув, что права человека и демократия относятся к фундаментальным принципам национальных интересов США, Обама заявил, что только уважающие эти принципы страны смогут поддерживать хорошие отношения с Америкой. КГИ в мире известно как «международное филантропическое сообщество, созданное для реализации новаторских решений острых глобальных проблем». Насколько Азербайджан является общей глобальной проблемой – непонятно.

Обаму дружно поддержали известные правозащитные организации.  Human Rights Watch обратилась к Совету Европы с призывом оказать давление на Баку с целью освобождения прозападных оппозиционеров. А Международная инициатива прозрачности в добывающих отраслях – организация, в которую входят многие нефтедобывающие страны, в том числе и Азербайджан, – приняла решение направить в январе 2015 года досрочную оценочную миссию в эту страну с целью мониторинга соблюдения страной обязательств по обеспечению свободы деятельности бизнеса и НПО.

Эта практика служит фоном, при котором по опыту цветных революций в арабских и других странах, в том числе и в СНГ, свергались легитимные власти. Чтобы понять это, не обязательно быть политологом.

Надо отметить, что пик выступления противников нынешнего главы Азербайджана наблюдался после президентских выборов в октябре 2013 года, когда Ильхам Алиев стал президентом государства уже в третий раз. Но в отличие, к примеру, от Украины западные эмиссары, действующие в Азербайджане, не учли, во-первых, национальный менталитет жителей страны, а также абсолютную поддержку властей со стороны правоохранительных органов и армии.

Во-вторых, сам Алиев сумел, как говорится, навести порядок. В Азербайджане, как и в России, в последнее время принят большой пакет поправок в законодательство, регламентирующих деятельность партий и НПО.

Реформирование и перевооружение армии преимущественно на основе российского оружия, отказ от подписания соглашения об ассоциации с ЕС и выстраивание равноправных отношений с НАТО стали отличительными чертами азербайджанской внутренней и внешней политики в последние годы.

Вряд ли стоит ожидать, что Запад смирится с независимым положением Азербайджана и его укрепляющимися связями с Россией. Значит, попытки организовать цветную революцию в стране продолжатся. При этом, конечно же, будет использоваться не только правозащитная риторика, но и фактор Нагорного Карабаха.

В Азербайджане по-прежнему остается значительное число сторонников «партии войны». В данном случае роль Москвы еще более усиливается, поскольку именно во многом благодаря России и, конечно же, личному общению Владимира Путина с лидерами Азербайджана и Армении ситуация вокруг конфликта удерживается в мирном русле.

 Экономика – лучшее решение проблем

Вернемся к Каспийскому саммиту, который помог ответить нам на сложные вопросы. Россия и Азербайджан на полях саммита в Астрахани подписали важнейшее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Документ разрабатывался Москвой и Баку на протяжении последних 14 лет и дает возможность качественного расширения межгосударственного сотрудничества.

Толчком для подписания документа, по мнению бывшего заместителя министра экономики Азербайджана Октая Ахвердиева, могли стать санкции Запада в отношении России. «Внешняя торговля между нашими странами доходила до 3 млрд. долл. Россия до санкций в целом не особо стремилась к расширению экономического сотрудничества с Азербайджаном. После введения санкций отношение заметно изменилось. Очевидно, что и азербайджанское руководство настроено более интенсивно включаться в амбициозные российские проекты», – сказал в интервью «Независимой газете» Октай Ахвердиев.

По его словам, до настоящего времени азербайджанские средства присутствовали в российской финансовой системе, в инфраструктуре северных  регионов РФ. «Но это не были крупные инвестиции. Всего на сумму около 1 млрд. долл. В Азербайджане, в свою очередь, работает около 400 компаний, что тоже не стоит считать значительным показателем. Санкции, наложенные Западом на Россию, дают дополнительную возможность для активизации сотрудничества. Баку обращался к Москве с просьбой предоставить список приоритетных секторов российской экономики, с тем, чтобы можно было выбрать выгодные направления инвестирования. Эта программа рассчитана на срок от 5 до 10 лет», – сказал Ахвердиев.

Однако, по словам Алексея Улюкаева, санкции Запада не играют роли в активизации российско-азербайджанского сотрудничества, поскольку все вопросы были согласованы еще летом. Тогда же была достигнута договоренность о создании совместного инвестиционного фонда, но в стадии обсуждения остаются размер фонда и долевое участие в нем сторон. Алексей Улюкаев сообщил, что совместные проекты могут достигать миллиардов долларов.

Эксперты полагают, что соглашение открывает перед Россией возможность более полноценного экономического взаимодействия с Азербайджаном. И речь не только о сферах традиционного сотрудничества – нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей, - но и о транспортных коммуникациях в международном коридоре «Север–Юг».

Азербайджанские инвесторы, со своей стороны, заинтересованы в российском машиностроении, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, судоремонте. Ожидается также увеличение поставок сельхозпродукции из Азербайджана.

До сих пор подвисшим считалось соглашение между «Роснефтью» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР), подписанное в ходе визита Владимира Путина в Баку в 2013 году.

Тогда стороны договорились о сотрудничестве в области проектов по разведке и добыче нефти и газа не только в России и Азербайджане, но и в других странах. Для этого стороны обязались создать совместное предприятие на паритетной основе. Кроме того, было достигнуто соглашение о сотрудничестве в области маркетинга и продажи углеводородов и о совместном использовании ряда инфраструктурных объектов, в том числе трубопроводов и терминалов. После подписанного в Астрахани инвестиционного соглашения эксперты предрекают возникновение новой масштабной кооперации нефтегазовых отраслей двух государств.

Помимо экономической нагрузки подписанное соглашение о защите инвестиций несет и политическую. Эксперты расценивают его не только как способ поддержки азербайджанского продовольственного импорта в Россию, необходимого для компенсации санкционной войны, но и как средство интеграции, то есть более глубокого вовлечения Азербайджана в российскую торгово-экономическую орбиту.

 Азербайджан и Россия  – вместе сила  

О нынешнем этапе азербайджано-российских отношений стоит говорить, исходя из более широкого геополитического контекста. События вокруг Украины, изменения акцентов в глобальной и региональной политике требуют от участников этих процессов гибкости в подходах и решительности в действиях.

При этом особую актуальность приобретает надежный характер партнерских отношений. Сегодня мировые и региональные центры силы особо заинтересованы иметь надежных и сильных партнеров, с помощью которых можно решать узловые геополитические проблемы. Азербайджан, как самая сильная, богатая и что очень важно, самодостаточная с политической точки зрения страна своего региона является очень выгодным партнером, найдя удачную форму отношений с которым, можно весьма эффективно решать задачи, представляющие взаимный  интерес.

Образно выражаясь, Баку для Москвы это не только фрукты и овощи в условиях их нехватки на российском рынке, но и источник значительных инвестиций в экономику российских регионов, партнер по решению проблем безопасности, главным источником которых остается терроризм.

Кстати, развивая тему парадоксов. Несмотря на то, что Ереван официально числится в союзниках у России на Южном Кавказе, именно развитие  взаимоотношений с Баку рассматривается Москвой в качестве принципиального направления российской внешней политики в этом регионе.

Азербайджан всегда стремился поддерживать с Россией самые хорошие отношения, причем во всех сферах и в самые сложные периоды истории. Теперь же, в условиях чрезвычайной нестабильности в международных делах, эти связи приобретают особую актуальность.

Причем важно отметить, что основаны они на перманентном интересе, который иногда может менять форму, но никогда – суть. Россия не просто ближайший и огромный по своим размерам сосед, но и безальтернативный партнер Азербайджана по целому ряду жизненно важных для нас направлений.

Да и России сложно найти замену Азербайджану в  делах Закавказья. Так что объективных условий для развития двусторонних отношений предостаточно.

Сегодня, когда Россия все больше ощущает на себе бремя санкций, ей как никогда нужны сильные и готовые постоять за себя партнеры и друзья, и Азербайджан - одно из немногих государств-соседей, которые соответствуют этим критериям.

Как говорил известный политолог Ильгар Велизаде, отношения между Россией и Азербайджаном стали примером того, как должны строиться отношения между двумя соседями, двумя самодостаточными государствами, которые дружат не против кого-то, а делают это из побуждений укрепить свои собственные позиции, извлекая при этом взаимную выгоду. Вот такая формула дружбы…

Вугар Гасанов   - специально для конкурса Политологического Центра «Север-Юг»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение