Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Развитие многопартийной системы в Республике Узбекистан.

04.11.2014

Автор:

Теги:

Развитиемногопартийной системы в Республике Узбекистан.

 

Хасан  Исламходжаев  - профессор Ташкентского государственного

юридического университета, докторюридических наук

 

В современном мире, переживающем принципиально важныйи новый этап своего развития, идет поиск новых подходов формирования и развитияполитических систем, модернизации и демократизации государственного иобщественного устройства. Идет интенсивный поиск нахождения собственной моделипродвижения по пути демократии, гражданского общества и прогресса, вероятныхпутей её достижения с учетом своеобразных особенностей каждого народа,общества.

Узбекистан изначально отказался от навязываемыхметодов шоковой терапии, обманчивых представлений о саморегулировании рыночнойэкономики и выбрал эволюционный подход в процессе перехода отадминистративно-командной к рыночной системе управления, путь постепенных ипоэтапных реформ, действуя по известным принципам «не построив нового дома, неразрушай старый» и «реформы не ради реформ, а для человека».

На основе фундаментальных положений и требованийКонституции Республики Узбекистан была принята собственная модель кардинальногореформирования и модернизации страны, пять основных принципов которой лежат воснове нынешнего интенсивного демократического, социально-политического иэкономического развития страны, верность и мудрость которых полностьюподтверждена временем. Это приоритет экономики над политикой, выполнениегосударством на переходном этапе роли главного реформатора, верховенствозакона, осуществление сильной социальной политики и поэтапность в проведенииреформ.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что даннаямодель позволила эволюционно, без революционных и социальных потрясений сформироватьнациональную государственность и укрепить государственный суверенитет, обеспечитьустойчивое и динамичное развитие политической системы, гражданского общества,национальной экономики, провести глубокие демократические политические,экономические и социальные реформы. Всё это показывает правильность выбранногов первые годы независимости собственного пути развития и прогресса и лежащей вего основе эволюционной и поэтапной модернизации общества.

В ходе строительства демократического правовогогосударства с развитой рыночной экономикой, формирования сильного гражданскогообщества большое значение придавалось системному развитию многопартийности,созданию условий для формирования самостоятельных, устойчивых, активных,пользующихся поддержкой широких слоев населения политических партий и другихобщественных объединений. Анализ деятельности политических партий в Узбекистанепозволяет выделить следующие этапы и особенности их становления и развития.

Первый этап(1991-2000 гг.). На этапепервоочередных реформ и преобразований переходного периода и формирования основнациональной государственности решались задачи отхода от монополии идеологии иполитики какой-либо одной из действующих политических партий. Были созданынеобходимые законодательные и политические условия для строительствамногопартийной системы в стране.

На данном этапе также были решены следующие важнейшиезадачи модернизации страны в сфере формирования многопартийной системы.

Во-первых, обеспечены законодательные условия переходаот монопартийной общественно-политической системы к реальной многопартийности,от идеологического фундаментализма - к политическому плюрализму.

Поворотным событием в создании законодательной,правовой базы для формирования в Узбекистане политического плюрализма имногопартийности, отвечающей мировым стандартам парламентской демократии, сталопринятие в 1992 году Конституции Республики Узбекистан[1]. В Конституции закреплен ряд важнейших исходныхпонятий и принципов, определено место политических партий в системегосударственной власти. А именно:

- право граждан объединяться в политические партии идругие общественные объединения, участвовать в массовых движениях (статья 34),а также отнесение политических партий, по их организационно-правовой форме, кобщественным объединениям (статья 56);

- защита прав, свобод и достоинства лиц, составляющихоппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях,массовых движениях, а также в представительных органах власти (статья 34). Приэтом закреплено, что никакая часть общества, политическая партия, общественноеобъединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народаУзбекистана (статья 10). Установлены обязательства государства по обеспечениюсоблюдения прав и законных интересов общественных объединений, созданию имравных правовых возможности для участия в общественной жизни, а также запрет навмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений(статья 58);

- запрет на создание и деятельность политическихпартий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственноеизменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостностии безопасности республики, конституционных прав и свобод ее граждан,пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду,посягающих на здоровье и нравственность народа, а также военизированныхобъединений, политических партий по национальному и религиозному признакам,тайных обществ и объединений (статья 57);

- определение политических партий, как организаций,которые выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и черезсвоих избранных демократическим путем представителей участвуют в формированиигосударственной власти (статья 60).

Таким образом, Конституция Узбекистана в 1992 годусоздала прочную правовую основу для образования новой политической системыобщества на многопартийной основе, решения важнейшей задачи переходного периода- развития и укрепления таких демократических институтов, как разветвленнаямногопартийная система и иные общественные организации, призванные статьвыразителями интересов различных слоев населения. Роль государства в процессеформирования основ гражданского общества заключалось в ликвидации любых препони барьеров, тормозящих возникновение, становление и развитие политическихпартий и общественных движений, без которых немыслима представительнаядемократия.

Принятый в 1996 году Закон «О политических партиях»[2] создал необходимые правовые основы для эффективногофункционирования многопартийной системы, закрепив положение о том, что ни однаиз действующих партий не может претендовать на единоличное право определятьполитику государства. Принятие закона юридически закрепляло растущеемногообразие и широкий спектр нового политического стояния общества, позволялопоследовательно развивать структуру общественных организаций, призванныхподдерживать баланс интересов в стране.

Был закреплен принцип добровольности объединенияграждан в политические партии на основе общности их взглядов, интересов ицелей. Политическим партиям были гарантированы права пропагандировать своиидеи, цели и задачи, участвовать в подготовке соответствующих государственныхрешений, в выборах органов государственной власти, учреждать свои средствамассовой информации, формировать свои фракции в законодательном органе, дляорганизованного достижения своих программных целей и задач.

Во-вторых, обеспечены законодательные гарантии дляперехода от избирательной системы, основанной на «ведущей роли» партии прямогополитического действия, к многопартийной избирательной системе, отвечающейобщепринятым в мире нормам. Создана необходимая правовая основа для обеспеченияважнейшего принципа демократии - права выбора, свободного волеизъявлениянарода, участия граждан в управлении делами государства и общества.

Первый Закон «О выборах в Олий Мажлис РеспубликиУзбекистан»[3], принятый 28 декабря 1993 года, уже в максимальновозможной на том этапе реформ степени соответствовал общепринятым в мире нормаморганизации и проведения многопартийных выборов. С принятием в 1994 годузаконов «О гарантиях избирательных прав граждан»[4], «О выборах в областные, районные, городские Кенгашинародных депутатов»[5] и других актов законодательства, в стране была сформированаэффективная, отвечающая демократическим требованиям избирательная система.

Были созданы организационно-правовые,материально-технические условия для свободного, активного участия граждан,политических партий в выборных процессах, надежные гарантии полной реализацииих избирательных прав.

Всё это стало важнейшим звеном всей работы поформированию принципиально нового государственного обустройства, обеспечениядемократического разделения ветвей власти, формирования и развития подлинноймногопартийности.

Впервые в истории Узбекистана на основе новогоизбирательного законодательства в декабре 1994 года были проведены открытыедемократические выборы в новый парламент страны - Олий Мажлис, такжесформированного на новой конституционно-правовой основе, в условиях разделениявластей и многопартийности.

Выборы прошли с активным участием граждан страны, вкаждом избирательном округе баллотировались по два-три кандидата и избирателямбыло предоставлено право реального выбора. О высокой демократичности иорганизованности избирательного процесса в этот период свидетельствует и то,что на 250 депутатских мест претендовало 634 кандидата от двух политическихпартий - Народно-демократической партии и партии «Ватан тараккиёти», и отместных представительных органов власти[6].

Кроме того, выборы завершили важный этап формированияновой системы государственной власти. Был реализован конституционный принципразделения властей, укреплены исполнительная и судебная ветви власти.

По итогам выборов 1994 года наиболее весомое место вОлий Мажлисе заняла НДПУ, получив 69 депутатских мест, затем партии «Адолат» -47 мест и «Ватан тараккиети» - 14 мест, т. е. политические партии всовокупности имели большинство мест в парламенте[7].

В целом, в этот период в республике сложились основыновой демократической политической системы, обеспечивающей широкое участиеграждан в управлении делами государства и общества. Наметился динамичный ростполитического и общественного сознания граждан, подъём их политическойактивности, что, в свою очередь, способствовало повышению роли и значенияпартий в государственной и общественной жизни.

Эти изменения создали принципиально новое правовоеполе для следующих парламентских выборов 1999 года, в ходе которых задепутатские места в Олий Мажлисе второго созыва боролись уже пять политическихпартий, инициативные группы граждан и кандидаты от местных представительныхорганов государственной власти. Сами выборы характеризовались более высокимуровнем конкуренции кандидатов (в отдельных округах их число достигало 7человек) и возросшей требовательностью к ним со стороны избирателей.

В деятельности Олий Мажлиса второго созыва былизарегистрированы и начали функционировать фракции всех политических партий,представленных в парламенте, получила развитие фракционная деятельность.Численность фракций политических партий в парламенте составила: Национальнойдемократической партии «Фидокорлар» - 53 депутатских места (в апреле 2000 годаввиду общности политических задач и интересов произошло слияние НДП «Фидокорлар»и партии «Ватан тараккиёти», которая, в свою очередь, в последующем, в 2008году объединилась с партией «Миллий тикланиш»), НДПУ - 49,Социал-демократической партии «Адолат» - 11 и Демократической партии «Миллийтикланиш» - 10.

Таким образом, выборы 1999 года, став значительнымшагом вперед в демократическом реформировании страны, одновременно выявилипотребность не только в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовогорегулирования избирательных процессов, но и в качественно новых подходах корганизации представительной власти.

В-третьих, было начато формирование отвечающейсовременным, демократическим требованиям парламентской системы, принятыкомплексные меры по повышению роли и места законодательной власти в структуреполитических институтов, последовательному расширению функций и полномочийпарламента по мере создания необходимых общественно-политических условий,повышения уровня политического, правового сознания и правовой культурынаселения.

Парламент в сотрудничестве с другими ветвями властистал гарантом сохранения в обществе политической стабильности, мира испокойствия, находился в центре всех процессов обновления всоциально-политической, духовной и культурной жизни страны, созданиязаконодательной базы реформ и последовательной реализации этих задач.

Олий Мажлис добился ощутимых результатов в сфереформирования правовой основы гражданского общества, создания институциональныхоснов защиты прав человека. В целях обеспечения парламентского контроля заэффективностью соблюдения действующего законодательства о правах человека вРеспублике Узбекистан государственными органами, органами самоуправления граждан,предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и должностными лицами,в 1995 году в структуре парламента был создан институт Уполномоченного ОлийМажлиса по правам человека (Омбудсман).

Таким образом, были обеспечены условия для перехода кпоследующему этапу реформ и логическим итогом первого этапа явились подготовкаи проведение выборов в Олий Мажлис второго созыва (1999 год).

Второй этап(2000-2010 гг.). Период активногодемократического обновления и модернизации страны характеризуется решениемзадач накопления партиями политического опыта и политической зрелости,обеспечения их финансовой самостоятельности, определения ими собственного местав обществе и своего постоянного электората.

Главные задачи в сфере дальнейшего развития иукрепления многопартийной системы, которые решались на данном этапе реформ,сводились к следующим: создание необходимых условий для повышения политической,экономической активности граждан и самореализации человека; дальнейшееукрепление и развитие прав и свобод человека, демократических ценностей всознании людей; совершенствование системы государственных и общественныхинститутов, призванных защитить права и свободы граждан; обеспечение плюрализмамнений и свободы их выражения.

В то время необходимо было обеспечить, чтобымногопартийность реально вошла в жизнь общества и заложить основы конкуренциивзглядов и идей, создать новое политическое поле соперничества партий.

Следует особо отметить, что заложенные в преддвериинезависимости основы новой для страны рыночной экономики, механизмы рыночныхэкономических отношений с созданием институтов рыночной инфраструктуры иформированием конкурентной среды, возрождение и приоритетное развитие частнойсобственности, оказали существенное влияние и на структуру общества в целом. Засчет приватизации и полного разгосударствления основных отраслей экономики,предприятий торговли, сферы услуг в стране реально сформировалась многоукладнаяэкономика, в которой все большую роль стало играть малый бизнес и частноепредпринимательство, фермерские и дехканские хозяйства. Доля малого бизнеса ичастного предпринимательства в ВВП страны выросла с 1,5% в начале 1990-х годовдо 31% - в 2000 году и 38,2% - 2005 году[8].

В итоге, в стране появился и начал быстро набиратьсилу новый класс собственников-предпринимателей, который от года к году сталиграть все более весомую роль в жизни страны. Именно класс среднихсобственников стал опорой формируемого гражданского общества, стал игратьважнейшую роль в государственном и общественном строительстве, поддержании иукреплении социально-политической стабильности, формировании экономическиустойчивого и стабильного общества. В результате, на политическом поле странывозникло новое Движение предпринимателей и деловых людей -Либерально-демократическая партия Узбекистана, которая представляет и защищаетинтересы среднего класса собственников, предпринимателей и фермеров и т.д.

Позитивный импульс повышению общественно-политическойактивности партий придало принятие закона «О финансировании политических партий»[9], который создал возможность правового регулированияфинансирования политических партий. К источникам их финансирования также былиотнесены вступительные и членские взносы, доходы, полученные отпредпринимательской деятельности, средства государственного бюджета ипожертвования юридических лиц и граждан республики.

При этом включение механизмов финансированиядеятельности партий за счет средств государственного бюджета явилось важнымстимулом для деятельности политических партий, повышения требовательностиизбирателей к тем партиям, за кандидатов от которых они голосовали, за болееэффективную реализацию тех социальных программ, которые отвечают жизненныминтересам избирателей.

С 2005 года было начато государственное финансированиеполитических партий для осуществления ими своей уставной деятельности.Основными принципами финансирования политических партий при этом определенызаконность и прозрачность. Сумма выделяемой дотации для той или иной партииопределяется наличием фракции и полученными местами в Законодательной палате.

Это привело к значительной активизации уставнойдеятельности партий на уровне местных организаций. Начали складыватьсянеобходимые организационные предпосылки для усиления их работы среди электоратаи разворачивания деятельности партийных групп в депутатском корпусе местныхКенгашей народных депутатов.

Парламентская реформа повлекла за собой исоответствующие изменения в избирательной системе, которые позволилиактивизировать участие политических партий в процессе выборов в представительныеорганы власти. В частности:

- было установлено, что кандидаты в депутаты будутвыдвигаться из представителей от политических партий и инициативных группграждан (были исключены положения, предусматривающие выдвижение кандидатов вдепутаты от местных представительных органов государственной власти);

- усовершенствован ряд других норм, регулирующихучастие в выборах политических партий. В частности, было предусмотрено, чтоженщины должны составлять не менее 30 процентов от кандидатов в депутаты, выдвигаемыхот политических партий.

К парламентским выборам 2004 года былаусовершенствована избирательная система, которая отвечает международнымстандартам. Состоявшиеся 26 декабря 2004 года всеобщие выборы обеспечилипрактическое осуществление парламентской реформы, продемонстрировалидейственность обновленной избирательной системы, обеспечив полноценноепредставительство во вновь избранной Законодательной палате всех 5 действующихв стране политических партий. Участвовавшие в последних выборах политическиепартии уже обладали заметной политической индивидуальностью.

В ходе выборов УзЛиДеП из 120 мест в Законодательнойпалате получила 41, НДПУ - 28, НДП «Фидокорлар» - 18, ДП «Миллий тикланиш» -11и СДП «Адолат» - 10 мест. Это позволило всем партиям сформировать в нижнейпалате собственные фракции.

По итогам выборов в Жокаргы Кенес РеспубликиКаракалпакстан, областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатовбыли избраны 823 депутата, в том числе - 331 депутат от УзЛиДеП (40,2 %), 301 -от НДП Узбекистана (36,6%), 88 - от НДП «Фидокорлар» (10,7%), 40 - от СДП«Адолат» (4,9%), 30 - от ДП «Миллийтикланиш» (3,6%).

В результате выборов 2004 года в нижней палатепарламента, в лице фракции УзЛиДеП, получившей относительное большинстводепутатских мест, появилась так называемая «партия власти». Это стало стимуломк тому, чтобы, в целях более эффективного продвижения законопроектов, связанныхс реализацией своих программных приоритетов, с фракцией УзЛиДеП объединилисьфракции НДП «Фидокорлар» и СДП «Адолат», образовав Демократический блок,который составил парламентское большинство. ОдновременноНародно-демократическая партия Узбекистана объявила себя оппозиционной поотношению к парламентскому большинству.

Таким образом, впервые в истории страны в нижней палатеОлий Мажлиса были организационно оформлены парламентское большинство иоппозиционное парламентское меньшинство, явным образом обозначилосьформирование в Узбекистане характерных для современного демократическогопарламентаризма ветвей парламентского баланса политических интересов. Этоположило начало формированию в парламенте современного механизмасостязательности и здоровой конкуренции, а также создало условия длядальнейшего развития конструктивного соперничества между политическими партиямив решении актуальных социально-политических задач, стоящих перед обществом.

Ключевое и решающее значение в деле углублениядемократических реформ сыграло принятие Конституционного закона «Об усилениироли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизациигосударственного управления и модернизации страны»[10]. Сегодня политические партии стали важнейшиминструментом повышения политической и общественной активности граждан,выражения воли и мнения населения, в первую очередь, при реализации выборныхпроцессов, формировании органов государственной власти в центре и на местах.Приняты организационно-правовые меры по законодательному определению статусапарламентского большинства и парламентской оппозиции, избранию руководителейфракций заместителями Спикера Законодательной палаты.

Принятые правовые механизмы принципиально изменилироль и место политических партий в организации деятельности парламента страны,а также в формировании органов представительной и исполнительной власти,осуществлении контроля за их деятельностью.

Введение, в частности, обязательного порядкапроведения консультаций с фракциями политических партий по кандидатуре надолжность Премьер-министра, строго регламентированный порядок и механизм егоутверждения Парламентом является важнейшим шагом по углублению демократическихреформ в области государственного строительства.

Принципиально важное значение имеют предоставленныеКонституционным законом права фракциям политических партий в Законодательнойпалате выступать с инициативой об отставке Премьер-министра, а партийнымгруппам в местных Кенгашах - с инициативой об отставке хокимов областей, чтосамо по себе является конкретным свидетельством возросшей роли политическихпартий в жизни страны.

Выборы 2009 года проходили с учетом положений ЗаконаРеспублики Узбекистан от 2008 года «О внесении изменений и дополнений внекоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи ссовершенствованием законодательства о выборах»[11] и стали важным этапом в деле углубления реформ подемократическому обновлению и модернизации страны.

В избирательную систему страны были внесеныобусловленные требованиями времени и международными нормами изменения идополнения, направленные, прежде всего, на дальнейшую либерализацию идемократизацию выборного законодательства. В частности, повышение роли ивлияния политических партий, увеличение числа их уполномоченных представителей,участвующих в процессе выборов, предоставление им дополнительных прав иполномочий и в целом расширение прав избирателей позволили ещё болееусовершенствовать избирательную систему, что получило широкую поддержкумеждународной общественности.

В результате изменений, внесенных в избирательноезаконодательство, по итогам предстоящих выборов было значительно расширенопредставительство граждан в Законодательной палате Олий Мажлиса РеспубликиУзбекистан, где количество мест увеличено со 120 до 150. При этом внедрен новыйпринцип, направленный на защиту окружающей среды, рациональное использование природныхресурсов и обеспечение экологической безопасности населения, в соответствии скоторым в парламенте страны выделяется 15 мест для депутатов от Экологическогодвижения Узбекистана.

В законодательство внесены и другие изменения посовершенствованию избирательной системы, которые обеспечили соблюдениепринципов многопартийности, альтернативности, транспарентности, свободы исправедливости процесса выборов.

Многочисленные местные и зарубежные эксперты,наблюдавшие за выборами в Узбекистане в 2009 году, обратили внимание на то, как шлаизбирательная кампания - в условиях межпартийных дискуссий, борьбы идей ипрограмм, предложенных политическими партиями. Более 500 кандидатов в депутатыпредставляли четыре партии.

По итогам прошедших выборов в нижнюю палату парламентабыли избраны от УзЛиДеП - 53 депутата (39,3%), от НДП Узбекистана - 32 депутата(23,7%), от ДП «Миллий тикланиш» - 31 депутат (23%) и от СДП «Адолат» - 19депутатов (14%). Таким образом, все 4 действующие партии получили достаточноеколичество депутатских мест и сформировали свои парламентские фракции. Былатакже образована группа депутатов, избранных от Экологического движенияУзбекистана. Руководители всех партийных фракций и депутатской группы былиизбраны заместителями Спикера Законодательной палаты.

В результате практической реализации нормКонституционного закона «Об усилении роли политических партий в обновлении идальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» иизменений, внесенных в избирательное законодательство, по итогам выборов 2009года произошло существенное укрепление партийного представительства в выборныхорганах государственной власти, что способствовало заметной активизациидеятельности депутатских объединений партий на всех уровнях.

Третий этап(с 2010 года по настоящее время). ВыступлениеПрезидента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседанииЗаконодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года с Концепциейдальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданскогообщества в стране положило начало новому этапу демократического обновленияобщества и модернизации страны. Как подчеркнул глава государства, принятая Концепция«...- это долгосрочная Программа взаимосвязанных политических и экономическихреформ, демократизации и либерализации государственной системы власти иуправления, обеспечения независимости и самостоятельности судебной власти,свободы слова и информации, свободы выбора и развития избирательной системы,формирования гражданского общества в условиях глобализации и стремительноменяющегося современного мира.»[12]

В этих целях 18 апреля 2011 года был принят закон «Овнесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции РеспубликиУзбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)»[13]. В соответствии с данным законом внесен рядсущественных изменений и дополнений в Конституцию, направленных на: созданиесистемы государственного устройства и управления, основанной на принципиальноновом, отвечающем самым высоким демократическим принципам, правовом механизмераспределения полномочий между Президентом, законодательной и исполнительнойветвями власти; расширение полномочий и контрольных функций парламента задеятельностью органов исполнительной власти; усиление роли политических партий восуществлении парламентского контроля за деятельностью правительства.

В соответствии с этим законом, во-первых, установленпринципиально новый конституционный порядок назначения Премьер-министраРеспублики Узбекистан. С закреплением в новой редакции статьи 98 Основногозакона конституционного порядка, в соответствии с которым кандидатураПремьер-министра выдвигается политической партией, одержавшей победу напарламентских выборах, или несколькими партиями, получившими равное количестводепутатских мест, принципиально меняется система формирования ифункционирования исполнительной ветви власти. Определяющую роль здесь начинаютиграть политические партии, являющиеся важнейшим институтом гражданскогообщества, реализуются конституционные механизмы прямого народовластия,предусмотренные Конституцией.

Во-вторых, впервые в парламентской практике был учрежденинститут вотума недоверия главе правительства - Премьер-министру страны, прикотором в случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министроми Законодательной палатой при получении не менее двух третей голосов от общегочисла соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената ОлийМажлиса парламент может вынести вотум недоверия Премьер-министру. В этом случаеПрезидент страны принимает решение об освобождении Премьер-министра отдолжности. Принятие вотума недоверия ведет к отставке всего правительства.

Данный институт введен в целях расширения полномочийпарламента в деле осуществления контроля за выполнением законов органамиисполнительной власти и призван способствовать повышению роли законодательнойвласти в политической системе страны, а также ответственности правительства заобеспечение неуклонного и качественного исполнения принимаемых законов.

В-третьих, исключено право Президента РеспубликиУзбекистан принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции КабинетаМинистров Республики Узбекистан.

В-четвертых, важное принципиальное значение в делеуглубления демократических реформ имеют и другие поправки, внесенные вКонституцию. В частности, установлен порядок, согласно которому указыПрезидента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должностипредседателя Счетной палаты утверждаются Сенатом, исключена норма, всоответствии с которой Президент мог принимать решения по вопросам, отнесеннымк компетенции Кабинета Министров.

Эти нововведения в Основной закон значительнорасширяют возможности парламентского контроля за деятельностью органовисполнительной ветви власти, значительно усиливают роль и место парламента в системеорганов государственной власти, расширяют полномочия и контрольные функциизаконодательной ветви власти, повышают требования к качеству законотворческой иконтрольно-аналитической работы высшего представительного органа страны.

Последовательная их реализация также создаетдополнительные условия для коренного повышения роли политических партий в делеформирования органов исполнительной власти, осуществления парламентскогоконтроля за их деятельностью, значительного усиления политической, межпартийнойконкуренции - этой важнейшей составляющей демократического общества.

В соответствии с указанными принципиальныминововведениями в Основной закон был принят ряд значимых актов законодательства,направленных на совершенствование деятельности парламента, усиление роли ивлияния политических партий в осуществлении социально-экономических,общественно-политических реформ, обновлении и модернизации страны.

Важнейшее значение в решении этих задач имеет принятиезакона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «ОРегламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан»[14] в апреле 2013 года. Его принятие было обусловленосовременными реалиями и логикой проводимых в стране демократических реформ ипреобразований, которые требуют дальнейшего развития и укрепления институтовпредставительной демократии, в особенности деятельности парламента при принятиик рассмотрению, подготовке к обсуждениям и окончательном принятии законов, атакже усиления роли депутатских объединений на этих стадиях законодательногопроцесса.

В соответствии с законом внесены следующие изменения идополнения в Регламент Законодательный палаты:

Во-первых, введена норма (ст.81), предусматривающаясоздание при Кенгаше Законодательной палаты Координационной группы поорганизации рассмотрения вносимых законопроектов и проектов другихнормативно-правовых актов из числа работников аппарата Законодательной палаты,призванного осуществлять регистрацию (учет) поступивших проектов и сопровождатьих на всех стадиях рассмотрения.

Во-вторых, закреплен более демократичный, открытыймеханизм распределения поступивших проектов (ст.13), в соответствии с которымКенгаш Законодательной палаты на своем заседании коллегиально определяеткомитет, ответственный за предварительное рассмотрение законопроекта.

В-третьих, в целях предоставления фракциямполитических партий возможности более эффективно реализовать свои полномочия взаконотворческой деятельности Законодательной палаты установлен порядок, всоответствии с которым, наряду с ответственным комитетом, проект закона в те жесроки направляется во фракции (депутатские группы). Фракциям предоставляетсяправо приступить к рассмотрению законопроектов и других нормативно-правовыхактов одновременно с ответственным комитетом. Без мнений и предложений фракций(депутатских групп) по законопроекту ответственный комитет не имеет прававыносить по нему свое заключение.

Данная норма расширяет права фракций (депутатскихгрупп) по участию в работе над законопроектом на всех стадиях законотворческогопроцесса и позволяет им уже на этапе предварительного рассмотрениязаконопроекта сформировать свою позицию исходя из программных целейполитических партий, интересов своего электората, отстаивать свое мнение по темили иным положениям законопроекта.

В целом закон позволил существенно совершенствоватьзаконодательный процесс в нижней палате парламента путем расширения прав иполномочий фракций политических партий в законотворческой изаконоподготовительной деятельности, повысил их роли и ответственности в принятиизаконов.

Кроме того, он обеспечивает выработку политическимипартиями новых, более эффективных механизмов выражения их программных задач,защиты интересов электората. Он способствует активизации участия политическихпартий через деятельность их фракций в законотворческом процессе, повышению ихвозможностей влиять на принимаемые палатой решения на всех этапах рассмотрениязаконопроекта, всесторонне прорабатывать и отстаивать свои позиции позаконопроекту, исходя из программных документов своих политических партий иизбирателей. Более того, усилена роль и ответственность фракций политическихпартий в улучшении качества законов, с точки зрения всестороннего учета внормах принимаемых законов интересов всех слоев населения.

Важнейшеезначение в деле дальнейшей либерализации политической системы, развитиямногопартийности и усиления межпартийной конкуренции имеет принятый закон «Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиУзбекистан»[15],в том числе в закон «О политических партиях».

Данныйакт, во-первых, законодательно более четко определил условия и порядокобразования партийных групп, в частности, установил нижний предел числадепутатов, необходимый для их образования в Жокаргы Кенесе РеспубликиКаракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей, города Ташкента и городах(областных центрах) - не менее пяти депутатов.

Во-вторых, закреплено, что деятельность партийнойгруппы прекращается в случаях: собственной инициативы партийной группы;истечения срока полномочий Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгашанародных депутатов; уменьшения числа депутатов, входящих в партийную группу,ниже предела, необходимого для ее образования; прекращения деятельностисоответствующей политической партии.

В-третьих, наряду с предусмотренными действующимзаконодательством полномочиями, партийные группы наделяются правом на внесениепредложений:

- по кандидатурам как председателей, так и егозаместителей, а также членов комитетов или комиссий соответствующегопредставительного органа;

- о заслушивании на сессиях Жокаргы Кенеса РеспубликиКаракалпакстан, Кенгаша народных депутатов отчета или информации руководителягосударственного органа, расположенного на соответствующей территории, повопросам их деятельности. Решение при этом принимается при условии поддержкиболее половины депутатов.

В-четвертых, одно важнейшее новшество законопроекта -устанавливается, что предложения партийных групп по вопросам, вносимым впредставительные органы власти, подлежат обязательному рассмотрению. Еслиучесть так называемый различный вес представительства политических партий впредставительных органах власти на местах, то это является важнейшей гарантиейукрепления позиций политических партий, имеющих меньшее число депутатов всоответствующем Кенгаше народных депутатов.

В апреле 2014 года были внесены новые изменения идополнения в Конституцию Республики Узбекистан[16], предусматривающие расширение роли Законодательнойпалаты и Сената Олий Мажлиса в системе органов государственной власти, усилениеих функций контроля над деятельностью Кабинета Министров и исполнительныхорганов, повышение ответственности Кабинета Министров и местных хокимиятов. Ониявляются логическим продолжением Концепции дальнейшего углублениядемократических реформ и формирования гражданского общества, вобравшей в себякомплексный анализ пройденного пути по пути реформирования страны иопределившей целевые задачи и ориентиры развития общества и государства.

В частности, статья 78 Конституции дополняетсяположением, направленным на конституционное закрепление полномочийЗаконодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан поосуществлению парламентского контроля. Контроль законодательного органа задеятельностью исполнительных органов повышает ответственность последних за проводимыедействия по реализации законов и решений парламента и, тем самым, приводит кулучшению качества их работы. Надлежащее выполнение исполнительной властьюзаконов ведёт к укреплению демократии, так как выполнение основанных нанародной воле решений в соответствии с этой волей углубляет осознание народомсвоей роли единственного источника власти и усиливает его стремление влиять нагосударственную политику.

Кроме того, конституционное закрепление полномочий поосуществлению парламентского контроля позволит политическим партиям,представленным в парламенте, повысить эффективность контроля над всей системойисполнительной власти - от правительства до органов местной власти – испособствовать усилению их роли и практического значения в общественной жизни. Самоеглавное то, что это даст политическим партиям возможность значительно весомее итвёрже отстаивать интересы своего электората и свои программные задачи.

В рамках реализации принципа «от сильного государствак сильному гражданскому обществу» и формирования цельной системы по обеспечениюобщественного контроля над деятельностью государственных органовпредлагается придать конституционный статус также институту общественногоконтроля, что значительно усиливает роль и значение гражданских институтов врешении важнейших задач развития государства.

Изменения в статью 93 совершенствуют механизмконституционного принципа разделения властей и их эффективного взаимодействия.Так, предлагается, что теперь решения по образованию и упразднению министерств,государственных комитетов и других органов государственного управления споследующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлисабудут приниматься Президентом только попредставлению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Также включается норма о том, что кандидат надолжность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры впарламенте представляет программу действий правительства на ближайшую идолгосрочную перспективу. Указанное дополнение позволит политическим партиям приниматьвзвешенное решение по определению своей позиции в отношении курса и программыправительства или отдельных её направлений. Оно имеет большое значение длядальнейшего развития многопартийной системы, межпартийной конкуренции имежфракционной борьбы, которые являются важнейшими составляющимидемократического общества. Этому будет способствовать и предусмотренная взаконопроекте обязанность правительства ежегодно представлять парламентудоклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны.

Кроме того, повышению роли политических партий и ихдепутатских групп в местных Кенгашах, а также самих представительныхдепутатских органов будут способствовать дополнения в статью 103,предусматривающие возложение на хокима области, района и города обязанностьпредставлять соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим иактуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города,по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Вносимые дополнения в статью 117, направленные наконституционное закрепление независимой системы демократического формированияЦентральной избирательной комиссии и основных принципов её деятельности,обеспечивают более полную реализацию конституционных прав граждан избирать ибыть избранными в органы государственной власти, а также усиливают гарантииправ на свободное волеизъявление.

Правовое регулирование деятельности партий вУзбекистане - это результат поэтапного эволюционного развитиягосударственно-правовой и политической системы Узбекистана, это шаги по путипродвижения от сильного государства к сильному гражданскому обществу, вразвитии реальной многопартийности, повышении активности политических партий,последовательности к продвижению цели.



[1] Конституция Республики Узбекистан. - Т.: «Ўзбекистон», 2014. - 40 с.

[2] Закон Республики Узбекистан от 26.12.1996 года № 337-I «Ополитических партиях» // Ведомости Олий МажлисаРеспублики Узбекистан. - 1997. - N 2. - ст. 36.

[3] Закон Республики Узбекистан от 28.12.1993 года № 990-XII «Овыборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» // Ведомости Верховного СоветаРеспублики Узбекистан. - 1994. - № 1. - ст. 6.

[4] Закон Республики Узбекистан от 05.05.1994 года № 1051-XII «Огарантиях избирательных прав граждан» // Ведомости Верховного Совета РеспубликиУзбекистан. - 1994. - № 5. - ст. 127.

[5] Закон Республики Узбекистан от 5 мая 1994 года № 1050-XII «Овыборах в областные, районные и городские Советы народных депутатов» //Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. - 1994. - № 5. - ст. 125.

[6] Следует отметить, что институт выдвижения кандидатов в депутаты отместных представительных органов государственной власти действовал на всеобщихвыборах 1994 и 1999 годов. Причем, такой механизм был важен и необходим впереходный период, в условиях становления политических партий, и практическиобеспечивал представительство регионов страны в однопалатном парламенте - ОлийМажлисе.

[7] См.: Политические партии. - Т.: Akademiya, 2007. - С. 12.

[8] «Основные тенденции и показатели экономического исоциального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010гг.) и прогноз на 2011-2015 гг.» // Т. - «Узбекистон», 2011. - С. 64.

[9] Закон Республики Узбекистан от 30.04.2004 года № 617-II «Офинансировании политических партий» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2004. - № 5. - ст. 86.

[10] Закон Республики Узбекистан от 11.04.2007 года № ЗРУ-88 «Обусилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизациигосударственного управления и модернизации страны» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2007. - №4. - ст. 161.

[11] Закон Республики Узбекистан от 25.12.2008 года № ЗРУ-194 «Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиУзбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах» //Ведомости палат Олий Мажлиса РеспубликиУзбекистан. - 2008. - № 12. - ст. 637.

[12] Каримов И.А. Последовательное продолжение курса на модернизациюстраны - решающий фактор нашего развития // Доклад Президента РеспубликиУзбекистан И.А.Каримова на торжественном собрании, посвящённом 21-й годовщинеКонституции Республики Узбекистан, 6 декабря 2013 года. - Газета «Народноеслово» от 7 декабря 2013 года.

[13] Закон Республики Узбекистан от 18 апреля 2011 года № ЗРУ-284 «О внесении изменений и дополнений вотдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и98)» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2011. - № 4. - ст. 102.

[14] Закон Республики Узбекистан от 18.04.2013 года № ЗРУ-349 «Овнесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О РегламентеЗаконодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» // Ведомости палатОлий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2013. - № 4. - ст. 95.

[15] Закон Республики Узбекистан от 20.01.2014 года № ЗРУ-365 «Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиУзбекистан» // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - 2014. - №1. - ст. 2.

[16] Закон Республики Узбекистан от 16 апреля 2014 года № ЗРУ-366 «Овнесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции РеспубликиУзбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)» // Ведомости палат ОлийМажлиса Республики Узбекистан. - 2014. - № 4. - ст. 85.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение