Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Е.Саиров: Об универсальности исторической памяти или где истоки «русского мира»

29.10.2014

Автор:

Теги:

Редакция сайта открывает рубрику "Столкновение мнений".

В первом выпуске рубрики - заочная полемика между известным журналистом Рустамом Арифджановым и казхастанским ученым Ерланом Саировым. В центре внимания вопрос о евразийской идеологии, ее краеугольных основах, источниках, роли тюркского фактора в формировании новой Евразии. 

 

Об универсальности исторической памяти или где истоки «русского мира»

Об универсальности исторической памяти или где истоки «русского мира»
В начале 2000-х Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл провозгласил идею «русского мира». Вообще сама идея «русского мира» известна с давних пор, корнями она уходит в XII век, это известно по русским летописям. 

Обратимся к истории. По данным исследователя В.В. Григорьева, а также на основании русской Никоновской летописи, Патриарх Кирилл, живший в XII веке, построил большую Соборную церковь в г. Сарае, в столице Золотой Орды, и открыл отдельную епархию рядом с ханом Берке - в столице, так сказать, мучителей и угнетателей. Этим шагом Кирилл не только сохранил «русский мир», так как основным стержнем «русского мира» является православие, но и заложил основу качественно нового развития этого мира.

Находящийся на и географической, и фактической обочине истории, русский мир вошел в мировой экономический, социально-культурный оборот, в «котёл общемирового развития». Хан Сартак, правивший недолго перед ханом Берке, был православным христианином и «сводным братом» князя Александра, прозванного Невским. Нетрудно догадаться, кому обязан Александр победой на Ледовом побоище.

Об универсальности исторической памяти или где истоки «русского мира»Ибн Батута свидетельствует: «Живут в этом городе русские, греки, евреи, они торгуют своими товарами, у них свои кварталы и свои церкви. Эль Омари пишет: «Живут в этом государстве русские, у них красивые города, растет пшеница, чистая вода. Они считают себя поддаными кипчакского хана».

Арабские и персидские источники именовали это государство «государство Дешти Кипшак». Шейх Эль Бильазрли употребляет «царь Жанибек Дешти Кыпшака и государств входящих в него», шейх Ибн Кесир говорит «царь Дешти Кипшака», Ибн Халдун - «царь северного Дешти - Берке».

«В древности это государство была страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то кипчаки сделались им подданными. Потом они смешались, породнившись с ними. И земля одержала верх над природными и расовыми качествами их и все они стали точно как Кипчаки...», - говорит Эль Омари.

В это время русские купцы без пошлин продавали свой товары (пушнину, пшеницу, мед, разные виды рыб) купцам из Индии, Персии, Константинополя именно в Сарае. Каким это был выгодным бизнесом можно предположить только по одному признаку. К примеру, соболиная шуба стоила 1000 серебренных динаров. В сравнении с этим кипчаки за 100 динаров в Индию продавали одного элитного скакуна. Сюда же нужно включить таможенный сбор, который составлял 10 динаров и так называемый «зякат» - сбор в пользу неимущих слоев населения.

Да, были набеги хозяев государства в русские княжества, потому что народ был в основном темны и не был приучен платить налоги в казну. А за неуплату налогов и сегодня в эпицентре мировой торговли - в США, сажают на пожизненное заключение, и это никого не удивляет и не возмущает.

Об универсальности исторической памяти или где истоки «русского мира»По летописям, когда так называемые татары шли на Русь, это были в основном послы, которые собирали налог. У них было войско - веский аргумент, чтобы эффективно решить задачу сбора налогов. Русская элита была активно инкорпорирована во власть в г. Сарае. Все набеги – это результат постоянного доноса хану одного князя против другого по вопросу сбора именно налогов. В результате непосредственно страдали простые люди. И это факт.

Этот темный и безграмотный народ, привозили в г. Сарай и учили: как торговать, как обращаться с деньгами, как создавать производство. Традиции русской экономической истории, купечества, торговли имеют глубокие кипчакские корни… Русские князя охотно шли в Сарай для получения указа (жарлық) на княжество. Перед получением этого документа их обучали основным навыкам государственного управления: безукоснительное подчинение центральной власти, сбор налогов, ведение торговли, охрана границ.

Рубрук при посещении Сарая в 1254 году увидел много русских, которые перевозили с одного берега реки Едиль на другой послов, купцов, просто людей, которые получали «выгоду от этого дела». Также в городе много русских, которые «торгуют, занимаются ремеслом и отношение к ним почтенное».

Государство было полиэтничным, там «живут разные народы. Монголы хозяева государства - некоторые мусульмане. Также живут черкесы, русские, греки они - христиане. У каждого есть свои участок, там и базары их» - говорит Ибн Батута. «Для купцов из других стран и странников существуют охраняемые помещения, где смотрят за сохранностью их имущества». Это говорит не современный исследователь-фантазер, это говорит живой свидетель того времени Ибн Батута.

Сарай был привлекательным как экономический, так социально. Естественно, пошел поток «русского мира» в Сарай, без принуждения и давления, потому что это было выгодно. «Русский мир» не только «плот от плоти, кровь от крови» с «тюрским миром», он является «первенцом», «детья» «Златой Орды».

Естественно, русские учились ко всему у нового государства, потому что это государство было не только богатым и сильным, но еще влиятельным и могущественным, влияло на внутренние дела буквально всех государств и Европы и Азии.

«Они (сербы и булгары) ухаживают за султаном Кипчацким следствие великой власти его над ними. Царь Румский боится притеснения и злобы его (царя Кипчацского), снискивает расположение его посредством ухаживании... Границы государства со стороны Джейхуна: Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркент, Сарай, город Маджар, Азак, Акчакерман, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, области Сибирь и Ибирь. Башкырды и Чулман» - говорит Эль Омари.

По сведениям очевидцев в г. Сарае проживало более 75 000 человек разных национальностей. По сравнению примерно в это время в Лондоне население составляло 25 тыс, в Москве 5 тыс и в Париже более 120 000 чел. Кроме этих по тем меркам мегополисов в государстве также существовало более 100 городов с развитой инфраструктурой и городским хозяйством - с системой ирригации, канализационной системой, бассейнами, банями и т.д.

Крым, благодаря своему геоэкономическому положению, имел статус свободной экономической зоны - там жили и торговали и греки, евреи, сербы, итальянцы и т.д.

«В городе Кафа в гавани мы увидели более 200 торговых и военных кораблей разных размеров. Этот город является самым большим в мире портом», говорит Ибн Батута.

Уровень религиозной толерантности можно увидеть по следующим красноречивым фактам. Начальник города Крым Тулуктумур, беседуя с Ибн Батутой, говорит: «За чертой города живет монах христианский в монастыре. Служа в нем богу и постясь, дошел до того, что постится к ряду 40 дней, питаясь только бобовинкою». Тулуктумур пожелал чтобы он вместе с ним почтил его. Ибн Батута отказался, ибо его вера не позволяла общаться с иноверцами. А эмир сам являясь мусульманином, каждый день посещал этого монаха и ведал о его здоровье.

Батута конечно был удивлен и изумлен таким поведением «правоверного» человека, еще и начальника. А все дело в том, что «Золотая Орда» была полирелигиозным обществом, и как раньше мы отметили, полиэтническим государством, и была соответствующая культура поведения у всего населения.

Естественно, при таких условиях процветала и православная религия. Вообще, расцвет православной религии приходится именно в эту эпоху, не вопреки, а благодаря Золотой Орде. Сохранением языка и религии, а также развитию культуры современные русские обязаны именно кипчакам.

Вот об этой исторической правде должен помнить современный достопочтенный и уважаемый мною патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда продвигает идею «о русском мире».

А в то время, благодаря религиозной толерантности, не только русские и восточные, но и западно-европейские купцы вели оживленную торговлю в стране в XIII—XIV вв. Свидетельство тому появление в Булгаре братьев Поло, и красноречивые факты из русских и восточных летописей.

Достаточно взглянуть на карту братьев Пицигани, Каталонский атлас и карту Фра Мауро, чтобы понять размер и размах государства.

Термин «Златая Орда» в русских летописях появился достаточно позже, когда государства уже не существовало. Видимо историческая память и почитание была очень крепка, и русские летописцы стали использовать этот термин в знак уважения только в XVI веке.

Из истории нельзя создавать фетиш - это тормозит как развитие каждого индивидуума, так и целого общества. Но, чтобы заглядывать вперед, тем более, чтобы создавать надгосударственные конструкции, историю нужно знать и необходимы навыки черпать полезное из нее.

Так вот, бесспорным историческим фактом является то, что Россия как государство имеет глубокие тюркские корни, хребет русской государственности напичкан традициями Золотой Орды. Россия является плодом общего развития двух культур поздне-тюркской и ранне-славянской.

Как мы писали выше, до эпохи Золотой Орды у русских не было государственности - это было просто население проживающая на территории абсолютно отсутствовали институты. В процессе создания и развития Российского государства особенный и решающий вклад внесли братский нам татарский народ. У русского населения не было навыков по управлению централизованным государством, дипломатического опыта, полноценной экономической концепции.

Весь этот фундамент государственности «русский мир» перенял у Златой Орды, а конкретные личности с тюркскими корнями, в основном этнические татары, непосредственно участвовали в процессе создания этого государства по кирпичикам. Об этом написано очень много, и останавливаться не стоит.

***

Фактически Золотая Орда и была Евразийским государством, мировой сверхдержавой с разветвленными связями со всем миром, с развитой инфраструктурой. Государство, толерантное к религии и языку каждого народа, населяющего ее территорию, уважающая национальное самосознание каждой нации проживающей в стране.

Государственными были все традиционные религии - ислам, православие и буддизм. Государственным языком был кипчацкий, но наравне использовались и русский, черкесский, даже иврит и другие языки. Торговля была свободной для всех субъектов, существовала устойчивая денежная система.

На «крутых поворотах» судьбы, история всегда повторяется, и сегодня современная Россия пытается создать аналогичную структуру. Так сделайте так, чтобы это структура была выгодной и притягательной – для всех. Штаб-квартиру структуры переведите в г. Орынбор - это будет символический жест. Пусть ассоциативными членами Союза выступят еще Татарстан, Бошкортостан, Саха-Якутия.

Давайте все вместе попросим, чтобы туда вошла и Турция. Если так повернется дело, возможно и Азербайждан с Ираном подтянутся. Вот вам и обширный внутренний рынок, и внутреннее потребление, основной стимулятор экономики. Это будет сильный и могущественный союз, с которым, будут вынуждены считаться во всем мировом сообществе.

Мы должны быть вместе, но понятие «вместе» не подразумевает гегемонию и главенство одного организма над другим. Вместе - это понятие равноправности.

При создании подобных исторических конструкции, нельзя поддаваться «национальному эгоизму». На должном уровне освещайте историческую роль Президента Казахстана Назарбаева Н.А. в процессе создания Евразийского Союза. Этот Союз есть результат 20-летнего кропотливого труда его личности.  Касательно евразийского сообщества, надо  проявлять деликатность. Мне кажется, от такой информационной насыщенности, неудобно самому Владимиру Владимировичу перед нашим Президентом. Он-то знает в каких муках рождалась и продвигалась эта идея нашим Президентом.

Россия же федеративное государство, приведите в соответствие структуру государственной власти. В Совет Федерации введите, как положено представителей национальных республик. Создайте условия, чтобы Совет Федерации не возглавляла красивая и эффектная дама, а этнический татарин, чтобы он по Конституции был Вице-президентом.

Когда смотрю «ящик» - глашатай российской идеологии - ловко используют термин «двойных стандартов». А у вас есть феномен, достойный самых выдающихся произведений Фрейда. У вас есть персоны, которые одновременно являются и антифашистами (в отношении к Украины) и самыми оголтелыми фашистами.  Этот феномен ждет своих великих исследователей и достоин Нобелевской премии в сфере психоанализа.

Идея национал-реваншизма никак не может совмещаться с идеей религиозной толерантности и национальной терпимости раннего евразийства. Здесь уместный вопрос: где мои друзья интеллектуалы из России, с которыми мы долго беседовали и размышляли о судьбе не только РФ? В общем хоре безрассудства их почему-то не слышно, может они все-таки возьмутся за историческую справедливость?

В истории дружественной нам России есть некоторые личности, которые недостойно преданы забвению. Одним из таких личностей является живший в XII веке великий политический деятель и дипломат, патриарх Кирилл II, который при жизни был назван Блаженным. Который и был одним из идеологов Евразийства. Если бы православная церковь его канонизировало и пропагандировало его деятельность, восстановилась бы часть исторической справедливости.

Необходимо признать тюркские корни российской государственности и популяризовать роль татар в процессе становления государства российского. Если историческая справедливость будет восстановлена, глядишь и люди к вам потянутся, как в свое время потянулся «русский мир» в Сарай.


Ерлан Саиров, политолог
 
 
 
http://www.matritca.kz/top/14669-ob-universalnosti-istoricheskoy-pamyati-ili-gde-istoki-russkogo-mira.html#comment

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение