Р.Арифджанов: О правильном произношении: ответ Ерлану Саирову.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Помните бой перед Куликовской битвой двух богатырей, Пересвета и Челубея? Значит, помните и исход поединка – оба рухнули. Я очень прошу своих казахских единокровцев понимать: мы строим единый союз, а не сходимся в молодецком поединке. Два великих потока – славянский и тюркский долго текли навстречу друг другу, сливаясь в великое евразийское море. Так зачем же сегодня ставить дамбы?
Р.Арифджанов: О правильном произношении: ответ Ерлану Саирову.
 Редакция сайта открывает рубрику "Столкновение мнений". В первом выпуске рубрики заочная полемика между известным журналистом и публицистом Рустамом Арифджановым и казхастанским автором Ерланом Саировым. В центре внимания вопрос о евразийской идеологии, ее краеугольных основах, источниках, роли тюркского фактора в формировании новой Евразии.    О правильном произношении Я прочиталстатью моего хорошего друга Ерлана Саирова, когда был в командировке в Крыму,поэтому не смог быстро на нее отреагировать – дел здесь сегодня у России много.И в череде важных дел – налаживание экономики, решение транспортной проблемы,обеспечение продовольствием, не оказалось в стороне и празднование 700-летиясамой старой в Крыму мечети – мечети хана Узбека.Того самогоУзбека, при правлении которого в начале XIV века Золотая Орда (или Улус Джучи,если точнее) достигли своего наибольшего могущества и процветания. Хана,владевшего Дешт-и- Кипчаком умело и с любовью, управлявшего не только Степью,но и Русью, и Крымом, и Кавказом, и Хорезмом, давшего имя одному из народовЦентральной Азии, принесшего в степь официальный ислам…Того самого ханаУзбека, который заменил баскаческую форму взимания налогов, когда этимзанимались заезжие сборщики с вооруженными отрядами, на выдачу русскимправителям ярлыков (жарлык, как это звучит по-казахски) на княжение и сборналогов.  В Симферополе,Бахчисарае, Старом Крыму мы много говорили и об истории России, и об историиЗолотой Орды. И о судьбах Евразии. Знаете, Ереке,кого я здесь встретил? Илью Владимировича Зайцева, заместителя директораИнститута востоковедения, с которым Вы познакомили меня в Алматы и которыйтеперь работает заместителем руководителя Бахчисарайскогоисторико-архитектурного заповедника. Летает на работу из Москвы. Потому что дляРоссии важен не только русский Крым, но и Крым крымско-татарский, тюркский. Видныероссийские ученые, богословы, муфтии (не только из Поволжья, но и с Кавказа)ездят в Крым, в том числе, чтобы поговорить о нашей общей истории. Прошлой ибудущей. Внимание к многонациональному фактору жизнедеятельности нашегогосударства сейчас огромно.Так вот ипоэтому хочу сообщить Вам, Ерлан Бияхметович: в России о том, что Золотая Ордаи русские княжества находились в зависимости гораздо более сложной, чемотношения завоевателей и завоеванных, говорят давно и много. Как и о том, чтоистория Золотой Орды не  только хроникасобытий сопредельного княжествам государства, но по сути история самой России.В конце нынешнего августа Министерством образования России подготовлена новаяконцепция школьных (школьных!) учебников, в которой вместо термина«татаро-монгольское иго» говорится о системе зависимости русских земель отордынских ханов. Видите, с изложенной Вами трактовкой того периода во многомсогласен не только я или, допустим, историки Уфы и Казани, но об этом скоро вроссийских школьных учебниках писать будут.Но есть акценты.Правильность произношения тех или иных тезисов. В расстановке акцентов я, какраз и не могу с Вами, мой друг, согласиться.  Ну, не был русский мир, как Вы пишите, «на географической, и фактической обочине истории». Он былколонией, но не был захолустьем. Он всегда был на водоразделе западной, имеющейвполне обозначаемые очертания и восточной, более размытой в силу своеймногообразности, цивилизаций. И в  «котёлобщемирового развития» в мировой экономический, социально-культурный оборот,как считаете Вы, русский мир вошел не только потому, что был ассоциирован сЗолотой Ордой. Наоборот, варяги, немцы, поляки и прочий Запад пытались ввестирусские земли в свой оборот, оторвав от Орды, готовя им роль части своейцивилизации, именно из-за центральной позиции этой территории. Хотели сварить в«своем котле».  Нов том, что Россия не стала ни католической, ни мусульманской, избрав свой путьвосточно-христианской, православной цивилизации и проявилась субъектностьрусского народа. Он - не был и не является объектом чьей-то политики, а скорее умели умеет использовать в свою пользу весь инструментарий ведущихся вокругполитических игр. И у него получается.Да,Вы правы, когда вспоминаете, что хан Сартак был православным христианином и«сводным братом» князя Александра, прозванного Невским. Да, надежные отношенияс метрополией, каковой была для княжеств Золотая Орда, помогли Александрувыстоять в борьбе с тевтонцами. Но будем объективны, победу в Ледовом побоищеАлександр Невский одержал сам, благодаря силе русской дружины и русского оружия.И русского духа.Согласитесь,ведь православные церкви возникали в ордынской столице не только благодарятолерантности ханов улуса, но еще и прежде всего и из-за стремления русскихбыть в своей религии всюду, где они есть. Категорическине согласен с определениями русов того времени, как «темного, безграмотного»народа.  Безграмотность – бич, но вСредневековье это воспринималось и оценивалось не так, как сегодня. Напомню,наш пророк Мухаммед (мир ему!) не был грамотен, но это не мешало ему бытьвеличайшим умом не только той современности, но и во всей истории человечества.Что же касается определения «темный», то, может, не будем уподобляться тем, ктоеще недавно считал «темными» нас из-за того, что мы, допустим, предпочиталикочевой образ жизни или отличную от них форму поведения в быту, иные образцыкультуры и архитектуры? Ведь и сейчас наличие или отсутствие балета, оперы и увертюр– не показатель степени цивилизованности. Для меня кюй Курмангазы интереснее,понятнее и глубже опер Цезаря Кюи. Думаю и для Вас, мне, кстати, нравится, какВы исполняете кюй на домре. И что мы менее цивилизованны и культурны, чемдругие?СредневековаяРоссия, может быть, и не знала такого количества и такой величины городов, какОрда. Ну и что? Бомбей – огромен, в нем живет миллионов пятьдесят человек.Разве он цивилизованнее и прогрессивнее Осло и Берна?Комплексстаршего брата, надменного и самоуверенного не менее разъедает нравственностьнарода, чем положение в союзе брата младшего, брата зависимого иоглядывающегося. И то, и другое плохо. И то что мы, тюрки, прожили время, когданаши лидеры в прошлом – Алиев, Кунаев, Рашидов получали жарлык на правление вМоскве, не позволяет нам тыкать наших соседей в более давнее прошлое, напоминаяим историю, когда их предки считали метрополией Орду. И то, и другое –комплекс.Такдавайте же перестанем комплексовать. Многовековое общение славян и тюрков – несоревнование, кто в какой момент истории был выше и раньше.  Не турнир, где определяется чей богатырьпервый. Помните бой перед Куликовской битвой двух богатырей, Пересвета иЧелубея? Значит, помните и исход поединка – оба рухнули. Я очень прошу своих казахскихединокровцев понимать: мы строим единый союз, а не сходимся в молодецкомпоединке. Два великих потока – славянский и тюркский долго текли навстречу другдругу, сливаясь в великое евразийское море. Так зачем же сегодня ставить дамбы?Я, кстати, вскользь замечу, что не только тюрко-славянские воды наполняют нашокеан, но и мощное угро-финское течение, и самобытные самодийские ручейки, ииранские древние родники, и балтийская вода, и тунгусское, и маньчжурскоетаяние снегов… Но разве разумно считать в море какой в нем воды больше – обскойили енисейской? Пойди посчитай. И, что важно, впадение рек в море не иссушаетсами реки. Они не исчезают, не могут, не должны исчезнуть.Иеще одна важная история. Нет у евразийства начала. Это естественный ходистории. В разные времена и очень далекие, и совсем недавние появлялисьидеологи этого пути, его лидеры, смелые вожатые и упорные караванщики. Призываяне считать, кто на каком этапе сделал больше, сынами какого из евразийскихнародов были эти люди, я вовсе не стремлюсь, чтобы мы стали необъективными инепомнящими потомками и современниками. Мы не имеем право забыть ни ханаУзбека, ни патриарха Кирилла II,ни Александра Невского, ни Валиханова, Трубецкого, Гумилева, ни многих других…Мы в России помним, что не только идеологом, но и блестящим практикомсовременного действенного евразийства был Нурсултан Назарбаев. С его лекции вМосковском университете двадцать лет назад начался путь к евразийскому союзу,обретшему очертания уже в нашем ХХI веке. Не случайно именно перед студентами,перед нашим будущим на исходе XXвека озвучил казахский Елбасы и лидер современного евразийства свой гениальныйплан. Иуже в нашем веке, в наши дни в начале того самого исторического заседания главгосударств, когда было принято решение о создании ЕЭС, руководитель Евразийскойэкономической комиссии Виктор Христенко, особо отметил вклад именно НурсултанаАбишевича в величайший из формирующихся сегодня проектов.Идею,которую в прошлом веке не разглядели, встретили не больше, чем с вежливымодобрением, сегодня активно и плодотворно развивают три пользующихсябезусловным авторитетом лидера. Но все мы, и в России, и в Беларуси, и, конечно,в Казахстане, помним, чья эта была идея, кто отец-основатель.  Вы пишите: «сегодня современная Россияпытается создать аналогичную структуру», имея в виду евразийский союз. Это нетак. Сегодня и Казахстан, и Россия, и Беларусь, и Армения, которая скороприсоединится, и ряд других государств, строят новый союз. Казахстан и личноНурсултан Назарбаев один из важнейших столпов и центров этого союза. От егопозиции зависит очень многое. Например, какое государство и на каких условияхможет быть принята в союз. Та же Армения. И, конечно же, никто не против, а завхождения в Евразийский экономический союз и Турции, и Азербайджана, и Ирана, идругих государств. Только решать это будет не одна лишь Москва, но и Астана, иМинск, и теперь еще и Ереван…   Иэто тоже вопрос правильности произношения некоторых тезисов.  Уважаемый Ерлан, у Вас много предложений итребований к России. И они в основном политического характера. Но мы создаем неполитическое объединение государств, а экономическое сообщество. И продолжаяжить без таможенных границ, мы остаемся тем не менее друг для другаиностранцами. Вам не нравится, что на экранах российского телевидения частопоказывают нашего президента? Поверьте, не больше, чем Вашего на экранахказахстанских. И не больше, чем президента Беларуси на телеканалах этого государства.Но это же естественно. Вамхотелось бы, чтоб штаб-квартира ЕЭС была в Оренбурге? А мне нравитсяСевастополь. А кому-то Брянск. Или вот Самара – там Волга и девушки красивые.Но президенты трех государств уже решили какой орган ЕЭС где будет находиться.Давайте позволим им это решать. Их соображения весомее наших. Высчитаете, что ассоциативными членами ЕЭС должны быть некоторые российскиереспублики с преимущественно тюркским населением (а почему не с угро-финским?).Зачем? Вы считаете, что их мнения будут отличными от точки зрения федеральногоцентра? Вряд ли. Вот у Вас в Северо-Казахстанской области русских больше, чемказахов, но разве в международных вопросах у них будет отличное мнение отАстаны? И разве это правильно поручать регионам, пусть даже с иным, чем наостальной территории, этническим составом, входить в межгосударственныеобъединения такого уровня? Ни Каталония, ни Бавария, ни Аландские острова невходят в ЕС отдельно от Испании, Германии, Финляндии соответственно. Вы,Ерлан, конечно же можете рассуждать на тему о том, как хорошо бы было, если быпредседателем российского Совета Федерации был этнический татарин. Может ихорошо. Но меня и украинка Матвиенко устраивает. Как впрочем и тувинец Шойгу напосту министра обороны, и башкирка (или татарка) Эльвира Набиуллина во главеБанка России… Впрочем, их ведь не по национальному признаку подбирали иназначали. Авот я, признаюсь честно, не решусь советовать Вам и моим многочисленнымказахским друзьям назначить руководителем Мажилиса обязательно русского. Зачем?Вы ведь сами и без нас разберетесь кого и куда назначать. А может быть даже иобидитесь на меня, если я буду рекомендовать Вам ввести должность русскоговице-президента. Нурсултан Абишевич придумал замечательную схему, в которойзаметную роль играет Ассамблея народа Казахстана. Во внутренней политикеКазахстана Елбасы обойдется и обходится без советов из Москвы.  Назарбаев лучше знает, что нужно народуКазахстана. Во внешней политике он самый верный российский союзник. Но онвсегда на страже интересов прежде всего своего народа и всегда, там, где этонеобходимо, защищает  другие тюркскиенароды. По инициативе Нурсултана Абишевича в Казахстане регулярно проходитмеждународный форум религий. Значимое, важное мероприятие. Но я не слышал,чтобы там когда-нибудь христиане или буддисты советовали мусульманам, кого изпророков (мир всем им!) почитать больше, а кого меньше. Зачем же мы,мусульмане, советуем Русской православной церкви кого из своих патриархов канонизировать?Кирилл II из XII века– великий евразийскийрадетель, но пусть православные сами разбираются в степени его святости. Каквидите не только казахские патриоты требуют своей суверенности в любых союзах,после Вашей статьи, друг, мы тоже в России чувствуем, что некоторые казахскиеинтеллектуалы в своих размышлениях вторгаются в суверенное право России, в томчисле, тюркских народов России, решать как жить, что делать, какихпроповедников слушать, а каких отвергать. Спасибо за совет, но разберемся сами.Мы – тоже патриоты своего государства. … Яулетал из крымской командировки с радостным чувством. В этом году однимтюркским, одним мусульманским народом в нашей стране стало больше. За пределамиРоссии к этому относятся по разному. Но мы, у себя на родине, верим, что именноРоссия решит те проблемы крымских татар, которые Украина за четверть векарешить не смогла. Пусть Украина живет, если хочет, в Европе, крымские татарыбудут жить в Евразии, вместе со своими братьями. Ереке,по-братски, не обижайтесь на некоторую резкость моих антитезисов. Просто каждыйиз нас, даже, если мы – тюрки, говорит со своим акцентом. Так, наверное, идолжно быть.  Рустам Арифджанов, вице-президент Евразийской Академиителевидения и радио.

Поделиться: