Изучение развития Парламентаризма в Узбекистане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Государство, государственность - это те важные социально-политические институты, которые выступают главными показателями цивилизованности и прогрессивности общества. Государственность отражает в себе политическую эволюцию государства, его институтов, властных структур. Национальная государственность – значительное достояние, вбирающее историческую память, самосознание и менталитет народа, политические традиции, культуру страны, которые исторически, пласт за пластом складывались в процессе развития цивилизации.
Изучение развития Парламентаризма в Узбекистане
СурайёАдилходжаева  - доктор юридических наук,профессор, Заместительпредседателя Комитета по международным делам и межпарламентским связям Законодательнойпалаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан  

Изучение развития Парламентаризма в Узбекистане          Государство, государственность - это теважные социально-политические институты, которые выступают главнымипоказателями цивилизованности и прогрессивности общества. Государственность отражает в себе политическуюэволюцию государства, его институтов, властных структур. Национальнаягосударственность – значительное достояние, вбирающее историческую память,самосознание и менталитет народа, политические традиции, культуру страны,которые исторически, пласт за пластом складывались в процессе развития цивилизации.Государственность в Узбекистане имеет древние корни и эволюционировало втечение долгового времени, постепенно совершенствуя механизм государства,политические традиции, правовую систему. Истоки государственности восходят ковторой половине 2 тыс. до н.э. Первыми структурами власти были совет старейшинобщины; народное собрание, правитель. Именно в органах общественного управлениязарождалась политическая культура и политические традиции.             С 1991 г. национальнаягосударственность Узбекистана начала новый этап своего возрождения в условияхнезависимости. На внеочередной шестой сессии Верховного Совета Узбекской ССРдвенадцатого созыва, постановлением Верховного Совета за № 335-XII от 31 августабыла провозглашена независимость Узбекистана, на карте мира появилосьсуверенное государство – Республика Узбекистан. Основные направления стратегиигосударства были следующими: развития рыночных отношений; демонтажадминистративно-командной системы; формирование демократических институтов;создание правовой базы демократических реформ и суверенного государства;поддержка субъектов гражданского общества.    Была выбранаправильная стратегия: с одной стороны, возрождение политических традиций,которыми была богата наша земля, что позволило не разрывать, а восстановитьсвязь времен, последовательность истории, а с другой стороны, применитьположительный опыт мировой цивилизации, что придало современность идемократичность обновленному облику государственности Узбекистана.  Чтобы объективно оценить достигнутое, достаточновернуться в прошлое и сравнить исходные позиции Узбекистана с уже достигнутымирезультатами. Основными стартовыми показателями Республики были:централизованная плановая система экономики с административно-командным методомуправления; монополия государственной собственности, отсутствие конкуренции;унизительное положение дотируемой республики, при обладании богатыми природнымиресурсами; отсталые технологии и низкий уровень производственного оснащения;один из самых низких ВВП и уровня жизни из Республик бывшего Союза. Хозяйствореспублики было на 70-80% импортозависимой. В 1990 году отрицательное сальдо в межреспубликанскомторговом обороте составило почти 3,7 млрд. рублей или около 11% валовогонационального продукта. Республика была ориентирована на сырьевую продукцию, посути, при СССР Узбекистан был сырьевым придатком, обеспечивающий всю странухлопком с отсталой промышленностью, полное отсутствие законов и инфраструктуры,регулирующие рыночные отношения. За годы суверенного развития экономикаУзбекистана выросла в 5 раз, а на душу население 3,7 раза, причем численностьнаселения увеличилось на 11 миллионов человек[1].  Экономические реформы, переход к рыночным отношениямпроисходили одновременно с демократизацией институтов государства. При этомогромное значение имеет развитие такого демократического института, какпарламент. В первые годы суверенного развития 1991-1994 годы всоставе Верховного Совета Республики Узбекистан функционировали следующие 16комитетов: Комитет по экономической реформе, бюджетной политике и местномусамоуправлению, Комитет по вопросам законодательства, законности иправопорядка, Комитет по международным делам, Комитет по агропромышленномукомплексу и водному хозяйству, Комитет по транспорту, дорожному хозяйству,связи и информатике, Комитет по вопросам межнациональных отношений, языку икультуре, Комитет по науке, народному образованию и охране культурногонаследия, Комитет по правам человека, Комитет по строительству, архитектуре,жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству, Комитет по вопросам экологиии рационального использования природных ресурсов, Комитет по здравоохранению,делам женщин, охране материнству и детству, Комитет по делам ветеранов иинвалидов, Комитет по молодежной политике, Комитет по вопросам гласности,Комитет по промышленности, товаров народного потребления, услугам населения иторговли, Комитет по вопросам государственной и общественной безопасности,обороне и социальной защиты военнослужащих[2].  Верховный Совет Республики Узбекистан был однопалатным и,хотя ему принадлежит значительная роль в законодательном укреплениисуверенитета государства в первые годы независимого развития, изучение егодеятельности со стороны историков и юристов не вполне достаточно, на нашвзгляд, и требуют большего внимания.  Во-первых, Верховный совет укрепил законамисуверенный статус Республики Узбекистан, приняв Декларацию НезависимостиРеспублики Узбекистан, Конституцию Республики Узбекистан,  а также законы «О государственном флагеРеспублики Узбекистан», «О государственном гербе Республики Узбекистан», «Огражданстве». Во-вторых,создал законодательную базу для перехода от административно-командной, плановойэкономики к свободным рыночным отношениям. В первые же годы суверенногоразвития были приняты законы «О валютном регулировании», «О ценных бумагах ифондовой бирже», «О залоге», «Об аудиторской деятельности», «О страховании»,«Об ограничении монополистической деятельности», «О приватизации»  «О хозяйственных товариществах, акционерныхобществах и обществах с ограниченной ответственностью», «Об инвестиционнойдеятельностью», «О товарных знаках», «О государственной пошлине» и др. В-третьих,Верховным Советом были приняты законы, обеспечивающие территориальнуюцелостность и повышающие обороноспособность государства, принятием законов «Огосударственной границе Республики Узбекистан», «О вооруженных силах РеспубликиУзбекистан», «Об альтернативной службе», «Об обороне», «О гражданской обороне изащите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций», «О статусевоеннослужащих, их социальной и правовой защите». В-четвертых, былозначительное внимание было уделено законодательным основам развитияздравоохранения, образования, социальной защите различных слоев населения  и охране природы. Это было обеспеченопринятием законов «Об охране здоровья», «О профилактике заболевания СПИД», «Опенсионном обеспечении», «О молодежной политике», «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РеспубликиУзбекистан», «Об охране природы», «Об особо охраняемых природных территорий» идр. В-пятых, было начата создание законодательной базы формированиягражданского общества и государственных органов принятием таких законов как «Опрофессиональных союзах и гарантии их деятельности», «О контрольной палате», «Охокимиятах и представительных органах на местах».В-шестых, было положеноначало создание законодательных основ, обеспечивающих правопорядок, чтоотразилось в разработке Кодекса об административной ответственности РеспубликиУзбекистан, Уголовно-процессуального Кодекса Республики Узбекистан. В-седьмых,начали формироваться  межпарламентскиесвязи с Германией, Китаем, США, Турцией, молодыми государствами СНГ. Политическоеи историческое значение Верховного Совета в первые годы суверенного развитияУзбекистана было весьма значимым.       Нашестнадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созывабыл принят Конституционный Закон Республики Узбекистан «Об Олий МажлисРеспублики Узбекистан». В 1995 году был избран Олий Мажлис – высший законодательныйорган, который состоял из одной палаты. В Олий Мажлис были избраны 250депутатов от 5 политических партий. В состав Олий Мажлис Республики Узбекистанвходили  12 комитетов, в том числеКомитет по бюджету, банковским и финансовым вопросам, Комитет по экономическимреформам и развитию предпринимательства, Комитет по законодательству исудебно-правовым вопросам, Комитет по вопросам науки, образования, культуры испорта, Комитет по труду и социальной защите населению, Комитет по вопросамокружающей среды и охраны природы, Комитет по вопросам обороны и безопасности идругие. К основнымполномочиям Олий Мажлиса было отнесено: принятие Конституции РеспубликиУзбекистан, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов РеспубликиУзбекистан, внесение изменений и дополнений; определение основных направленийвнутренней и внешней политики; определение полномочий органов законодательной,исполнительной и судебной власти; принятие по представление Кабинета МинистровГосударственного бюджета Республики Узбекистан; избрание Конституционного суда,Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; ратификацияи денонсация международных договоров и соглашений; утверждение государственныхнаград и званий; образование, упразднение, переименование районов, городов,областей и изменение их границ. Олий Мажлис обеспечил законодательный фундаментдля углубления демократических реформ, развития рыночной инфраструктуры,вхождению нашего государства в мировое сообщество. Были приняты законы «Обанках и банковской деятельности», «О стимулировании развития малого и частногопредпринимательства», «О защите прав потребителя», «О земле», «Об акционерныхобществах и защите прав акционеров», «О свободных экономических зонах», «Оконкуренции и ограничении мнонполитистической деятельности», «Об охранеатмосферного воздуха», Военная доктрина Республики Узбекистан, «О политическихпартиях» и другие[3]. Особо следуетотметить, что в этот период формировалась многопартийность. Рассматриваяпроцесс становления политических партий в Узбекистане, Президент Ислам Каримовсовершенно правильно отметил, что партия не должна создаваться ради партии. Еесоздание - не самоцель. Каждая партия должна иметь собственное лицо, четкуюпрограмму, выражающую интересы тех слоев общества, на которые она опирается,должна иметь постоян­ный электорат[4]. Следует отметить, что этот период также активно развивалисьмежпарламентские связи, зарождалась парламентская дипломатия. Однопалатный ОлийМажлис внес свой вклад в установление и развитие отношений между более чем 70государствами мира. Кроме того, сформировалась одна из важнейших функций парламента– парламентский контроль.  В мае 2000 г. на сессии ОлийМажлиса Президент Ислам Каримов впервые высказал мысль о создании двухпалатногопарламента в Узбекистане[5]. К тому временипроизошли глубокие реформы, значительно вырос уровень политического и правовогосознания наших людей, что  облегчилопроцесс формирования двухпалатного парламента и, более того, был востребован вобществе. Президент Узбекистана отмечал, что формированиедвухпалатного парламента было направлено,прежде всего, на совершенствование законодательного процесса икачества принимаемых законов, усиление представительской роли регионовУзбекистана в парламенте страны,  укрепление законодательной власти, увеличение егополномочий, улучшение действия механизма сдержек ипротивовесов в системе разделения властей[6]. Вторым этапом парламентской реформы были подготовка ипроведение референдума, который состоялся в январе 2002 г. Активное участиенаселения Узбекистана в референдуме и его результаты убедительносвидетельствовали о поддержке народом парламентской реформы. Результатыреферендума были закреплены принятием Конституционного закона РеспубликиУзбекистан «Об итогах референдума и основных принципах организациигосударственной власти» в апреле 2002 г. на VIII сессии Олий Мажлиса.   На следующем этапедепутатами Олий Мажлиса была осуществлена активная работа по внесениюсоответствующих изменений в Конституцию страны, созданию законодательной базыдля работы Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан,в результате которой были законодательно определены правовой статус сенаторов идепутатов, порядок выборов в Олий Мажлис, соответствующий международнымстандартам. До 2005 г.был принят пакет законов, являющихся по сути законодательным фундаментомдвухпалатного парламента: «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «ОЗаконодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», законы РеспубликиУзбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «ОРегламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Остатусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса РеспубликиУзбекистан»[7].  В мире растет популярность  двухпалатных парламентов. За последнюю треть XX века  число высших законодательных органов с двумяпалатами возросло с 45 до 67, а в 2010 году их стало 76, а ныне их количество –более 80. Все это говорит в пользу того, что бикамерализм являетсяинструментом, безусловно, полезным для государственного строительства. Формулатакой полезности проста: политический компромисс, базирующийся на консолидациюразличных политических сил в обществе[8].  ФормированиеСената в системе двухпалатного Парламента является значительным шагом всовершенствовании государственности Узбекистана. В соответствии со ст.77Конституции Республики Узбекистан «Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистанявляется палатой территориального представительства  и состоит из членов Сената (сенаторов)»[9].  В ст. 80 Конституции Республики Узбекистанрегламентированы исключительные полномочия Сената, большинство из которыхпредставляют конституционное закрепление механизма сдержек и противовесов междуветвями власти. В январе 2005 г. состоялись выборы в Сенат и с этого времениСенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан начал функционировать как Верхняяпалата – орган территориального представительства страны.  В Сенате представлены, в равном количестве,по шесть членов Сената от всех регионов Узбекистана: от РеспубликиКаракалпакстан, двенадцати областей и г.Ташкента. Шестнадцать членов Сенатаназначаются Президентом. Таким образом, Верхнюю палату нашего парламентапредставляют 100 сенаторов. Сенат – новый демократический институт власти,призванный совершенствовать механизмы взаимодействия и обратной связи населенияразличных регионов страны, обеспечивая стабильное, устойчивое  развитие Узбекистана. Кроме того, Сенатпризван поступательно и целенаправленно продвигать государственную стратегию,координируя и балансируя при этом общегосударственные и региональныеинтересы.   Становление новой государственнойструктуры такого масштаба связано с обретением функциональных связей с другимигосударственными органами. За годы своей деятельности Сенат реализовал всеконституционные полномочия и занял свое неотъемлемое место в системегосударственной власти.  Законодательная палата и Сенат ОлийМажлиса Республики Узбекистан,  по сути,обеспечивают и политическое, и региональное представительство. В парламентестраны представлены различные политические и социальные срезы общества, что,конечно же, повышает стабильность государства и укрепляет егосоциально-политическую основу. Так, в Законодательной палате представлены всеполитические партии страны, функционирующие посредством соответствующихфракций, которые согласовано с партийными программными целями обсуждаютзаконопроекты, принимают то или иное решение. Нижняя палата парламента страныотражает политическую структуру общества, а это один из демократическихпоказателей.  На качественно новый уровень поднялся ныне процессподготовки и принятия законов. Законодательная деятельность Парламента страныимеет определяющее значение для государства, ибо она не только регулируетобщественные отношения, но и открывает дорогу новым перспективным отношениям,обеспечивая законодательную базу для реализации стратегии государства. Быласоздана триединая система законодательного процесса на качественно новом –профессиональном уровне. Законодательный процесс представляет триединуюсистему, включая Законодательную палату, Сенат, Президента РеспубликиУзбекистан.Формирование двухпалатного парламента значительноукрепило устойчивость государственности Узбекистана.  Во-первых,усилилась законодательная власть, расширились ее конституционные полномочия,совершенствуется механизм сдержек и противовесов между законодательной,исполнительной и судебной ветвями власти. Во-вторых,расширилось  представительство регионовво власти. В-третьих,  значительно повысилось качество законодательногопроцесса. В-четвертых,осуществлен переход к профессиональному парламенту. Все это значительноукрепило национальную государственность Узбекистана.Таким образом, Парламент страны,благодаря своему конституционному статусу, месту среди органов государственной власти, эффективностьфункциональных связей с центральными и региональными государственными органамии субъектами гражданского общества сыграл значимую роль в совершенствованиинациональной государственности Узбекистана в современный период. Это даетоснование утверждать, что развитие парламентаризма, его многограннаядеятельность в новейшей истории Узбекистана достойно большего внимание и болеетщательного изучение  со стороны юристов,историков, социологов и политологов.        [1]КаримовИ.А. Выступление Президента Республики Узбекистан на праздновании 23-летия  Независимости Республики Узбекистан //Народное слово. 1 сентября 2014 г.[2]Материалыархива Олий Мажлис Республики Узбекистан за 1991-1994 годы[3]Материалыархива Олий Мажлис Республики Узбекистан за 1991-1994 годы[4]Каримов И.А. По путисозидания .Т.4. – Т.: «Ўзбекистон», 1996. – С.201-202.[5] Каримов И.А. Изменение иобновление – требование жизни // Каримов И.А. Наша высшая цель –независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа Ташкент: Ўзбекистон, 2000. Т.8. С.6.  [6]  Там же,  С. 471-472.[7]АдилходжаеваС.М. Сенат Олий Мажлис РеспубликиУзбекистан: основные направления деятельности. Т.:«ФАН», 2010, С.6.[8] Бикамерализм в европейскихпарламентах: учет интересов и согласование позиций // Аналитический вестник. М.2003. Материалы Международного семинара № 22 (215). С.34-35; Парламентаризм:опыт зарубежных стран. Ташкент, 2002. С.18-20.[9] Конституция РеспубликиУзбекистан.-Т., 2014.  http://rosuzhistory.ru/

Поделиться: