"России нужна долгосрочная стратегия на Кавказе"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Советского Союза нет уже почти четверть века. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Белоруссии подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении деятельности СССР и создании СНГ, а через две с половиной недели к этому соглашению присоединилось еще восемь республик. Каковы уроки минувших десятилетий, закончился ли процесс распада "империи", насколько конфликтогенным остается территория бывшего СССР – на эти и другие вопросы попытались ответить российские историки и политологи, участники круглого стола "Южный Кавказ и новые тенденции в трансформации постсоветского пространства", организованного истфаком МГУ, "Вестником Кавказа" и международным политологическим центром "Север-Юг".
"России нужна долгосрочная стратегия на Кавказе"
Лев Дзугаев"Вестник Кавказа"Советского Союза нет уже почти четверть века. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Белоруссии подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении деятельности СССР и создании СНГ, а через две с половиной недели к этому соглашению присоединилось еще восемь республик. Каковы уроки минувших десятилетий, закончился ли процесс распада "империи", насколько конфликтогенным остается территория бывшего СССР – на эти и другие вопросы попытались ответить российские историки и политологи, участники круглого стола "Южный Кавказ и новые тенденции в трансформации постсоветского пространства", организованного истфаком МГУ, "Вестником Кавказа" и международным политологическим центром "Север-Юг".Кандидат философских наук Лев Дзугаев выразил мнение, что российская гуманитарная наука в XIX веке состоялась в связи с исследованиями Кавказа: "В результате профессионального и уважительного отношения к тому предмету исследования, которые демонстрировали тогдашние российские ученые, мы имеем удивительные примеры, когда российские ученые становились авторами алфавита, первыми исследователями мифологических систем, эпосов народов Кавказа, это не могло не содействовать налаживанию тех мостов, без которых тогдашнее единое государство не состоялось бы".При этом Дзугаев с осторожностью относится к современным оценкам, которые высказывают представители гуманитарной, социальной науки применительно к процессам, протекающим на постсоветском пространстве, особенно на кавказском направлении."К проблемам большого Кавказа сегодня имеют отношение не только Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, новые государства, частично признанные Абхазия и Южная Осетия, но и, безусловно, Иран, Турция, США и Евросоюз. Это совершенно иное распределение игроков с разными потенциалами, с разными возможностями влияния, как политического, так и экономического. Это задает иной ритм тем процессам, которые здесь происходят", - уверен Дзугаев.По его мнению, Россия должна для себя сформулировать ответы на несколько вопросов: Будет ли она продолжать реагировать на происходящие события или действовать превентивно? Будет ли иметь стратегию, хотя бы краткосрочную для того, чтобы российские интересы были учтены в рамках тех тенденций, которые обозначились или набирают сегодня силу?Дзугаев полагает, что формирующийся Евразийский союз, может многое определить на Кавказе: "Армения после нескольких лет активного сотрудничества с европейскими коллегами совершила разворот, изъявив готовность войти в Евразийский и Таможенный союз. Но тому ведь есть объективные причины. С 1 января 2015 года на постсоветском пространстве начинает функционировать совершенно иной режим в том числе границ между государствами, образовавшимися после распада СССР. Если посмотреть демографическую динамику последних лет, серьезнейшей проблемой Армении остается миграция. Как используются трудовые ресурсы? Где люди, которые вступают в трудоспособный возраст, находят применение своим знаниям? Рост этнических диаспор за пределами своих собственных государственных образований для постсоветских государств - тема, которая может быть поставлена совершенно в иной плоскости в связи с возникновения и началом функционирования Евразийского союза".По мнению эксперта, это серьезная тема и для Азербайджана, который в последнее время стремился выстраивать свою политику таким образом, чтобы насколько возможно дистанцироваться от главных центров политического влияния: "Не в этой ли связи мы должны рассматривать заявления президента Азербайджана во время астраханской встречи руководителей пяти прикаспийских государств, когда была заявлено, что в зоне Каспия возможно присутствие военных структур только тех государств, которые представляют прикаспийский регион. Хотя некоторое время назад были заявление о том, что Азербайджан и НАТО рассматривали вопросы о возможном совместном осуществлении мер по охране каспийских трубопроводов. Такая динамика в последнее время очень существенна. Не обращать на нее внимания было бы большой ошибкой".Дзугаев призвал экспертное сообщество обратить серьезное внимание на то, что после подписания Грузией соглашения об ассоциации с ЕС, наметившиеся было тенденции налаживания отношений после событий 2008 года между РФ и Грузией вновь могут быть поставлены под вопрос: "Это касается введения в 2015 году визового режима и целого ряда других вопросов, которые связаны с функционированием Евразийского союза или вытекающих из соглашения Грузии с ЕС. Эти вопросы являются предметом серьезной озабоченности и других игроков".Эксперт также обратил внимание на возможность реализации в Армении "проекта Раффии" (по имени считающегося прозападным политиком Раффи Ованесяна, который на прошлогодних президентских выборах занял второе место, набрав 36,74 % общего числа голосов принявших участие в выборах избирателей). "Ованесян является гражданином США. Эксперты рассуждают, является ли этот проект чем-то подобным "проекту Мишико", имея в виду Михаила Саакашвили, или это изобретение определенных общественных сил внутри самой Армении, что лежит в основе политики комплементарности и многовекторности, которую старалось проводить в эти годы руководство Армении".Дзугаев уверен, что развитие событий будет зависеть от того, насколько Россия обнаружит в себе намерение сосредоточить определенные ресурсы, как интеллектуальные, так и иные, для того, чтобы перейти в режим долгосрочной стратегии на Кавказе.

Поделиться: