Юлия Якушева. Казахстан-2014: итоги сентября. Ч.2.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После завершения очередного этапа кадровых перестановок в высших эшелонах власти, казахстанские политологи и журналисты приступили к обсуждению любимой темы всех местных аналитиков – вероятности роспуска парламента страны и объявления досрочных выборов. Аргументы, в принципе, приводятся одни и те же – новой конфигурации властных институтов и персональному раскладу сил в Акорде срочно требуется новый состав законодателей. Чем же не устраивает экспертов нынешний состав Мажилиса – тут уж объяснения и точки зрения могут существенно расходиться. Но суть одна – выборы в любом случае пройдут досрочно и велика вероятность, что это будет зима или весна 2014 года
Юлия Якушева. Казахстан-2014: итоги сентября. Ч.2.
Продолжаем подводить итоги сентября с Юлией Якушевой __________________________________________________________________ 1. Новая волна слухов о роспуске Мажилиса. После завершения очередного этапа кадровых перестановок в высших эшелонах власти, казахстанские политологи и журналисты приступили к обсуждению любимой темы всех местных аналитиков – вероятности роспуска парламента страны и объявления досрочных выборов. Аргументы, в принципе, приводятся одни и те же – новой конфигурации властных институтов и персональному раскладу сил в Акорде срочно требуется новый состав законодателей. Чем же не устраивает экспертов нынешний состав Мажилиса – тут уж объяснения и точки зрения могут существенно расходиться. Но суть одна – выборы в любом случае пройдут досрочно и велика вероятность, что это будет зима или весна 2014 года. Надо сказать, что в течение сентября голоса прогнозистов-пессимистов звучали как никогда громко и стройно. Причем центральным аргументом – обоснованием неизбежности роспуска парламента теперь выдвигается вопрос сугубо технический – необходимость осуществить перестановки в руководстве нижней палаты. Вопрос о том, как именно партии могут войти в таком случае в Мажилис – даже не рассматривается, поскольку при любом хорошем ли, плохом менеджменте, победа Нур Отан сомнения не вызывает.  Ну, а присутствие или отсутствие коммунистов и акжоловцев, по большому счету, также вопрос далеко не первой важности – со скамейки запасных можно поднять любую партию такого же точно кадрового и программного качества. Разницы большой не будет.  Поэтому можно констатировать, что шансы мажилисменов досидеть до конца конституционного срока зависят не от причин объективного характера, а от чисто субъективных вещей – сочтет или нет исполнительная власть, что в технологическом плане ситуацию надо несколько «усложнить», организовав очередные внеочередные досрочные выборы Парламента. Пока что, создается впечатление, что окончательное решение на самом верху так и не принято. А значит, по крайней мере, одна постоянная тема для дискуссии у местных экспертов на ближайшее будущее останется. 2. Борьба за иностранные инвестиции. Одной из ключевых задач, поставленных Нурсултаном Назарбаевым перед правительством, стало привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику. Эта тема, безусловно, являлась одной из ключевых на протяжении сентября 2014 года. Причем Президент РК, судя по всему, дал жесткие установки всем ведомствам, начиная от профильных министерств и заканчивая МИД - каждый министр должен, прежде всего, дать отчет о том, какой объем средств был привлечен по его направлению.   Необходимость получения дополнительных средств для реализации стратегических проектов определяется не только влиянием антироссийских санкций на экономику РК, не только негативным воздействием падающих цен на нефть, но и тем обстоятельством, что развивающиеся рынки  в нынешних условиях утрачивают свою прежнюю привлекательность. За инвесторов теперь надо сражаться, и велика вероятность, что этот тренд будет определяющим на ближайшую или даже среднесрочную перспективу.Как эта ситуация может повлиять на внешнеполитическое позиционирование Казахстана? С одной стороны, принятые несколько месяцев назад новые законы, ррасширяющие возможности для международных инвесторов, создают возможность для более активного вхождения на казахстанский рынок американских и европейских компаний. Но очевидно, что вступление Казахстана в ЕАЭС - это также фактор, который формирует окна новых возможностей. Похоже, что Акорда стремится совместить два этих вектора, что представляется крайне сложной задачей, учитывая нынешнюю международную обстановку. Плюс - фактор вступления в ВТО, который, безусловно, скажется на сотстоянии целого ряда секторов казахстанской экономики. В общем получилось так, что ворох проблем обрушился на правительство Масимова, а решать эти проблемы необходимо в режиме "здесь и сейчас".Окончание следует

Поделиться: