Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Стройка века» в Оше: кто закончит и на какие деньги?

05.10.2014

Автор:

Теги:

, Шохрух Саипов


В 2015 году в Оше должен появиться новый эстакадный мост через реку Ак-Буура в самом центре города.  Но строительство, начатое в сентябре прошлого года в самом центре города, на улице Навои, позже было приостановлено, потом снова возобновилось - но идет очень медленно, что создает серьезные неудобства горожанам, вызывая общее недовольство.

Строительство было начато при бывшем мэре - Мелисе Мырзакматове. Он заявлял, что этот эстакадный мост будет единственным в своем роде в Центральной Азии, длиной 400 метров и шириной 17 метров. Общая смета строительства оценивалась в 539 миллионов сомов (почти 10 млн долларов).

На церемонии закладки капсулы на месте строительства мэр назвал проект «стройкой века» и особо отметил, что он будет завершен несмотря ни на что.

- Это стройка века, мост века. Я не ошибусь, если скажу, что это самый крупный инфраструктурный проект за последние годы. Мы строим эстакадный мост с целью разгрузить улицы города, украсить город, и, если на то пошло, чтобы восхищаться им. Когда мы начинали, некоторые говорили, что это популизм, «они не найдут деньги», но в итоге мы начали строительство. Бог даст, завершим проект за счет собственных средств,- пообещал тогда Мелис Мырзакматов

Мелис Мырзакматов
Мелис Мырзакматов на закладке строительства эстакады

Но новые власти Оша во главе с Айтмаматом Кадырбаевым стали жаловаться, что в местном бюджете недостаточно денег для строительства, и провели несколько конкурсов на лучший проект моста, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант.

- Мы будем искать способы удешевить проект и уже обратились к правительству с просьбой выделить деньги из республиканского бюджета на строительство эстакадного моста в Оше, - сказал Айтмамат Кадырбаев.

На заседании горкенеша (городского совета) было рассмотрено несколько проектов, в итоге депутаты остановили выбор на двух. Первый вариант был предложен архитектором Низами Насирдиновым, второй – переработанный проект того, что ранее был представлен бывшим мэром Мелисом Мырзакматовым.

Мост в Оше
Так мост выглядит в проекте

В результате проект был переработан Городским управлением архитектуры и строительства, новая длина моста составила 252 метра, а ширина – 24 метра. Общая стоимость проекта оценена в 450 миллионов сомов (примерно 8.3 млн долларов).

Глава Ошского городского управления архитектуры и строительства Нурбек Баетов рассказал «Фергане» о проделанной работе:

- Мы сохранили в проекте мост как эстакадный, только убрали в нем три пролета. Кроме того, отказались от строительства подземного пешеходного перехода. Городские улицы Мажиримтал и Тилеке баатыра (бывшая Карасуйская улица - ред.) останутся в прежнем виде, нетронутыми. Мы уменьшили высоту будущего моста на 3-4 метра, за счет этого будут сэкономлены стройматериалы» - сказал главный архитектор города.

В средине июня текущего года во время официального визита в город Ош президент Алмазбек Атамбаев ознакомился с ходом строительства и пообещал довести его до конца, сказав, что необходимые средства будут выделены. 

Мост в Оше
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев знакомится с ходом строительства моста

«Строительство эстакадного моста в Оше, начатое бывшим мэром Мелисом Мырзакматовым, будет завершено на средства России», - сказал Атамбаев. Напомним, Бишкек и Москва в конце мая этого года договорились о создании Фонда развития Кыргызстана, РФ пообещала выделить 1200 млрд долларов.

Возбуждено уголовное дело

Как сообщает Генеральная прокуратура КР, прокуратурой города Оша проведена проверка по материалам, выделенным из уголовных дел, ранее возбужденных по фактам нарушений при проведении тендеров на проектирование и строительство эстакадного моста по улице А.Навои.

Проверкой выявлено, что «руководство мэрии Оша путем проведения протокольных совещаний руководителей городских служб и без каких-либо экономических подтверждений, разработки технико-экономического обоснования и определения источников финансирования, не учитывая категории строительства, в нарушение требований Закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», согласно которому в бюджете на соответствующий год предусматриваются расходы на мероприятия, намечаемые к осуществлению в этом же году, самонадеянно приняло решение о начале проектирования и строительства моста по улице Навои в городе Оше».

«Также должностными лицами мэрии города в нарушение действующего законодательства не проведены исследования экономической эффективности от вложений в строительство, не получены обоснованные заключения независимых экспертов, подтверждающие целесообразность вложения денежных средств в данный проект. Кроме того, проект о строительстве моста не был представлен на общественное обсуждение и утверждение Ошским городским кенешем», - говорится в сообщении.

Генпрокуратура отмечает, что, таким образом, руководство мэрии города Оша, используя свое служебное положение, введя в заблуждение общественность, незаконно распорядилось начать проектирование и строительство указанного моста, в результате чего государству был причинен особо крупный ущерб.

24 сентября по данному факту прокуратурой города Оша возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 304 (злоупотребление должностным положением) УК КР.

Имя Мелиса Мырзакматова в сообщении Генпрокуратуры не упоминается. Однако Азаттык отмечает, что он проходил свидетелем по уголовному делу о незаконном проведении тендера, дело передано в суд. А по выделенному отдельному делу по факту злоупотребления должностным положением Мырзакматов может быть вызван на допрос уже в качестве обвиняемого.

Ранее прокуратура сообщала, что тендер на строительство прошел с нарушениями и средства на проект тоже выделялись незаконно. В феврале 2014 года заместитель прокурора города Ош Рысбек Кулов рассказал радио Азаттык о возбужденных уголовных делах, связанных со строительством эстакадного моста на улице Навои:

- Мы полностью проверили проведенный тендер. На основании полученных материалов и было возбуждено два уголовных дела. Первое связано с проектом строительства, а второе — с выделением средств до завершения проекта. Был объявлен тендер на услуги по разработке проекта и выделен 31 миллионов сомов. Еще до окончания проекта 19 миллионов сомов было переведено на счет китайской компании «Г-Сью». Однако этот проект был забракован «Кыргызстроем» и не прошел экспертизу. Между тем, ОсОО «Арх ТБ» заключила соглашение с «Г-Сью» и самостоятельно начертила проект. Этот проект прошел экспертизу. Однако «Арх ТБ» не участвовала в тендере. За свои услуги это ОсОО перевело на свой счет 4 миллиона сомов. Смотрите сами: если проект можно разработать за 4 миллиона сомов, то почему на это предусматривается 31 миллион сомов. Все дело в этом. Но самое интересное в том, что ОсОО «Арх ТБ» принадлежит сыну главы управления архитектуры города Оша.

По словам прокурора Кулова, ни у одной из трех компаний, принимавших участие в тендере, нет лицензии. Согласно закону, строительные компании, не получившие лицензию в Кыргызстане, не имеют права принимать участие в тендерах на строительство на территории республики.

Директор независимого проектного института «Ош АЮМС» Авас Маманазар уулу, ранее работал инженером на строительстве «Нового моста», построенного в 1983 году и соединившего две части города.

- Все варианты проекта моста, предложенные к рассмотрению в мэрию, не являются окончательными, - сказал он «Фергане». - Ни одна строительная организация не может сказать точную сумму предстоящих расходов. Во время строительства возникают разные проблемы, появляются дополнительные расходы. Строительная организация, которая построит этот мост, должна будет нести ответственность за качество каждого метра, и поэтому городские власти должны внимательно изучить все варианты проекта, контролировать работу строительных организаций и быть готовыми выделить резервное финансирование. Строительство такого моста можно оценить в 400-500 млн сомов, - оценил Авас Маманазар уулу.

Мост в Оше

С началом строительных работ ведущие к старому мосту три улицы были перекопаны, движение по ним остановилось. В результате на улицу Масалиева легла основная транспортная нагрузка.

Рек Ак-Буура делит Ош на две части. Западные, южные и центральные микрорайоны соединены с помощью мостов, поэтому реконструкция одного из них создает серьезные транспортные проблемы.

Житель города Ош Самат Омуркулов обращается  с просьбой правительству и  новым местным властям, к новом местному властям, чтобы быстрее закончить строительство, начатое бывшим мэром: «Я думаю, сейчас не время обсуждать, кто открыл или закрыл мост, пусть этим занимают правоохранительные органы. Если Мырзакматов начал строительство, не рассчитав расходы, кто–то все равно должен закончить эту работу. Правительство и новая городская власть должна достроить мост в самые короткие сроки, а то этот старый сломанный мост портит настроение горожанам и гостям и создает сплошные неудобства, везде пробки».

Мост в Оше

Еще 10 марта тогдашний премьер Жанторо Сатыбалдиев призвал общественность Оша не искать в факте строительства моста политической подоплеки и заявил, что его возведение будет продолжено. Но когда?

Шохрух Саипов

Международное информационное агентство «Фергана»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение