Бузят по жузам? Как футбольный матч чуть не перерос в побоище

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Бузят по жузам? Как футбольный матч чуть не перерос в побоищеВ воскресной потасовке футбольных фанатов перед матчем «Кайрата» и «Актобе» многие обратили внимание на плакат у молодых зачинщиков драки с надписью «Младший жуз». Некоторые эксперты считают, что таким образом могла отрабатываться провокация по одному из самых чувствительных для казахстанского общества вопросов – делению на роды и жузы.
Бузят по жузам? Как футбольный матч чуть не перерос в побоище
Бузят по жузам? Как футбольный матч чуть не перерос в побоище  Автор: Аскар МУМИНОВ В воскресной потасовке футбольных фанатов перед матчем «Кайрата» и «Актобе» многие обратили внимание на плакат у молодых зачинщиков драки с надписью «Младший жуз». Некоторые эксперты считают, что таким образом могла отрабатываться провокация по одному из самых чувствительных для казахстанского общества вопросов – делению на роды и жузы.  Любопытно, что перед тем, как в Алматы появились молодые фанаты с неоднозначным плакатом, в соцсетях активно рассуждали о том, представителей какого жуза в РК больше всего. Напомним, что в воскресенье в Алматы была пресечена массовая драка между футбольными фанатами. Официальный представитель городского ДВД Салтанат Азирбек заявила, что участники предполагаемого побоища собирались на Центральный стадион, где состоялся матч между алматинским "Кайратом" и "Актобе". "Массовая драка была вовремя пресечена сотрудниками дорожно-патрульной полиции. Около театра имени Ауэзова собрались порядка 40 человек, все они сейчас доставлены в РУВД для дальнейшего выяснения обстоятельств", - сказала Салтанат Азирбек. В УВД Алмалинского района были доставлены около 40 человек. "Экипажи дорожно-патрульной полиции, а также комплексные силы полиции, несшие службу по проспекту Абая, накануне около 17.00 пресекли попытку спровоцировать драку между болельщиками футбольных клубов. Наиболее активные участники инцидента привлечены к административной ответственности по статье "Мелкое хулиганство". С другими задержанными в профилактических целях была проведена разъяснительная работа", - сообщила пресс-служба ведомства. Три человека были привлечены к административному аресту, два человека оставались под стражей в течение суток. После задержания зачинщиков беспорядка многие обратили внимание на баннеры, которые несли с собой фанаты, где были записи о жузах. Стоит отметить, что в последний месяц эта тема активно раскачивалась в соцсетях. И пользователями был составлен некий список казахских родов с указанием их численности. В список были включены три жуза: Старший, Средний и Младший с входящими в него родами. Самым многочисленным родом Старшего жуза назван Дулат - 334 тысячи человек, Среднего Аргын - 509 тысяч человек, Младшего Шомекей - 100 тысяч человек. И вновь эта тема была актуализирована в минувшее воскресенье. Произошло ли это случайно или намерено? Ведь любая попытка разделения общества по любым условным делениям – чревата. Поэтому, не совсем понятно, какие цели могли преследовать молодые фанаты, пытаясь обособить себя, демонстрируя свое отношение к тому или иному жузу. Учитывая, что для казахстанского этноса эта тема достаточно чувствительна и важна одновременно. О том, что значат для казахов жузы и почему к их изучению тянется местная молодежь, объяснили казахстанские общественные деятели. Независимый политик Серикжан Мамбеталин сказал kursiv.kz, что отрицать принадлежность казахов к тому или иному роду, жузу глупо и недальновидно. Жетыата, знание семи колен было своего рода степным паспортом. Кроме предотвращения близкородственных браков, принадлежность рода говорила об ареале зимней и летней кочевок, о знатных акынах и батырах этого рода. Он подчеркнул, что казахи, по сути, уникальный народ в силу знания каждым из них своей родословной минимум до 7 колена. «В остальном мире такое присуще только аристократам, а простые люди на Западе знают родословную своих домашних животных, но затрудняются назвать имя прадеда. Сейчас есть проект Генография, по сути, новая наука о распределении генов в географическом ареале обитания народов. Так вот практически 97% шежире подтверждается генетическим анализом. То есть это не мифы о наших славных предках, а научные факты. Я сам лично сдал подобный тест для создания генографической карты Казахстана. Этот тест поможет тем, кто в силу обстоятельств не знает своей родословной, что для казаха очень нежелательно. Например, дети из детских домов, выросшие без отцов, получив подтверждение своего шежире, будут уже уверенными, что они всегда дадут ответ на вопрос какого они рода или жуза. А этот вопрос будет задаваться столько, сколько на планете будет нация казахи. Но я не устану повторять, что казахи не делятся на рода, они из них состоят. Знание шежире это одна из важнейших характеристик нашего этноса. Главное, что нужно понять что старший, средний и младший жуз равны между собой, а название пришло издревле, когда племена старшего жуза кочевали у границ Великой Поднебесной империи, поэтому ничего великого в Улы Жузе нет, как и младший жуз не означает что статус у него ниже, чем у других. Более того казахские ханы были в основном из среднего и младшего жузов», - отметил Мамбеталин. Глава союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков считает, что пристальное внимание казахов к родовой принадлежности приобрело характер модного поветрия. Это временное увлечение, которое объясняется тем, что подобная дифференциация общества долгое время не поощрялась и даже более того расценивалось как признак дурного тона. «Конечно же, есть и определенный политический подтекст у этой тенденции. В любом обществе наблюдается тенденция к интеграции определённых социальных групп, которых объединяют политические, деловые, расовые или религиозные пристрастия. В Европе и Америке это получило свое выражение в масонстве. В Казахстане не надо было ничего придумывать - уже имелись готовые формы. Жузовая сегрегация у нас ярко проявляется на верхних этажах власти - там, где есть что делить. Остальная часть общества не придает этому большого значения. Я не исключаю, что подобное разделение людей может быть использовано отдельными политиками для того, чтобы не позволить людям интегрироваться, допустим, по политическим взглядам, ибо может представлять определённую угрозу их интересам», - отметил kursiv.kz Телибеков. Политолог Айдос Сарым, комментируя тему kursiv.kz отметил, что не стоит придавать значение именно «жузовой составляющей» инцидента, куда важнее обратить внимание на другой вопрос – рост агрессивных фанатов по всей стране. «Я не являюсь сторонником конспирологических теорий, но вполне допускаю, что фанатов могли использовать, что называется втемную. Фанатство явление в нашей стране молодое. Надо очень хорошо понимать, кто там является мотором, что движет молодыми ребятами: спортивный интерес или что-то иное. Нам не нужно повторять опыт таких стран как Россия, Польша, Италия или Англия, где явление было запущено, а потом затрачены большие усилия и ресурсы на то, чтобы их обуздать. В этом конкретном случае, как мне кажется, надо образцово-показательно наказать клуб "Актобе". Если ребята серьезно радеют за свою команду, то они одумаются. Если же фанаты - это прикрытие для криминала, средство казаться круче, то это их не остановит, и ими должны будут заняться совсем другие структуры. Федерация футбола, клубы, акиматы, полиция должны работать с болельщиками, втягивать их в бизнес-процесс, сделать фанатов частью командной жизни. Они должны ощущать свою ответственность за результат, за успехи команд. Если фанаты какого-то клуба бесчинствуют, то есть множество способов наказать команду: заставить играть при пустых трибунах, не допускать на стадионы, продавая билеты по документам, создавать черные списки болельщиков, снимать очки за особо циничные и криминальные эпизоды, связанные с болельщиками клубов. Нас и так мало в стране, чтобы позволить себе убивать молодежь в драках. Все мы пережили 80-90-е годы, помним, что такое дворовые банды, общаки, драки стенка на стенку, где гибли, в общем-то, не самые плохие ребята. Так что инцидент в Алматы повод серьезно задуматься и принимать меры на перспективу. Путь от фаната до фанатика может быть пройден очень быстро. Лучше этим заняться сегодня, нежели расхлебывать гораздо более серьезные последствия завтра. Футбол становится серьезным бизнесом, вокруг него начали крутиться деньги. А это всегда может подтолкнуть теневую часть бизнеса к неправовым, откровенно криминальным шагам. Избиения тренеров, судей, драки фанатов - это только цветочки», - сказал г-н Сарым. Президент ОФ «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина сказала kursiv.kz, что не видит политической составляющей в фанатских разборках, но любое условное деление общества всегда опасно, считает она. «Нет там никакой политики, они могут взять любые лозунги, которые им нравятся, и двигаться туда, куда считают нужным. У футбольных фанатов своя тематика, свои ценности и своя ответственность. У страха глаза велики, и нашим чиновникам любое выражения мнения сразу воспринимается как покушение на их власть и их моральные ценности. Я воспринимаю футбольных фанатов, как есть. Если хулиганят то привлечь к ответственности, если в рамках закона, то надо власти терпеть их право на свободу мирных шествий и свободу выражения своего мнения. По поводу плаката с жузами, который они держали. Я думаю, имеют право, тем более это болельщики с Актобе и в принципе, не надо искать черную кошку там, где её нет», - сказала она. http://www.kursiv.kz/news/details/obshestvo/buzyat_po_zhuzam_kak_futbolnyy_match_chut_ne_pereros_v_poboishche/

Поделиться: