Узбекистан: Без истории нет будущего....

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Есть любопытный факт в моей биографии. Будучи в 3-м классе, совсем маленьким, я на улице обнаружил потрепанную книжку. Это были очерки, рассказы об истории за 4-ый класс. Называлась она "Рассказы по истории СССР". Я прочитал книгу до конца, и заинтересовался самой историей. По мере взросления, накопления опыта, я стал себя ассоциировать с историком по призванию.
Узбекистан: Без истории нет будущего....
  Делегация узбекских историков посетила Российский Государственный гуманитарный Университет и исторический факультет МГУ. Интервью с одним из участников встречи - с руководителем Центра изучения новейшей истории Узбекистана - Алишером Сабировым.  Никита Власов: Почемувы стали историком? Что привлекло вас в 70-80 годы в науку с невысокойзарплатой и трудным карьерным ростом?Есть любопытный факт  в моей биографии. Будучи в 3-м классе, совсем маленьким, я на улице обнаружилпотрепанную книжку. Это были очерки, рассказы об истории за 4-ый класс.Называлась она "Рассказы по истории СССР".  Я прочитал книгу доконца, и заинтересовался самой историей. По мере взросления, накопленияопыта, я стал себя  ассоциировать с историком по призванию. Меня история заинтересовала тем, что  в этой науке исключительно развитавоспитательная и познавательная функция.У нас говорят, о том, что без истории нет будущего. Это правильно. Если человекхорошо знает историю своей страны, он хорошо ориентируется в настоящем, и можноожидать, что он будет патриотом страны, патриотом своего государства. Знаниеистории носит еще и нравственный характер. Человек культурный, нравственный,должен знать историю. Должен интересоваться, чем жили наши предки, чем онидышали, как мы сумели это общество построить, какие у нас были взаимодействия сдругими народами. Это  стремление к познанию сохранилось во мне до сихпор.Причем сначала я хотел стать учителем истории, поэтому и закончил историческийфакультет педагогического института. Но постепенно, будучи уже студентом, яначал интересоваться именно научной стороной  истории. Стал готовить себякак  исследователя, и как преподавателя истории. И поэтому, как только язакончил институт, то начал преподавать историю в одной из сельских школУзбекистана, и одновременно стал заниматься наукой. Это обогатило моюпрофессиональную деятельность. Никита Власов: Какое по-вашему самое главное качествотребуется для того чтобы стать историком? Вы знаете, не могу вспомнить к сожалениюимя и точную формулировку, но кто-то из российских ученых говорил примерноследующее: можно быть одновременно физиком или химиком, но не быть порядочнымчеловеком, невозможно быть хорошим историком, и одновременно быть непорядочнымчеловеком. Это просто не возможно. Потому что история требует, в первуюочередь,  глубокой внутренней порядочности человека. История - это такаявещь, которую нужно рассматривать и с нравственной точки зрения. Второе, это умение работать над источниками. Ведь, история очень точная наука.Хотя некоторые думают, что там нужно много говорить, но история очень точнаянаука. Она опирается на конкретное знание исторического факта. На конкретноезнание исторического периода,  времени, ина умение сравнивать и анализировать исторические факты и явления, логичноформулировать свои гипотезы. Без знаний всего этого, быть историкомневозможно. Никита Власов: Как вы можете описатьсреднестатистического историка в Узбекистане? Безусловно, это человек, владеющийнесколькими языками. Это обязательно. И в важной степени -  русским языком. Например, у нас в Узбекистане,богатейшие архивы по нашей общей истории. Это самые крупные архивы во всейСредней Азии, находящиеся в Ташкенте, где  множество материалов,  написаны и изданы на русском языке. Без знаниярусского языка, современный узбекский историк не сможет работать надпервоисточниками. Конечно помимо русского языка, надо обладать и другимиязыками, в том числе европейскими. Вторым качеством, является умение работать спервоисточником, а третьим, как я уже говорил, умение анализировать. Вот так явижу историков Узбекистана. Никита Власов: Что для Вас значат словаМГУ? Есть ли в новом Узбекистане интерес к сотрудничеству с российскимиисториками? Интерес всегда был, остается, и думаю,всегда будет. Во-первых, у нас общая школа, общая история, все учились, скажем, по однойпрограмме. Общая методологическая подготовка. По объективным причинам, зачастую не зависящим от нас, в последнее времяконтакты очень редки, но они никогда не прекращались, они всегда оставались, втом числе и на личностном плане, ученый всегда должен иметь контакты со своимиколлегами. В том числе и на государственном уровне. МГУ для нас это центр науки, центр образования. Мы всегда с интересомотносились к опыту этого университета, в Ташкенте успешно работает филиал этого старейшего вуза России. Многие нашидрузья, историки в том числе, закончили этот вуз и работают оченьпрофессионально.  Здесь я вижу большие резервы для совместноговзаимовыгодного сотрудничества по дальнейшему развитию исторической науки исближения наших народов. Никита Власов: Каковы перспективысотрудничества российских и узбекских историков? Во-первых, это совместные научныепроекты.  Много материалов, много наработок, и много белых пятен в историинаших стран. Не всегда наши научные позиции едины, разные точки зрения. Этонормальный научный процесс. Здесь требуется объединение усилий для нахожденияистины, дискуссии и понимание друг друга. Путем дискуссий мы обязательно придемк определенной истине, я в этом уверен. Второе направление, это работа по различным методологическим направлениям исторической науки. Например, неплохо былобы отработать такие направления как  история повседневности, локальная история ХХвека. Любопытное направление  в планеисточниковедения и анализа – устная история. Полагаю, что здесь хорошиеперспективы для совместной работы с российскими историками. По этнологии,  я считаю интересным направление по изучениюдиаспор. Как узбекской диаспоры в России, так и русской диаспоры в Узбекистане. Кстати, русская диаспора имеет  самобытную историю в нашей стране. Онапретерпела несколько волн. Начиная с  19 века,  во время войны, послеТашкентского землетрясения - шел процесс переселения русского населения в Узбекистан. И всеэти "волны" переселения - они имеют свою уникальную, самобытную историю. Русская диаспора Узбекистана в силу своей специфики иинтеграции в местное восточное сообщество довольно сильно отличается, например,от той же русской диаспоры в Казахстане. И этот вопрос  надо изучать. Он имеет какнаучный, так и прикладной характер. И, конечно, неплохо было бы нам вместепоработать над таким направлением как новейшая история. Это историясегодняшнего дня. Безусловно при изучении новейшей истории России и Узбекистанавозникнут  немало вопросовметодологического характера, а это значит что нужно приложить много совместныхусилий. Вместе справимся…. 

Поделиться: