Евросоюз и Казахстан диалектика настороженного сотрудничества

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Итак, в Казахстане четко понимают пределы и потенциал взаимодействия с Евросоюзом, как и в Брюсселе. Однако это не означает, что подготовка нового соглашения о партнерстве Казахстана и ЕС не будет сопровождаться усилением инструментом soft power на казахстанское общество. Евросоюз в сложившихся условиях не может ограничиться деполитизированным контекстом сотрудничества со всеми государствами постсоветского пространства, в том числе и с Казахстаном, что в Акорде прекрасно понимают.
Евросоюз и Казахстан диалектика настороженного сотрудничества
ЦГИ «Берлек-Единство»: Евросоюз и Казахстан диалектика настороженного сотрудничества В Астане недавно завершился восьмой раунд переговоров по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Евросоюзом. На протяжении последних нескольких лет Евросоюз является ведущим торговым и экономическим инвестиционным партнером Казахстана.Делегацию от Евросоюза возглавил Директор Департамента по связям с Россией, странам Восточного партнерства и Центральной Азии, региональному сотрудничеству и ОБСЕ Европейской службы внешних связей Гуннар Виганд, а Республику Казахстан заместитель министра иностранных дел Алексей Волков.И казахстанская сторона, и представители Евросоюза заявили, что переговоры по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве будут завершены до конца года. У двух сторон есть соглашение о сотрудничестве и партнерстве 1995 г. Сейчас с учетом интенсивных экономических контактов стороны готовы перейти к более продвинутому контексту сотрудничества.Государства Евросоюза, наряду с Россией, являются ведущим торговым и инвестиционным партнером Казахстана. В 2013 г. торговый оборот РК – ЕС составил 53,4 млрд $. США. Объем внешней торговли Республики Казахстан с Европейским Союзом в первом полугодии 2014 г. составил 28,4 млрд $ (54,7 % внешнеторгового оборота страны).Безусловно, основания для подписания нового соглашения между Евросоюзом и Казахстаном существуют. Другое дело, что Евросоюз, чтобы ни заявляли чиновники из Брюсселя, не преодолел, а активно формирует блоковое мышление на постсоветском пространстве.Санкционное давление на Россию, противоречащее нормам ВТО, как и сам украинский кризис, вызванный попыткой дебуферизации постсоветского пространства. К тому же, Евросоюз не может не учитывать обязательства Казахстана в Таможенном Союзе (ТС) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В то же время, эти обязательства не отменяют возможность синергии с Евросоюзом, расширения сотрудничества.В этом плане Евросоюз отводит Казахстану важную роль. Налаживание контактов двух субъектов международных отношений могло бы способствовать деэскалации кризиса в отношениях Брюсселя и Москвы, однако вероятнее всего в ближайшее время этого не произойдет.Напомню, Брюссель уже ориентировался на включение Казахстана в программу «Восточное партнерства» (в период председательства ЕС Венгрии), однако в итоговый список стран-участниц Казахстан не попал. Именно эта программа, инициированная Польшей и Швецией, позволилаЕвросоюзу оказывать давление на суверенные дела Украины, что, в итоге вылилось в глубочайший кризис и гражданскую войну на Украине.Несмотря на то, что правовая база в отношениях Астаны и Брюсселя не позволяет последнему вмешиваться в суверенные дела Казахстана, как это было в случае настойчивых требований о соблюдении режима прав человека в Украине (особенно в связи с требованием освободить Юлию Тимошенко), этот вопрос вызывает беспокойство Акорды, которая не собирается допускать вмешательства евробюрократов в свои дела.Характерно, что даже в Евросоюзе признают, что Казахстан не собирается обсуждать вопросы об ассоциации с Евросоюзом. Кстати, аналогичную позицию занимает и Азербайджан, который, в отличие от Казахстана, является участником (правда, скорее номинальным) программы «Восточное партнерство».Президент Азербайджана Гейдар Алиев в декабре прошлого года в Давосе заявил, что для Азербайджана неприемлема такая форма сотрудничества как ассоциация. Такой же позиции, похоже, придерживается и Казахстан.Что же касается «философии в ЕС, предоставляющие для получения преимуществ от новых возможностей для граждан» (Гуннар Виганд) то попытки России добиться от Евросоюза отмены безвизового режима значительно затянулись и до украинского кризиса. Российская сторона последовательно выполняла основные требования Евросоюза, а воз и ныне там. В условиях украинского кризиса – этот вопрос несколько потерял свою актуальность.Итак, в Казахстане четко понимают пределы и потенциал взаимодействия с Евросоюзом, как и в Брюсселе. Однако это не означает, что подготовка нового соглашения о партнерстве Казахстана и ЕС не будет сопровождаться усилением инструментом soft power на казахстанское общество. Евросоюз в сложившихся условиях не может ограничиться деполитизированным контекстом сотрудничества со всеми государствами постсоветского пространства, в том числе и с Казахстаном, что в Акорде прекрасно понимают.Дмитрий Михайличенко - ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться: