Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Внешний долг Кыргызстана в структуре экономики

23.09.2014

Автор:

Теги:

ЦГИ «Берлек-Единство»: Внешний долг Кыргызстана в структуре экономикиВсе государства мира пользуются внешними и внутренними займами, за счет которых и развиваются многие секторы экономики. Однако у некоторых стран внешний долг составляет значительную часть ВВП, и это нормально, а другие не могут справиться с внешними обязательствами, которые могут быть и невелики. К последним относится и Кыргызстан. В этом году внешний долг страны достиг 47,7% от ВВП, или почти $3 млрд. Это, конечно, не такая значительная сумма (в США этот показатель достигает $16,4 трлн.), однако у Кыргызстана может возникнуть ряд проблем при обслуживании внешнего долга.

Общая сумма государственного долга Кыргызстана составляет $3,3 млрд. Из них 3 млрд. приходится на внешний долг, и $300 миллионов – на внутренние обязательства. Крупнейшие кредиторы страны – международные финансовые организации (Азиатский банк развития, Международный валютный фонд), а также Россия, Китай и Германия. Кредиты международных финансовых институтов выдаются на более льготных условиях, нежели заимствования в странах. Сроки кредитования совпадают (от 10 до 40 лет, с льготным периодом в 5-10 лет), однако процентная ставка международных организаций ниже. Если государственные заимствования выдаются под 0,1-5% годовых, то финансовые институты выдают средства под 0,75-2,5%.

Несколько месяцев назад член рабочей группы по мониторингу внешних займов КР Гульшайыр Абдирасулова выступила с результатами исследования по кредитным соглашениям Кыргызстана, призванных ускорить развитие энергосектора. Согласно данным мониторинга, среди крупнейших займов Кыргызстана: кредит Экспортно-импортного банка Китая – два соглашения на сумму $598 млн.; кредиты Немецкого банка развития – два соглашения на сумму $39 млн., и это всего лишь несколько кредитов только одной сферы энергетики.

Таким образом, учитывая льготный характер займов, Кыргызстан вынужден ежегодно выделять минимум $300 млн. на обслуживание государственного долга. Некоторые называют это обычной статей государственных расходов, которая не несет для экономики никакой опасности. Этот тезис, конечно, верен, но лишь для стабильных развивающихся государств. На долю Кыргызстана только за последние 5 лет выпало множество социально-политических и экономических. Внутренние проблемы отрицательно сказываются на платежеспособности страны, что в свою очередь никак не отражается в статье расходов государственного бюджета. Учитывая, что Кыргызстан только начинает выплачивать кредиты «нулевых», а в будущем предстоит постоянно увеличивать расходы на обслуживание внешнего долга, к 2020 году страна будет должна выделять уже более $300 млн. ежегодно. Если Кыргызстан перестанет наращивать внешние обязательства, то страна полностью рассчитается с займами к 2050 году. Без ущерба для внутренних расходов Кыргызстану будет тяжело справиться с таким объемом обязательств.

ЦГИ «Берлек-Единство»: Внешний долг Кыргызстана в структуре экономикиНекоторые эксперты полагают, что в Кыргызстане надеются на списание внешних долгов. В каком-то смысле ожидания оправдываются. Например, в прошлом году Кыргызстан заключил соглашение с Россией, согласно которому российская сторона единовременно списала $189 млн., и обозначила готовность списать еще $300 млн. равномерными долями в течение 10 лет. Для Кыргызстана это крупнейшее списание долга за всю историю страны. Можно предположить, что этот прецедент не будет единичным, так как Россия оказывает Кыргызстану поддержку в рамках интеграции страны в ЕАЭС. Однако если Россия (вместе ней и Турция) готова идти на списание займов Кыргызстана, то от других государств подобного ждать не приходится.

Учитывая, что без внешних займов не функционирует ни одна мировая экономика, Кыргызстану также не избежать последующего наращивания госдолга. Вместе с тем, необходимо разграничивать действительно функциональные кредиты на развитие экономики и осуществление социальной политики от слепых займов на заведомо невыгодных условиях. Например, Кыргызстан зачастую выплачивает немалые средства за само согласие на кредит, после чего оговариваются суммы, которые уйдут на обслуживание займов (этим грешат китайские кредитные институты). Также интересны и торгово-кредитные отношения Кыргызстана с Китаем. Товары и услуги, которые закупаются в Поднебесной в кредит, зачастую освобождаются от налогов, а работа выполняется китайскими рабочими. В итоге, в Кыргызстане, где высокий уровень безработицы, всю работу выполняют китайцы, при этом в государственный бюджет не поступаю налоги. Думается, от таких кредитных обязательств пора отходить. По крайней мере, не наращивать объем подобных займов.

Экономика Кыргызстана не сможет развиваться без внешнего кредитования. Однако к кредитным обязательствам необходимо подходить максимально осторожно. Например, стоит задуматься, так ли выгодны условия Китая. Вместе с тем, объем государственного долга Кыргызстана требует принятия целой программы по обслуживанию обязательств. Разумным представляется привлечение группы экспертов, которая бы подготовила целую государственную программу и график погашения займов с учетом внутригосударственных особенностей Кыргызстана. Дополнительно, официальным лицам не стоит рассчитывать, что кредиторы пойдут на списание долга. Все-таки, финансовые обязательства – это тоже рычаг давления, от которого кредиторы не спешат отказываться.

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение