Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Что значит быть бухарцем?

Что значит быть бухарцем?

22.09.2014

Автор:


Делегация узбекских историков посетила Российский Государственный гуманитарный Университет и исторический факультет МГУ.

Интервью с одним из участников встречи - заместителем Директора Института истории Мухамедовым Шухратом Бахроновичем.

Шухрат Мухамедов родился в Бухаре. Он хорошо знает и любит этот город. Сфера научных интересов Мухамедова - история Центральной Азии (ХIX- начало XXI вв.), религиоведение, этнология

___________________________________________________________________


 Никита Власов: Вы родом из Бухары.. 

 Ш. Мухамедов: Я родился в городе Бухара, Республике Узбекистан в 1960 году, 15 марта, в семье служащих.  

Никита Власов: Шухрат-ака, Бухара является одним из самых древних городов Узбекистана. А что значит быть бухарцем? Какие культурные особенности и традиции сохраняются до нынешнего дня со времен древней Бухары? 

Ш.Мухамедов: История города насчитывает около 3000 лет, по некоторым источникам более 3000 лет. Т.е за этот период город населяли представители различных этносов, представители различных конфессий. Тем более, что город находился на пересечении очень многих торговых путей. Великий шелковый путь проходил именно через город Бухара. 

Естественно, что происходило перемещение материальных ценностей: это финансы, это торговля, это обмен культурными ценностями. В Бухаре также проживали представители различных торговых фирм - из  Индии, Китая. Есть в Бухаре Ногай, татарские караван-сараи, иранские караван-сараи. Это говорит о том, что Бухара всегда была полиэтническим и поликонфессиональным городом. Естественно, что это создает своеобразный отпечаток, влияет на формирование местного общества. Можно сказать, что жители города всегда имели особую ментальность. Толерантную, поликонфессиональную ментальность. 

Например, в Бухаре всегда были как христианские церкви, так и исламские мечети, были и зороастрийские капища, и на генетическом уровне, жители города впитали это многообразие. В них заложен очень сложный цивилизационный код. Поэтому в Бухаре даже не принято говорить о национальности. В Узбекистане говорят: “Кто ты? Откуда ты?” А мы просто говорим: «Мы жители Бухары».

Это не подразумевает никакого разделения, не подразумевает никакой отчужденности от других, просто эти люди - наследники большой, богатой истории, которую впитал в себя наш город.


 Никита Власов: Бухара является одной из самых древний, если не самой древней областью Узбекистана. Насколько раскрыты и изучены источники по истории Бухары? 

Ш.Мухамедов: Дело в том, что  на сегодняшний день мы не можем обозначить полный корпус источников по истории Бухары. Прежде всего, это связано с тем, что еще до завоевания Средней Азии арабами, это был очень богатый и культурный регион, но арабы, которые принесли в 7 веке исламскую культуру, уничтожили все древние источники. Зороастрийские храмы, согдийские письмена были (в основном) уничтожены. 

Т.е. нет, за исключением небольшого количества данных, источников, по которым мы могли изучить историю Бухары - до арабского завоевания. Есть некоторое количество источников китайских, это воспоминания китайских путешественников, уйгурских путешественников. Есть знаменитые воспоминания Марко Поло, но это уже 12 век, он застал ещё что-то от согдийской культуры, он рассказывает об этом в своих воспоминаниях. Но в основном, используется знаменитая книга Наршахи  - "История Бухары", которая была написана в конце 9-10 веков. 

 Что делается на сегодняшний день? Есть в Институте истории Республики Узбекистан специалисты по согдийской письменности. Конечно, мы стараемся найти те источники, скажем, на знаменитой горе Мук, на территории современного Таджикистана, где были найдены согдийские памятники. Сейчас, когда проводятся на территории Узбекистана археологические раскопки, находят  источники, которые были  спрятаны и не попали в руки арабам, не были сожжены. 

Эти источники восстанавливаются, и я думаю, что нас ждут большие открытия в этом направления. Да и в самом городе проходит комплексная реставрационная работа. Старые памятники реставрируются. Например, Цитадель Арк, которая была построена в конце 1 века до нашей эры, а уже сформировалась в 5 веке нашей эры. Это один из старейших памятников культуры в самом городе Бухаре. 

Очень много памятников 12, 14 веков, до монгольского завоевания, уже и периода монголов. Есть памятники периода Шейбанидов - 16-17 веков. Есть корпус памятников периода Аштарханитов. Это уже 18 век.

Вот, пожалуй, основные памятники,  которые сохранились.  Сейчас проводятся реставрационные работы, финансируемые правительством. Восстанавливается и ремесленное искусство на территории Бухары.

 Если вы приедете в город, то увидите 3 торговых купола, торговый пассаж, где нынешние продолжатели традиций купеческого сословия, занимаются торговлей. Там же есть ремесленники, которые прямо перед вашими глазами могут создать  шедевры ремесленного творчества.

Ножи, золотошвейные изделия, ювелирные изделия - это "фирменный продукт" бухарцев. Именно это вызывает интерес, поэтому столь значительное количество туристов посещает наш город, как из ближнего зарубежья, стран СНГ, так и со всего мира. 

Этот интерес поддерживается и укрепляется благодаря тому, что  очень большое внимание уделяется  развитию и восстановления исторического прошлого Бухары. 


 Никита Власов: И последний вопрос, Есть ли различия между регионами Узбекистана, которые сохраняются до настоящего времени - в культуре, традициях, кухне? 

 Ш.Махмудов: Вопрос очень хороший. Дело в том, что регионально каждая область Узбекистана имеет  свои традиции, связанные, скажем так, с историческим прошлым, с этносами, которые населяют тот или иной регион, с географическим ландшафтом, с географическими условиями.  

 Скажем, Бухара находится в зоне, где резко континентальный климат. Здесь не употребляются острые блюда. Они не почитаются, и они для региона не свойственны. Например, Ферганская долина, так как климат там более влажный, это горная местность, здесь больше потребляется жирная пища, больше потребляется острая пища. 

Есть свои особые региональные  взаимоотношения. Это, скажем, некие традиции у мужчин и женщин. Например, для Ферганской долины или для оазиса Ташкента, свойственна традиция мужчинам и женщинам собираться в так называемый Гап.

Гап, это означает в переводе - разговор. В конце недели, в тот или иной день собираются мужчины в чайханах, или женщины в каких-то ресторанах или особом  помещении, где готовятся очень вкусные блюда, ведутся какие-то разговоры, обсуждаются те или иные темы. Это не свойственно для Зеравшанской долины, для Бухары, для Самарканда. 

Или же скажем такой нюанс, что мужчины Ферганской долины, или же ташкентского оазиса, они сами готовят. А приготовление пищи (в основном) не поощряется в Зеравшанской долине. Там мужчина если начинает готовить - на него смотрят косо, в том плане, что это удел женщин, что женщина должна этим заниматься. 

Везде, во всех регионах Узбекистана есть свои уникальные особенности. Наверно, именно поэтому мы можем с полной уверенностью сказать, что Узбекистан богат традициями, богат обычаями и обрядами. Этнологи Института истории Академии наук исследуют и изучают эти традиции и обряды, и, естественно, что мы ждем капитальный, большой труд, который будет посвящен этой проблематике. 



Теги: Узбекистан

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение