Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Аза Мигранян: ЕАЭС сегодня и завтра

16.09.2014

Автор:

Теги:

 

Зав отделомэкономики Института стран СНГ,

Проф., д.э.н.,А.А. Мигранян

 

29.05.2014 г.в намеченные сроки главы трех стран-учредителей ТС/ЕЭА подписали Договор осоздании Евразийского экономического союза (далее Договор), которой начнетдействовать с 01.01.2015 г.

Справочно:

Всего в договоре 28 разделов, 118статей и 32 приложения - около 700 страниц. Состоит он из двух частей, перваяинституциональная - стратегические цели и основные задачи интеграции, правовойстатус союза, принципы деятельности и система органов. И вторая -функциональная: регламентирует механизмы экономического взаимодействия ификсирует обязательства по основным направлениям. Отдельным блоком закрепляютсяположения по поэтапной интеграции энергетических рынков.

 

ПодписанныйДоговор представляет собой документ, состоящий из 118 статей и большого пакетаприложений (которые раскрывают суть отдельной статьи и механизмы ее реализации,по сути, к каждой третьей статье. Общий текст - более страниц. Всего 32приложения детально расписывающих все сферы экономического взаимодействия. Всеприложения неотъемлемая часть договора. Сами статьи, указанные в основномдоговоре являются рамочными и вступают в силу только после подписания и утвержденияприложений всеми сторонами ЕАЭС. Такая конструкция будет сохраняться и когда всоюзном праве будут появляться новые сферы интеграции, что дает возможностьпоэтапного продвижения к единому рынку в отраслевом (секторальном) разрезе иразноуровневой интеграции.

Особоследует отметить следующие положения Договора, которые являют собой новымэтапом развития интеграционного взаимодействия стран ЕЭП/ЕАЭС:

 

I. В Договоре изложеныцели и задачи евразийской интеграции и закреплен статус ЕАЭС как полноформатной международной организации.

 Именно формат международной организации,закрепленной в подписанном Договоре существенно поднимает статус ЕАЭС намеждународной арене и предписывает по согласованным позициям всем странам-участницам выступать именно с позицийЕАЭС, а не собственной страны. Более того, официально закрепленный статусмеждународной организации в рамках Договора предполагает правосубъектность ЕАЭСпри позиционировании на мировой арене, что принуждает признанные международныеорганизации контактировать с организацией, а не с отдельными участниками.Понятно, что реалистичность признания ЕАЭС как единого международного игрока исубъекта международного права будет непосредственно зависеть от настойчивостистран ЕАЭС и системы внутренней дисциплины в самой организации (механизмисполнения данного положения пока не ясен).

В этомотношении пока еще в рамках правовой базы ЕЭП практически отсутствует единаяполитика при принятии решений, что явно продемонстрировало одностороннеерешение России о введении санкции по импорту сельскохозяйственной продукции изстран ЕС. Справедливости ради,  стоитотметить, что правовые положения соглашений в рамках ЕЭП допускают такиеодносторонние решения, что абсолютно исключает Договор о создании ЕАЭС.

Помимо того,что в Договоре отражены базовые аспекты, присущие международным организациям, внем также зафиксированы принципы суверенного равенства государств,территориальной целостности. Это часть Договора была краеугольным камнемпозиции Казахстана, для которого особенно важно обеспечение гарантийполитического суверенитета, возможности сохранять приоритет национальногозаконодательства и национальных органов управления по отношению кнаднациональным органам.

В Договоретакже заложен механизм консенсуса при принятии решений на всех уровнях.Предусмотрен принцип равной представленности сторон в рамках кадровой политикив органах Союза, т.е. независимо от участия в бюджете ЕАЭС, от вклада экономикикаждой из стран-участниц количество рабочих мест в аппарате организации, во всехее органах будут поделены в равных пропорциях, количество голосов при принятиирешений будут также распределяться в равном соотношении.

Данноеположение существенно ограничивает возможности России влиять на решенияорганизации (за исключением права вето), что существенно ущемляет национальныеинтересы России. Особенно, если учесть тот факт, что экономический вклад РФ вЕАЭС составляет 90%, вклад по налоговым и таможенным поступлениям 87,97%(Беларусь – 4,7%, Казахстан – 7,33%) от общего объема финансовых поступлений.Изначально при создании Таможенного союза в 2010 г. имеющиеся диспропорции вдолевом вкладе стран-участниц учитывались при распределении голосов: Россияимела 57% голосов, Казахстан и Беларусь – по 21,5%. Ущербность российскойпозиции при равном распределении голосов все больше будет усиливаться срасширением ЕАЭС, т.к. будет происходить распыление голосов при растущейнагрузке на бюджет РФ.   

Длярасширенного состава евразийской группировки наиболее логичным было бы решениепо распределению голосов среди участников, основанное на долефинансово-экономического участия и экономического присутствия в объединенномпартнерстве. Так, если распространить принцип распределения голосов, принятый вТС (на основе доли во взаимной торговле), то перераспределение голосов приусловии расширения ЕЭП до 6 участников могло бы выглядеть следующимобразом:  Армения – 0,96%, Беларусь– 11,2%, Казахстан -6,46%, Киргизия – 2,35%, Таджикистан – 1,03% и Россия-77,3%  (рассчитано автором поудельному весу каждой страны во взаимной торговле между шестью странами поитогу 2012 г. по данным).  Эта пропорцияможет быть использована и при расчете долевого участия в финансировании бюджетаЕЭК (по аналогии с ТС) в расширенном составе. Однако подписанный Договор былсформирован по европейским принципам равенства представительства стран ираспределения голосов, а не принципам пропорциональности вкладов участников.Это лишает Россию конкурентных преимуществ (соотношение затрат-вклада и отдачи)и сохранения позиций лидера организации.

 

II. Вторая часть Договора —функциональная, регламентирует механизмы экономического взаимодействия, а такжефиксирует конкретные обязательства по отраслевым направлениям интеграции. 

Вфункциональной части закреплены обязательства трех стран по дальнейшейинтеграции по отраслевому принципу. Какуказывается, «Договор о Евразийском экономическом союзе направлен на решениезадач по повышению благосостояния и качества жизни граждан Казахстана, России иБеларуси и предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочейсилы, проведение скоординированной экономической политики». Перспективныйинтеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году оценивается вразмере около $900 млрд.

Функциональнаячасть направлена на создание нового интеграционного объединения с цельюукрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», длямодернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке.

Договоро Евразийском экономическом союзе полностью соответствует нормам и правиламВТО, которые перенесены в него. Прямо в Договоре о ЕАЭС написано, что нормы ВТОявляются одним из базовых принципов в образовании права союза. Несмотря на точто РФ является членом ВТО, а Белоруссия и Казахстан не являются, по всемправилам, процедурам, связанным с регулированием торгового оборота илитехническим регулированием Договор точно все свои нормы выдерживает в правилахи процедурах ВТО и точно им соответствует. Это шаг предполагает избежаниерисков, связанных с претензиями ВТО при взаимодействии с ЕЭП/ЕАЭС какмеждународной организацией, а также обеспечивает более высокий уровеньготовности к судебной проверке ВТО и противостоянию по спорным вопросам.

Привступлении Казахстана и Беларуси в ВТО, эти страны могут попытаться отторговатьдругую позицию по доступу на рынок за счет изъятий. Для этого по Договорупредусмотрено создание фильтров между этой страной и всей остальной территориейсоюза.

Внаибольшей степени продвинулись интеграционные процессы в финансовом секторе.Сейчас идет работа над двумя соглашениями, которые пойдут в развитие Договораоб ЕАЭС, - по финансовым услугам и финансовым рынкам и обмену информацией наэтих рынках. На первом этапе, ориентировочно до конца 2014 г., создатьпрограмму по гармонизации национальных правовых норм, которые существуют в этойсфере, а после этого утвердить карту по гармонизации и унификации этих норм. Стем чтобы к 2025 году не просто были бы созданы условия для функционированиянаднационального финансового органа, но и началась его фактическая деятельностьв Алма-Ате.

Наиболеесложным и важным вопросом финансового сектора является проблема созданиясобственных платежных систем и их параллельное функционирование с существующимисистемами. Для России этот вопрос уже сейчас имеет приоритетный статус защитынациональных интересов, проблема скорее российская, чем других стран союза.Поэтому скорость решения этого вопроса для Беларуси и Казахстана не имеетпервоочередного значения, что существенного осложняет процесс. По этой причинеданная проблематика, связанная с созданием альтернативных платежных систем инезависимой финансово-кредитной системы, вынесена в протокольную часть.

ВДоговоре пока не предусмотрено жестких норм по макроэкономическим параметрам.Есть рекомендованные позиции по таргетированию инфляции[1] и поуровню госдолга, что создает условия для большего маневра при интеграции странс разным уровнем развития, но одновременно усиливает риски дляфинансово-экономического лидера (равнозначно донора) при ухудшении мировойэкономической конъюнктуры и кризисных спадов.

 

III. Формат двустороннихобсуждений по всем спорным вопросам предусмотрен в особой части Договора. Снятьсуществующие противоречия планируется к 2025 году.

Наиболеесложной и насыщенной по уровню противоречий остается сфера оборота минеральныхресурсов. Здесь противоречия в основном сосредоточены между Россией и Беларусью,которая настаивает на отмене всех изъятий по экспорту и импорту нефтегазовыхресурсов. Для Беларуси это даст возможность перераспределять российские доходы(включая налоговые доходы государства) от экспорта нефтегазовых ресурсов в своюпользу (по сегодняшним объемам оборота этих ресурсов цена вопроса 4 млрд.долл.).

По нефти,нефтепродуктам и газу в договоре четко прописано, что не позднее 1 января 2025года на пространстве трех стран начинают работать общие рынки нефти,нефтепродуктов и газа. В 2018 году - утвердить и запустить программуформирования всех трех общих рынков. То есть до 2025 года, когда вступят в силумеждународные договоры по трем общим рынкам, можно будет отслеживать вседвижения на пути интеграции. До 2025 года не будет общего рынка, но естьэлементы урегулированности и ясности позиций стран, хотя противоречия междустранами пока не сняты полностью.

Наиболеечувствительными секторами экономики, выигравшими от евразийской интеграцииостаются следующие отрасли:

·     В Белоруссииэто агропром и сельскохозяйственное машиностроение.

·     ВКазахстане, то это отрасль строительных материалов, пищевая промышленность поряду позиций, в частности по кондитерским изделиям, и автопром, который возникв этой стране практически с нуля благодаря производственной кооперации сРоссией в рамках ЕЭП.

·      В России такие отрасли не выражены, по крайнеймере не выявлены на уровне макроэкономических исследований.

В Договоретакже отмечается, что только наличие согласованной стратегии долгосрочногоразвития позволит привлекать в экономику ЕАЭС инвестиции и технологии. Важностьсогласованности стратегий развития экономики трудно переоценить, т.к. тольконаличие согласованной стратегии, единство подходов, общность макрорегулированиявкупе со свободой перемещения товаров, услуг, капитала и труда могут датьдополнительные импульсы инновационного развития всего региона.

Одновременновыстраивание скоординированных политик дает возможность не просто взаимнойпоставки конечных продуктов или даже их создания, но и углубления внутреннихкооперационных технологических и инвестиционных связей. Например, одна страна -участница союза начинает развивать производство комплектующих для другой.Наличие такого рода согласования стратегий является мотивом и стимулом, чтобыбизнес шел в технологические цепочки создания общих продуктов.

При всехположительных сторонах подписанный Договор не в полной мере отвечаеттребованиям документа такого уровня и самое главное ожиданиям его участников.Многие эксперты подчеркивают тот факт, что подписанный Договор имеетдекларативный характер, т.к. не отвечает требованиям функционированияинтеграции на уровне экономического союза. В качестве аргументовприводится  большое количество изъятий иограничений, имеющихся в союзном Договоре и препятствующих свободномуперемещению товаров и унифицированному ведению бизнеса.

ПодписанныйДоговор в большей степени характеризуется как компромисс не полной мереотвечающий требованиям интеграции уровня союза и единого рынка, но содержащиймеханизмы для дальнейшего углубления интеграции. Уникальность подписанногодокумента обусловлена с одной стороны незавершенностью унификации, а с другойименно эта незавершенность создает поле для маневра всем странам-участницам. Сэкономической точки зрения данный Договор не привнес практически ничего новогов уровень имеющейся торгово-экономической интеграции. Скорее Договорзафиксировал имеющиеся достижения в торговом пространстве, вфинансово-экономическом и макроэкономическом регулировании, он упорядочил иконсолидировал все, что было сделано до этого. В качестве главного достоянияданного Договора является сам факт его подписания, что создает условия длядальнейшей работы по созданию реальной экономической интеграции, появилисьсовершенно новые направления, которые, может быть, не сразу дают ответы на всевопросы, но точно дают определенность, что будет впереди, определив цельинтеграционного проекта ЕАЭС.

 

Таким образом,Договор о создании ЕАЭС можно отнести к рамочным документам, которыйобеспечивает максимально комфортные условия для формирования эффективнойнормативно-правовой базы экономической интеграции. Компромисс – основнаяхарактеристика подписанного 29 мая документа. Необходимость взаимных уступокобусловлена высоким уровнем дифференциации экономик стран-учредителей, различиемцелей и подходов к евразийской интеграции. Ценность Договора заключается в том,что он допускает широкий диапазон вариативность скорости и качества развитияинтеграционного взаимодействия в секторальном разрезе. Этот подход обеспечилсаму возможность подписания документа и заложил стратегию евразийскойинтеграции: поэтапное движение в направлении углубления интеграции,дифференцированный подход в разрезе секторов, отраслей, продуктовых линий исфер деятельности.

Оцениваяпреимущества и риски, заложенные в Договоре, можно с уверенностью утверждать,что его проектная структура позволяет обеспечивать  движение вперед исходя их принциповразноуровневой и разноскоростной интеграции в зависимости от степенигармонизированности и унифицированности факторов экономики, правовой среды имакрорегуляторов в различных сферах деятельности.

К числупреимуществ Договора можно отнести:

·        Законодательно закрепил свободу перемещенияграждан ЕАЭС по союзу, диплом о высшем образовании будет признаваться во всехтрех странах, страховка будет единой, открыть бизнес можно будет без проблем влюбой из трех стран.

·        Создал условия дляпродолжения тенденций ТС/ЕЭП по развитию внутреннего спроса для предприятий всамых разных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере услуг попроизводству материальных активов.

·         Положительный эффект от интеграцииощутили является тенденция сокращения доли сырьевых ресурсов во взаимнойторговле с 40 до 33% за время функционирования Таможенного союза.

·        Для Белоруссии на рынок союза приходится болееполовины внешней торговли страны (рост более чем на 50%), для Казахстана этотпоказатель приближается к 19%, но тоже растет, для России он пока находится настабильном уровне 7,5-8%.

·          Договор о ЕАЭС создает инструменты для развитияконкурентоспособности, импортозамещения.

·          Принцип равенства партнеров (что предполагает нетолько равенство голосов при принятии решений в ЕАЭС, но и равенство полномочийи ответственности сторон)

·          Пакеты соглашений структурированы и имеютпроектный принцип формирования, что позволяет учитывать степень гармонизацииунификации законодательной базы стран ЕАЭС)

·          Рекомендательный характер макроэкономическихкритериев создает условия для интеграции между странами с различными по уровнюразвития и структуре экономиками; отсутствие санкционных мер дает возможностьманевра при выработке общих подходов в вопросах макроэкономическогорегулирования, способах гармонизации бюджетной, налоговой, денежно-кредитной ифинансовой политики стран-участниц ЕАЭС.

·          Этапность продвижения по рынку топливно-энергетическихпродуктов, электроэнергии и другим группам товарным группам позволяет учитыватьстрановые интересы. Особенностью, которую также можно причислить к  преимуществам, является выделение вспециальный блок спорных вопросов, отнесенных к компетенции двустороннихпереговоров. Это позволяет надеяться на решение наиболее чувствительныхвопросов с наименьшим ущемлением интересов всех сторон проекта.

 

Следовательно,Договор можно рассматривать как реальную базу для развития реальнойэкономической кооперации между Россией, Казахстаном и Беларусью при условииэффективного  использования заложенныхвозможностей.       

 



[1]Контроль инфляции (Inflation targeting) - это применениеспециальных мер, установленных государственными органами власти страны, с цельюмаксимального контроля над уровнем инфляции в государстве. Данные действияулучшают экономику в стране и позволяют следитьза динамикой инфляции в государстве.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение