Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Когда не гладко даже на бумаге (о проекте реформирования госуправления кыргызстанских депутатов)

13.09.2014

Автор:

Теги:
 Когда не гладко даже на бумаге (о проекте реформирования госуправления кыргызстанских депутатов)ЦГИ «Берлек-Единство»: Когда не гладко даже на бумаге (о проекте реформирования госуправления кыргызстанских депутатов)
Новое оппозиционное движение (НОД) в Кыргызстане долгое время критиковавшее власть, до сих пор так и разразилось альтернативным проектом государственного управления. Однако сейчас такой проект предложила группа оппозиционных депутатов Жогорку Кенеш, в том числе и лидер НОД Равшан Жээнбеков. Он вместе с Исмаилом Исаковым, а также Омурбеком Абдырахмановым разработали концепцию государственного управления.

Авторы концепции напрямую связывают революционные события в 2005 и 2010 гг. с «неправильной внешней политикой» Кыргызской республики. Депутаты предлагают изменить нынешнее 5-ступенчатое административно-территориальное и государственное управление (президент – правительство – губернатор – аким – айыл окмоту) на 3-ступенчатое (минус президент и губернатор).

Весь проект предполагает усиление парламентаризма. Сроки полномочий президента должны быть сокращены с 6 до 4 лет, а также необходимо предусмотреть чередование в выборе президента по принципу «север-юг». Работу органов местного самоуправления депутаты также предлагают реформировать в соответствии с приоритетом парламентаризма. Согласно проекту возрастает роль депутатов горкенешей и сельсоветов.

Авторы утверждают, что такими реформами они смогут преодолеть коррупцию и сделать процессы государственного управления транспарантными. В проекте даже прописаны будущие зарплаты министров и акимов.

Представляется, что этот проект ждет незавидная судьба. Дело в том, что он входит в противоречие стремлению А. Атамбаева усилить исполнительную власть. Для Кыргызской республики дальнейшая децентрализация – это путь к расколу страны.

Несмотря на провозглашенный после 2010 г. курс на парламентаризм, его результаты не столь однозначны. Депутаты Жогорку Кенеш проводя в полемике многочисленные заседания долго не могут определиться со своей позицией (а некоторые просто не заинтересованы в ее выражении), что парализует систему государственного управления.

Мнение большинства экспертов в Кыргызстане сводится к тому, что в стране явно достаточно парламентаризма, необходимо не расширять его функционал, а создать условия для того, чтобы Жогорку Кенеш работал на благо государства и не рассматривался региональными элитами как площадка для отстаивания своих, специфических интересов.

Р. Жээнбеков давно уже призывает ограничить полномочия Президента, однако de-facto именно он является основным гарантом государственности Кыргызстана.

Парламентарии ни за что не отвечают. Вот и в проекте депутатов Жогорку Кенеш говорится о том, что «не исполняющий закон чиновник будет привлечен к ответственности прокуратурой или судом», однако симметричных пассажей в отношении депутатов, почему-то нет. В Кыргызстане депутаты, не обремененные никакой ответственностью, превращаются, главным образом, в прослойку демагогов, старающихся всеми правдами и неправдами набрать политические очки в глазах своих избирателей.

Отдельно следует сказать о предложении депутатов законодательно прописать чередование в выборе президента по принципу «север-юг». Советская и постсоветская история Кыргызстана свидетельствует, что такое чередование практически всегда имело место быть: северянина сменял южанин, а того, в свою очередь, заменял северянин. Однако это элемент политической культуры Кыргызстана, который вряд ли следует институционализировать и прописывать на законодательном уровне.

Также из опубликованной части проекта совершенно непонятно, каким образом новая система государственного управления позволит преодолеть коррупцию, а также сепаратизм и регионализм. Для системы государственного управления как таковой неприемлема ситуация, когда, например, мэр города Ош просто игнорирует вызовы в Бишкек, а на митинге заявляет «в Оше хозяин Я!» Как бы мы ни относились к Мелисбеку Мырзакматову, критиковали бы его за сепаратизм или хвалили бы его управленческие компетенции, такое положение дел – недопустимо. Это путь к расколу страны.

Для жителей Кыргызстана наиболее важным является сейчас стабильность общества и государственной власти, однако приведет ли усиление парламентского начала к этому? Авторы законопроекта, безусловно, правы в том, что система государственного управления должна стать более транспарентной и антикоррупционной. Однако про то, как этого достичь депутаты сказали очень немного. Поэтому, представляется, что самая актуальная часть проекта осталась нераскрытой.

В остальном же проект представляет собой попытку концептуализировать то, что Р. Жээнбеков и О. Абдрахманов постоянно говорят на митингах и в прессе. С учетом тех прорех, что есть в документе, вряд ли эту попытку стоит признать успешной. Однако, что называется, для галочки, этот документ пойдет. Теперь на осенних митингах и прочих флэшмобах НОД будет говорить о том, что у них есть программа развития государственного управления, и то, что «неправильная внешняя политика» приведет страну к третьей революции.

Радик Мурзагалеев - ЦГИ «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение