Русский мир и Евразийский союз. Почему между ними нет противоречий, - А.Дзермант
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Словообразы "Русский мир" и "Евразийский союз" все чаще используются в публицистике и научных работах. Иногда они сочетаются, часто противопоставляются, а еще чаще при их употреблении ускользает прозрачный смысл, что затемняет сущностные вещи, необходимые для понимания. Причем, понимания не только в российской медиа-сфере, где они бесконечно воспроизводятся, но и в странах-союзниках и соседях, имеющих непосредственное отношение к этим понятиям.
Словообразы "Русский мир" и "Евразийский союз" все чаще используются в публицистике и научных работах. Иногда они сочетаются, часто противопоставляются, а еще чаще при их употреблении ускользает прозрачный смысл, что затемняет сущностные вещи, необходимые для понимания. Причем, понимания не только в российской медиа-сфере, где они бесконечно воспроизводятся, но и в странах-союзниках и соседях, имеющих непосредственное отношение к этим понятиям.Формула Русского мираДля того, чтобы идея Русского мира не превратилась в ничего не несущий в себе идеологический штамп, необходимо выделить четкие критерии, признаки, при наличии которых можно говорить об общей принадлежности к нему.Во-первых, отсчет истории государственности, идущий от древнерусских княжеств - Русской земли. И Киевская Русь, и Полоцкое княжество, и Великое княжество Литовское, и Московское государство связаны генезисом с той, изначальной Русью.Во-вторых, принадлежность большинства населения к восточному обряду христианства, исповедание православия, "русской веры".В-третьих, опыт подданства Российской империи и совместного строительства СССР, как наиболее успешных и могущественных воплощений русских геополитических проектов.Разработка сложных e-commerce проектовВ-четвертых, пространство преимущественного распространения русского языка и близкородственных украинского и белорусского языков.В-пятых, принадлежность к общинам по всему миру, так или иначе соотносящимися с перечисленными выше критериями.Все это весьма общие критерии, они могут быть дополнены частными, сочетание которых позволяет описать разнообразие форм русскости, но при этом не утратить понимания общности.Разнообразие форм - важная черта для адекватного понимания жизнеспособного проекта Русского мира в будущем. Успешная формула Русского мира не может существовать без учета разнообразия собственных этнокультурных, языковых, национальных и политических форм. Было бы уместно сравнить "Русский мир" и "Немецкий мир" или "Скандинавский мир". "Немецкий мир" - это не только Германия и ее государственная традиция. Это также и Австрия, Швейцария, Лихтенштейн и Люксембург, но при этом германосфера - культурная, экономическая реальность, фактически являющаяся ядром Европейского союза.Скандинавские языки очень похожи друг на друга, почти неотличимы для неподготовленного слушателя, но при этом датчане, шведы, норвежцы и исландцы - отдельные нации, объединенные общностью интересов в Северный совет, составляющие свой региональный кластер. Эти примеры напоминают нам о том, что "Русский мир" - типологически схожее явление в рамках европейской цивилизации.Сопряжение Русского мира и Евразийского союзаЕсли "Русский мир" является частью европейской цивилизации, то как же быть с идеей Евразийского союза, как соотносятся эти понятия? Очень часто можно услышать утверждения о том, что Россия-Евразия - это особая цивилизация, совершенно отличная от европейской. Однако и тут нужны четкие критерии соотнесения или отличия. Многообразие форм европейской цивилизации основывается на античном наследии (философия, искусство, право) и христианской традиции.Россия - восточная ветвь европейской цивилизации, или, как определяет историк Андрей Фурсов, "русский исторический субъект - это европейский субъект, освоивший евразийское пространство. […] Тезис о некой евразийской цивилизации - это логическая и историческая подмена истории географией, субстанции - функцией". Евразийство, как оригинальная продуктивная философская и геополитическая доктрина - это специфический продукт русского мышления, но в рамках европейской культуры, сравнимый с идеями испанских и португальских мыслителей об общем культурном пространстве европейских Испании и Португалии со странами Латинской Америки или даже с "Англо-саксонским миром", разбросанным на пяти континентах.Евразийский союз в идеале должен стать геополитическим проектом, продолжающим дело "Русского мира" по освоению Евразии, активного созидательного взаимодействия с "Тюркским миром". "Русский мир" не может ограничиться только территорией этнического славянского большинства, хотя эта территория была и будет демографическим и политическим ядром Северной Евразии. "Тюркский" и другие "миры", имеющие притяжение к "Русскому" именно через союз с последним, могут не только укрепить свои позиции в глобальной конкуренции, обеспечить обороноспособность и суверенное развитие, но и продолжать обогащать собственную идентичность элементами русской культуры, как культуры европейской - светской и гуманистической.Украинский вызовСобытия на Украине действительно ставят вопрос и будущем "Русского мира" как некоего общего для трех восточнославянских народов концепта, и о будущем Евразийского союза, как притягательного экономического и геополитического проекта.Кровопролитная гражданская война создает тот эмоциональный фон, который, казалось бы, делает невозможной оценку не с позиций воюющих сторон, а с позиций более отстраненных, с учетом стратегической перспективы.Если мы представляем "Русский мир" и Евразийский союз как реальности будущего, превосходящие тот драматический разлом, который происходит в Украине, то следует указать на опасности, угрожающие их существованию.На Украине этим стал взрывной коктейль коррумпированной олигархической системы власти и радикального национализма. Безответственные политики и нувориши сделали ставку на призрачную перспективу евроинтеграции, совершенно не учитывая раскол общества по этому поводу и интересы России - крупнейшего военного, экономического и политического игрока в регионе. Националистическое безумие не позволило подтвердить за русским языком статус регионального и дать гарантии культурной автономии населению Восточной Украины.Если в Новороссии, ввиду отсутствия массовой поддержки ополченцев местным населением, при отсутствии внятной социальной мобилизационной программы, случится военное поражение, то на фоне патриотической фрустрации это может привести к непредсказуемым последствиями для самой России. Также опасные идеи части русских националистов о том, что после Крыма надо "присоединить" Беларусь и северный Казахстан могут похоронить идею Евразийского союза навсегда."Русский мир", повторим еще раз, - это разнообразие этнокультурных, языковых, национальных и политических форм. Он не сводим только к ностальгии по Российской империи, СССР или мечтам и присоединении всех русскоязычных территорий к Российской Федерации. Украина станет серьезным испытанием для него при любом развитии событий.В случае затяжной войны и возможной ликвидации Новороссии Украина превратится во враждебное России государство, одной из миссий которого будет провозглашение собственного геополитического проекта - антироссийской "Киевской Руси" или "Балто-Черноморского союза".В случае, если Новороссия выстоит, возникнет вопрос о том, что будет с ее населением: станет ли оно просто русским, без следа украинскости, возникнет ли там новоросская нация или центр нового украинского проекта, альтернативного западенскому, ориентированный на Россию? Вступит ли она в Евразийский союз или окажется в составе России?Возникают и новые задачи для Беларуси - страны, которая может сыграть свою важную роль в новой конфигурации "Русского мира". Сохраняя доверие как России, так и Украины, разработать "дорожную карту" для нормализации отношений, используя собственную "мягкую силу" снижать уровень взаимной враждебности, не позволять замкнуться "Балто-Черноморской оси", помочь в случае сохранения Новороссии построению там справедливой социально-политической и экономической модели. В целом взять на себя ответственность за безопасность и развитие на западных рубежах Евразийского союза и западном пограничье "Русского мира".Императивы выживанияСейчас идея "Русского мира" переживает непростое время. Вынужденная включенность России в украинский кризис нередко провоцирует некоторых политиков на неосторожные заявления и действия, шовинистические амбиции, пренебрежение социальными проблемами. Все это надолго может перечеркнуть отношение к "Русскому миру" как общности.От этого же, как примера умения управляться со сложными системами и разнообразием, зависит и судьба рождающего Евразийского союза.Поэтому императивами выживания и дальнейшего роста видятся следующие:- ориентация на создание общего военно-политического блока, обладающего высокой степенью экономической самодостаточности, новая реиндустриализация;- курс на построение справедливой социально-политической модели, минимизация влияния на политику и экономику кланово-олигархических структур;- превентивная и санационная политика в отношении националистических проявлений, великорусского, украинского, белорусского, казахского и других национализмов, исключение из публичной сферы воззрений, отрицающих существование украинской и белорусской наций, языков и пропагандистских клише в духе "русские - не славяне", "Россия - азиатская страна" и т.д.;- скорейшее прекращение войны в Украине, развертывание там миротворческой и гуманитарной миссии, выработка плана адекватной работы с украинской и новоросской идентичностью;- сбалансированная демографическая и миграционная политика как план наращивания и укрепления этнокультурного ядра "Русского мира" и организации его созидательной работы на Кавказе и в Средней Азии.От выполнения этих задач зависит наше общее будущее. В переломное время не может быть отстаивания только своих интересов или взглядов на историю, но должно появиться чувство общей ответственности за судьбу того, что мы называем "Русским миром" и создаваемым Евразийским союзом.Алексей Дзермант. Родился в 1979 г. в Минске, окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси. Философ, историк идей. Сфера интересов: политическая и этническая история Восточной Европы, геополитика, философия традиционализма. Участник проекта "Цитадель", главный редактор альманаха "Сівер".
Источник - odnako.org
Поделиться: