ЦГИ «Берлек-Единство»: «Турецкий фактор» нужен Западу для манипулирования Казахстаном

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
У Казахстана итак тесные и конструктивные отношения с Турцией и другими странами тюркоязычного мира. Излишняя политизированность и ангажированность этих контактов может лишь нивелировать в глазах Казахстана социокультурную значимость этого единства, что крайне неблагоприятно скажется на таких структурах как Совет Саммита тюркоязычнх стран и Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), которые и без того работают недостаточно эффективно и не в полном составе (без Узбекистана и фактически Туркменистана).
ЦГИ «Берлек-Единство»: «Турецкий фактор» нужен Западу для манипулирования Казахстаном
Геополитические и санкционные конфронтации России и Запада, вызванные украинским кризисом сформировали своеобразный баланс сил, который в последние месяцы стороны безуспешно пытаются нарушить. С одной стороны, выступает Вашингтон и Брюссель, которые обвиняют Россию во всех смертных грехах и оказывают серьезное давление на нее. В Москве, напротив, считают, что давление Запада, интервенция в формате технологий цветных революций нивелировала суверенную государственность Украины, и привела к антинародной политике постмайданных властей этой страны, логическим следствием чего явилась гражданская война.Санкционная политика Запада, противоречащая нормам ВТО, в отношении России вызвала адекватные контрмеры, что только усугубило конфликт.Сейчас, к сожалению, Запад акцентировано разворачивает свою пропагандистскую машину в сторону Казахстана, пытаясь вбить клинья в отношения Москвы и Астаны. То, что это важная часть плана Запада по деконструкции процессов евразийской интеграции – несомненно.Еще весной 2014 г. журналист Р. Бойз из The Times предлагал рекомендации по т.н. «предотвращению воссоздания Москвой Советского Союза». Среди основных пунктов тогда были обозначены давление на «Газпром» и попытки уговорить Н. Назарбаева выйти из Таможенного Союза.Уже известно, что готовящийся четвертый пакет санкций в отношении России касается «Газпрома», а вот Н. Назарбаева – инициатора процессов евразийской интеграции уговорить выйти из Таможенного Союза не удается. Именно поэтому западные акторы, похоже, принялись методично дискредитировать российско-казахстанские отношения.Однако с учетом прочного характера связей Москвы и Астаны добиться поставленной цели практически невозможно, даже если развести масштабную информационную войну, к которой, судя по всему, в Казахстане желают поучаствовать некоторые прозападные и антиевразийские медиумы.Одним из элементов такой борьбы является и образ ряда важных геополитических игроков (Китай, Турция, арабские страны).Недавно в одной из турецких газет был опубликован материал, в котором отмечается, что Турция ввиду сложившейся геополитической конфигурации должна уделять больше внимания Казахстану.«Оставшись в одиночестве, Казахстан станет объектом нового торга. Ведь обе стороны потребуют от него встать на ту или иную сторону баррикад. Теперь сбалансированная политика не спасет Астану. Поэтому в игру должна вступить Турция. Анкара должна перейти к активнымдействиям, пока не стало слишком поздно. Ей не нужно ждать, когда вспыхнут беспорядки и зазвучат революционные лозунги» (DİKKAT! Sıra Kazakistan’a gelebilir).Из этого провокационного материала следует, что некоторыми силами на Западе Турции отводится роль некоего «засланного казачка», способного предложить Казахстану третий (неевразийский и незападный) путь развития.Турция, небольшая часть территории которой географически относится к Европе, всегда следовала в формате Западной политики, проявляя особую лояльность США. При этом влияние Турции на республики Центральной Азии в постсоветский период было довольно-таки значительным. Особенно это касалось инструментов soft power (проекты в сфере культуры и образования), а также торгового и экономического сотрудничества.В свете этого, т.н. «третий путь развития» в виде сближения с Турцией для Казахстана выглядит иллюзорным. У Турции нет собственной стратегии действий в Центральной Азии, и хотя она пытается играть самостоятельную роль в регионе, ресурсов для этого явно недостаточно. По-сути Турция выступает лишь как агент западного влияния в Центральной Азии.Обращает на себя внимание, что автор процитированной статьи в формате эксклюзивной логики («или-или») говорит о том, что от Казахстана требуется встать на ту, или иную сторону. Однако, как видим, позиция Казахстана в постмайданных конфигурациях Евразии – наиболее здравая и не вписывается в эту пресловутую логику. Н. Назарбаев постоянно говорит о деэскалации конфликта на Украине, прекращении санкционных войн и налаживании конструктивного взаимодействиям между формируемым Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом.Возможно, сейчас, когда уже около года маховик информационной войны раскручен – такие предложения кажутся несбыточной мечтой. Однако именно к этому нужно стремиться всем. Поэтому попытки навязать Турцию Казахстану выглядят не только бессмысленными, но и вредными.У Казахстана итак тесные и конструктивные отношения с Турцией и другими странами тюркоязычного мира. Излишняя политизированность и ангажированность этих контактов может лишь нивелировать в глазах Казахстана социокультурную значимость этого единства, что крайне неблагоприятно скажется на таких структурах как Совет Саммита тюркоязычнх стран и Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), которые и без того работают недостаточно эффективно и не в полном составе (без Узбекистана и фактически Туркменистана).Радик Мурзагалеев - ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться: