Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2014: Выбор Назарбаева.

09.09.2014

Автор:

Теги:

   Михаил Сомов. МГЛУ.


Последние выступления Президента Казахстана, особенно его интервью в Улытау, а также речь перед обеими палатами Парламента РК, широко комментировались международными СМИ. Заметим, что акцент в этих комментариях был сделан на международный аспект, украинский кризис, отношения с Россией и Западом.

Между тем, наибольшую обеспокоенность казахстанского руководства, судя по всему, вызывают негативные тренды, связанные с обстоятельствами внутреннего характера. Ведь даже вопрос о том, как отразится на казахстанской экономике проблема взаимных санкций РФ и ЕС, напрямую связан с вопросом об устойчивости национальной хозяйственной системы, ее способности гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, международную бизнес-среду.

Тем более, что ни для кого не секрет – в последние несколько лет глобальные экономические тенденции, если и менялись, то далеко не в лучшую сторону. Особенно для экономик тех стран, которые ориентируются на сырьевую модель развития или же отчаянно пытаются уйти от очередных инъекций нефтяной иглы.

Выступление Нурсултана Назарбаева 2 сентября  было, как раз, посвящено вопросу, как, с использованием имеющихся ресурсов, минимизировать воздействие негативных внешних факторов. Тем более, что повлиять на эти внешние факторы Казахстан, судя по всему, уже (или еще) не в состоянии.

В таком случае, ответ очевиден – необходимо создавать условия для того, чтобы бизнес (в первую очередь МСБ) мог развиваться без излишней государственной опеки. Необходимо упрощение процедур регистрации, сокращение числа проверок, минимизация административных форм контроля – все то же самое, что и пять лет назад, но уже в принципиально иных условиях.

Иными условиями являются не только неблагоприятная экономическая конъюнктура, но и политический «часовой механизм», запущенный кризисом на Украине в саму ткань постсоветской системы. Оставим в стороне все аспекты, связанные с внешним влиянием на Майдан и оценим внутренние протестные факторы, которые привели на киевские площади не только сторонников движение в ЕС и оголтелых националистов, но и вполне адекватных людей, не желавших сохранения прежней модели отношений по линии «государство-власть».

С этой точки зрения, уроки для Казахстана, да и для России очевидны – необходимы кардинальные меры по борьбе с коррупцией, максимальные послабления в плане работы МСБ, категорическое прекращение любых форм администрирования в бизнес-среде.

Если система обладает высоким запасом внутренней устойчивости, то и влияние любых внешних сил на эту систему будет минимизировано. Обладает ли таким запасом прочности Казахстан? Напрашивается ответ – пока у руля Нурсултан Назарбаев, его личный авторитет способен поддерживать систему в равновесии даже, если она не в идеальном состоянии.

И, судя по последним выступлениям Елбасы, он как раз четко понимает, что главная задача, стоящая перед казахстанским государством состоит в том, чтобы эти точки опоры расширить.

Понимает ли уровень рисков казхастанская элита? Это более сложный вопрос, хотя бы потому, что сама элита неоднородна. В ней нет такой вопиющей фрагментарности интересов как на Украине, но, столь же очевидно, что высокая степень сплоченности гарантируется наличием во главе государства столь сильной фигуры как Назарбаев. В этом случае, является ли "план Назарбаева", одновременно, планом казахстанской элиты. От этого, собственно говоря, и зависит прочность "антимайданной" прививки для Казахстана.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение